Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что во время дискуссий о судьбах местного самоуправления в России зачастую звучит мнение о том, что местное самоуправление у нас пока находится в зачаточном состоянии, муниципальное право переживает фазу становления, а гражданское общество в нашей стране еще не достигло того уровня развития, которое позволит гражданам принимать реальное участие в решении вопросов местного значения.
Не смотря на то, что в 2018 г. исполнилось 25 лет конституционной модели местного самоуправления. Это знаковая для муниципального права дата. Ведь именно формулировка ст. 12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, во многом предопределила вектор дальнейшего развития всей системы органов публичной власти в Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации целая глава и 20 статей посвящены местному самоуправлению.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с местным самоуправлением.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовой статус органов местного самоуправления, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение понятия правового статуса органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть основные положения о правовом статусе органа местного самоуправления;
• исследовать правовой статус органов местного самоуправления ЗАТО;
• выявить проблемы реализации ответственности органа муниципального образования;
• проанализировать бюджетно-правовой статус органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовые основы статуса органов местного самоуправления
1.1. Основные положения о правовом статусе органа местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет правовой статус органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что достаточно сложно при изучении органа публичной власти выделить общепринятые элементы его правового статуса, такие как права, обязанности, гарантии и ответственность. Так, например, права и обязанности органов власти, как правило, относятся к вопросам компетенции и правомочиям самих должностных лиц. Поэтому предлагается рассмотреть правовой статус исходя из наиболее важных признаков представительного органа местного самоуправления.
1. Избираемость представительного органа. Избираемые на муниципальных выборах депутаты призваны в силу территориальной доступности «чувствовать нужды народа» и выражать их «волю при решении возложенных задач». Несмотря на то что представительный орган является обязательным органом местного самоуправления, в поселениях, где численность жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется. При этом представительный орган может не создаваться в поселениях, где численность жителей более 100 и менее 300 человек, если это предусмотрено уставом муниципального образования. В данных случаях представительный орган замещает сход граждан.
2. Непрямое, опосредованное представительство населения возможно только для двух типов муниципальных образований - муниципального района и городского округа с внутригородским делением, и только в добровольном порядке. На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ч. 4 ст. 35) и в соответствии с законом субъекта такие представительные органы могут формироваться двумя способами:
- из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов данных поселений;
- на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Избрание депутатов «косвенным способом» из числа делегированных представителей, по мнению В.И. Емешова, не соответствуют критериям, установленным Европейской хартией местного самоуправления, так как право на местное самоуправление должно осуществляться советами или собраниями, состоящими из членов, избранных всеобщим голосованием (ст. 3). На первый взгляд кажется, что если прямые выборы не проводятся, то делегированные представители неподотчетны населению. Однако данное умозаключение является ошибочным, так как депутаты по-прежнему осуществляют представительство в отношении населения того муниципального образования, по которому они выбирались, а значит, являются его представителями. Депутаты, входящие в состав представительного органа муниципального района, имеют больше возможностей помочь жителям своего муниципального образования, так как финансовая поддержка со стороны государства идет не напрямую поселениям, а в муниципальные районы, которые перераспределяют полученные средства на первостепенные нужды, с целью решения вопросов местного значения.
3. Правотворчество представительных органов местного самоуправления определено их нормотворческой функцией, закрепленной законодательством. Правотворчество представительного органа заключается в установлении обязательных положений с целью исполнения их на территории муниципального образования, призванных конкретизировать законодательство и восполнять существующие пробелы, регулирующие различные стороны общественной жизни, направленные на установление должного правового порядка, закрепляющие нормы по организации деятельности представительного органа муниципального образования. Представительный орган принимает решения, которые являются общеобязательными на территории муниципального образования, а его председатель издает постановления и распоряжения относительно вопросов деятельности самого представительного органа.
4. Представительный орган призван решать вопросы исключительной компетенции, именуемые полномочиями. Они закреплены в первую очередь в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», некоторые из них могут осуществляться при тесной взаимосвязи с другими органами власти. При этом каждый депутат представительного органа призван тесно контактировать с избирателями, с целью обеспечения «обратной связи», то есть постоянно укреплять взаимоотношения представительного органа с населением, доносить проблемы и просьбы жителей муниципального образования. Претворяя в жизнь волю избирателей, депутаты выражают мнение населения по определенным вопросам. При необходимости они должны ставить вопросы о заслушивании на заседаниях в представительном органе докладов и сообщений приглашенных руководителей организаций, территориально расположенных в избирательном округе. Депутат может инициировать приглашение руководителя предприятия или учреждения с целью выступления перед представительным органом, если обнаруживает ошибки в их действиях и не может собственными усилиями достигнуть желаемого результата.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
8. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503.
9. Приказ Генерального прокурора РФ от 30 марта 2001 г. N 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 1. Тула: Изд. Дом «Автограф», 2004. С. 99 – 100.
10. Андриченко Л.В. Законодательство Российской Федерации в сфере разграничения полномочий: проблемы и перспективы // Современное общество и право. 2011. N 1 (2). С. 38.
11. Астафичев П.А. Разграничение ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством // Юридическая наука: история и современность. 2017. N 9. С. 69 - 72.
12. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 74.
13. Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Процессуальная самостоятельность следователя как непременное условие творческого подхода к расследованию уголовных дел // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сб. науч.-практ. тр. Вып. 4. М.: Академия Следственного комитета РФ, 2014. С. 339.
14. Гриб В.В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 13.
15. Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Представительный орган в системе муниципальной представительной демократии: некоторые вопросы правового статуса // Вестник ЧелГУ. 2010. N 33. С. 20.
16. Емешов В.И. Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.2002. Йошкар-Ола, 2009. С. 94.
17. Кабытов П.П. Административно-правовой статус участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Административное и муниципальное право. 2018. N 7. С. 26 .
18. Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления // Территория науки. 2016. N 3. С. 143.
19. Малявкина Н.В., Новиков В.Ф. Правовой статус представительного органа местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 3. С. 8.
20. Малявкина Н.В. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. N 1. С. 20 - 23.
21. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 8 - 16.
22. Нестеров А.В. Об общественном контроле и открытом государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 3. С. 12.
23. Некрасов С.И. Самоуправление и автономия: некоторые вопросы теории // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. М.: Проспект, 2015. Т. II. С. 203.
24. Петряев П.Н. Актуальные вопросы правового статуса местных органов власти закрытых административно-территориальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 12. С. 47.
25. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. С. 74.
26. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 62 - 65.
27. Шугрина Е.С. Отдельные аспекты организационных основ местного самоуправления в работах академика О.Е. Кутафина // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 5. С. 46 - 48.