Фрагмент для ознакомления
2
ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Проблемы и задачи этнокультурного воспитания в современном научном сообществе весьма актуальны. Педагогическая сфера явно стремится к использованию опыта этнокультурного воспитания в новых технологиях и методиках образовательной деятельности.
К этнокультурному компоненту в обучении следует относить все то, что позволяет учащемуся активно развиваться в творчестве, предлагает знакомство с обширным миром национальной культуры, ее традиций и особенностей, духовно-нравственных идеалов, а также язык, уклад жизни, народные промыслы и известные представители этносов. Все это способствует полноценному и максимально приближенному к образу жизни учащегося воспитанию в современном обществе, с учетом конкретной исторической ситуации. Личность в процессе этнокультурного воспитания приобретает навыки и стремления к самоопределению, что ведет к самосознанию себя и своей общности в государстве в качестве участников гражданской деятельности.
Главным направлением образовательной системы в школе становится поступательное качественное преобразование учебного процесса, который неразделим с школьным воспитанием в связи с мировой культурой. К таким преобразовательным действиям можно отнести усиление действующих методик и технологий благодаря этнокультурному компоненту, а также внедрение и новых технологий, направленных на обучение российским этнокультурным особенностям.
При условии внедрения в школьную систему образования этнокультурного компонента в учебном процессе будут создаваться и распространяться методики воспитания, которые с использованием уже существующих привычных направлений обучения предложат творческое воспитание с учетом интересов всех сторон образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей и государства как заказчика. Именно такое отношение к воспитанию учащихся средней школы дает возможность сохранять традиционную школу, предлагает достаточный уровень знаний, одновременно с этим обогащая обучение национальным и культурным компонентом, делает школу полноценной воспитательной средой, которая воздействует на развитие личности и способствует ее социализации наиболее полно.
Составляющие этнокультурной образовательной технологии направляют воспитательный процесс развития личности в сторону осознания основных социокультурных особенностей, восприятие которых позволяет человеку достигать самоопределения и нахождения своей роли в обществе. К таким особенностям можно отнести гражданскую позицию и этническую и религиозную принадлежности. В общественном сознании сочетание этих особенностей формирует индивидуальное представление о своей стране.
К основным задачам этнокультурного образования относятся:
• Воспитание толерантной личности в межэтнической среде: происходит создание условий включения личности в собственную культуру и усвоение ее традиций вместе с формированием основы для взаимного уважения представителей различных этнических групп;
• Создание условий для стремления к знанию национального и государственного языков, что позволяет быть одновременно и членом отдельной группы, и чувствовать себя гражданином своего государства.
Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.
Технология и методика этнокультурного воспитания реализуется в соответствии со своими принципами и закономерностями. Следует выделить такие закономерности:
• Эффективность реализации педагогической модели как структуры, включающей в себя совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях возможна при прогностичности процесса этнокультурного воспитания на основе целостности и единства всех его сторон;
• Эффективная реализация концепции, педагогической стратегии и модели этнокультурного воспитания совершается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистемах дошкольного и школьного этнокультурного воспитания только на основе открытости педагога приобретению и использованию компетентностных ресурсов для осуществления этнокультурного воспитания детей дошкольного и школьного возраста;
• Эффективное развитие этнокультурной воспитанности (компетентности) субъектов зависит от того, насколько этнокультурное воспитание (образование) соответствует сущности этнокультуры, задействует её основные характеристики (концепты, ценности, отношения) в многомерном и подвижном полилогическом этнокультурном образовательном пространстве, ориентированном на особенности региона;
• Эффективное развитие этнокультурной воспитанности (компетентности) зависит от того, насколько педагогический ресурс обусловлен интеграцией и вариативностью содержания, средств, форм и методов этнокультуросообразной технологии воспитания, направленной на становление этнической субъектности личности.
Приведенные закономерности обуславливают такие принципы как:
• Единство и взаимосвязь всех компонентов процесса этнокультурного воспитания в образовательном пространстве школы;
• Целостности, и комплектности внешнего и внутреннего элементов школьного этнокультурного воспитания;
• Многообразия процесса этнокультурного обучения, основывающегося на принципе региональности этнокультурного воспитания;
• Соответствия необходимости внедрения и многокомпонентности методики, принципов, средств и форм этнокультурного воспитания. Данные принципы необходимы для корректного достижения целей этнокультурного обучения, выстраивания его содержательных элементов и позволяют оценивать эффективность этнокультурной технологии в образовательной среде.
Определенная система построения принципов исходит из социальных функций образования, где наиболее четко объясняется необходимость этнокультурного воспитания, и учитываются сформированные осмысленные обычаи, уклады жизни и деятельность людей в определенной культурной и исторической сфере. В обществе тесно переплетены и глубоко взаимосвязаны культура и образование как два социальных феномена. Понимание и развитие культуры достигается посредством образования, а образование может существовать при наличии определенного уровня культуры. При этом, образование является достаточно самостоятельным двигателем для поиска и создания новых культурных форм. Согласие с тем, что образованию присущи социокультурные свойства, совершенно не исключает необходимости присутствия этнокультурного компонента в воспитательном процессе. Этнокультурное воспитание может выступать в качестве культурного процесса, проводящего свою деятельность, и которому присуще особое пространство и системность. Важность процесса воспитания и условие его сопутствия процессу образования делают обучение культуросообразным, однако постоянное использование этнокультурной составляющей довольно трудно реализовывается. Поэтому этнокультурное воспитание должно быть встроено в государственную систему образования, но, при этом проходить обособленно, в качестве отдельного курса.
Важно понимать, что этнокультурное воспитание в поликультурном обществе – это сложный процесс, требующий четко проработанной методики. Только в таком случае возможности и мировоззрение каждого ребенка, независимо от его этнической принадлежности, не будут ущемляться. Во-первых, наравне с культурой своего этноса ребенок должен знакомиться с особенностями всех этнических групп своего региона. Во-вторых, при наличии поликультурного общества в одном классе находятся представители разных этнических групп, поэтому необходимо соблюдать условия равенства, в том числе и по отведенному времени на изучение каждой культуры. В-третьих, этнокультурное воспитание способствует хорошему налаживанию межкультурного и межэтнического диалога при использовании проработанной и целесообразной методики этнокультурного воспитания в школе. В-четвертых, педагог выступает как пример для подражания, и его модель поведения отражается на учениках: принимает ли он сам все те принципы толерантности и уважения, которым обучает в течение курса. Педагог – это тот взрослый представитель своей культуры, который вкладывает в учащихся понимание ценностей, нравственные ориентиры, моральные основы, кроме того, это отдельный человек с его собственным мировоззрением, следовательно, ученики получают возможность не только межэтнической коммуникации на детском уровне, но и непосредственного общения с личностью, как способ практического применения полученных знаний. В-пятых, следует помнить и о том, что педагог должен иметь определенные навыки для эффективной и корректной воспитательной деятельности в рамках этнокультурной методологии. Для эффективного этнокультурного воспитания должны использоваться современные образовательные идеи и концепции в аспекте новейших разработок педагогической науки, а также учитываться тенденции воспитания, основные стратегии, диалогичность культур, взаимодействие со взрослыми
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы.
1. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогические основы воспитания нравственности в поликультурном образовательном пространстве. М.: Гелиос АРВ, 2015. 304 с.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность. Методическое пособие. М.:Сфера, 2006. 64 с.
3. Бетильмерзаева М.М. Духовная безопасность как гарант здорового общества// Материалы научно-практической конференции. Грозный. 2014. С. 60.
4. Буралова Р.А., Халидов А.И. Тенденции чеченско-русского двуязычия и эколингвистическая ситуация в Чеченской Республике // Современные проблемы науки и образования. 2015. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21854
5. Волкова Н.В. Трансформация системы вербальных средств освоения реальности// Материалы научно-практической конференции. Грозный. 2014. С.74.
6. Горшенина С.Н., Саттарова К.Р. Современные технологии в этнокультурном образовании школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 18-22.
7. Дубровина И.В. и др. Психология. М.: ACADEMA, 2004. 464 с.
8. Мусханова И.В. Личность. Духовность. Нравственность. Грозный, 2015. С. 224.
9. Мусханова И.В. К проблеме билингвального обучения в условиях возрождения родного языка // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Грозный. 2016. С.117-121.
10. Мусханова И.В., Яхьяева А.Х. Личность младшего школьника: условия развития интеллектуальных способностей в этнокультурной среде // Современные науки: актуальные проблемы теории и практики. Москва. 2015. № 11-12. С. 133-139.
11. Мусханова И.В. История педагогического образования Чечни в XX веке // Вестник АН ЧР: журнал. Грозный. 2008. № 2. С. 192-195.
12. Мусханова И.В. О влиянии языка обучения на интеллектуальное развитие младших школьников // Вопросы кавказского языкознания: Материалы Всероссийской научной конференции. Махачкала. 2011. С. 152-158
13. Мусханова И.В. Психологическая безопасность личности и семья// Материалы научнопрактической конференции. Грозный.2014. С.181.
14. Мусхаджиева Т.А. Формирование конструктивных отношений в профессиональном взаимодействии// Материалы научно-практической конференции. Грозный. 2014. С. 177.
15. Платонова Р.И., Неверкович С.Д. Ретроспектива и современные тренды педагогической практики в условиях высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 136-140.
16. Платонова Р.И., Неверкович С.Д., Парфенов И.Я. Организация педагогической практики в вузах// Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 23-30.
17. Этнокультурное образование школьников – основа формирования поликультурной личности. Режим доступа: http://www.molych.ru/pedagogika/etnokulturnoe-obrazovanie-shkolnikov-osnovaformirovanija-polikulturnoj-lichnosti.html