Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значимостью судебной власти. В последнее время возрастает роль судебной власти в России. Однако, социологические опросы, ежегодные доклады уполномоченных по правам человека в Российской Федерации стабильно показывают низкий уровень доверия граждан к судебной власти и их убежденности в том, что суды при решении дел руководствуются законом и независимы от постороннего влияния. Однако в них сфокусированы лишь субъективные мнения и обращения относительно деятельности судов, что позволяет представителям судебной власти говорить об их необоснованности и утверждать о последовательной реализации идеи правового государства благодаря укреплению судебной власти. Необходимы объективные критерии для верной оценки состояния судебной власти, диагностирования ее пороков или достижений и соответственно их устранения или развития.
Судебная система является сложной системой: с одной стороны, она необходима в качестве функциональной структуры судебной власти, а с другой - находится в определенной зависимости от деятельности государства. В связи с этим нужно признать, что судебная система России пребывает на стадии становления, а судебная реформа еще не достигла тех целей, ради которых она затевалась.
Судебная власть организована в рамках судебной системы, и ее реформирование требует системных решений.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с судебными органами власти.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие судебные органы власти, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы ставится комплексное изучение истории и современности судебных органов власти.
Задачами работы ставится:
• изучить историю судебных органов власти;
• рассмотреть значение судебных органов власти;
• исследовать органы судебной власти субъекта РФ;
• изучить ответственность субдебных органов;
• определить направлени развития судебной власти.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Развитие и современное положение органов судебной власти
1.1. История судебных органов власти
Еще в советский период вопрос о законодательной инициативе судебных (в том числе высших) органов затрагивался на страницах юридической литературы (С.Г. Банниковым, А.Б. Венгеровым и др.).
Видный советский теоретик права Л.С. Явич замечал: «Из того, что суд - единственный государственный орган, отправляющий правосудие, никак не следует непременное ограничение его деятельности применением законов. Сама задача отправления правосудия предполагает возможность при отсутствии соответствующего закона восполнить пробел и целесообразность контроля суда над законностью нормативных и иных актов управления. Иное дело, что судебные акты не могут подменять собой законодательство и ему противоречить».
С.С. Алексеев отмечал, что чутким барометром, указывающим на необходимость дальнейшего совершенствования действующих нормативных актов, их изменения или отмены, является практика применения юридических норм компетентными государственными органами и органами общественности (в том числе судебная практика). В ходе судебной практики иногда постепенно вырабатывается наиболее целесообразный вариант урегулирования данных отношений, который затем используется в правотворческой деятельности компетентных органов.
Как верно отметил В.В. Лазарев, некоторые судебные акты в силу содержащихся в них правовых позиций и по причине отработанной внешней формы готовы для восприятия законодателем.
Одним из значимых на сегодняшний день является вопрос об определении места и роли прежде всего решений Конституционного Суда Российской Федерации и степени обязательности выраженных в его решениях правовых позиций. Правовые позиции имеют обязательный характер не только для правоприменительных, но и для законодательных органов.
В советский период отечественной истории «суды на протяжении многих десятилетий партийно-коммунистической власти были подчиненными и послушными звеньями машины классового насилия. В идеологии и на практике господствовало известное ленинское положение о том, что диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. В этих условиях объективное правосудие и независимый суд были просто невозможны».
Реализуемые в последние годы судоустройственные изменения привлекают внимание исследователей к актуальным проблемам функционирования судебной власти. Предложения по системному совершенствованию судебной системы, озвученные в ходе IX Всероссийского съезда судей в декабре 2016 г., имеют своей целью изменение ее структуры и логики работы. В этой связи концептуальные положения, определяющие основы судебной деятельности, требуют глубокого осмысления.
Судебная власть (деятельность) исследуется рядом историко-теоретических, отраслевых, прикладных юридических наук. К их числу относятся теория государства и права, несколько отраслей материального и процессуального права: конституционное право, административное право, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.
Отсутствие в действующем законодательстве определения понятия «судебная власть» обусловливает необходимость выявления ее структурных параметров и отграничения их друг от друга: суд, орган судебной власти, судебная система, система органов судебной власти, ветви судебной власти и проч. Для того чтобы раскрыть понятия указанных категорий, необходимо обратиться к теоретическим основам судебной власти. Существуют разные подходы к выявлению содержания понятия судебной власти, отправной точкой для которых являются разнопорядковые в своей основе категории: «процесс», «орган судебной власти», «отправление правосудия», «судопроизводство», «судоустройство». Однако эти понятия располагаются в разных плоскостях и предназначены для отражения разных социальных и правовых явлений. Подобное положение вещей показывает межотраслевое свойство учения о судебной власти. В этой связи представляет интерес рассмотрение судебной власти и судебной системы с позиций подходов разных юридических наук и дисциплин с целью более глубокого и всестороннего изучения институциональных параметров судебной власти.
Основу знаний о судебной власти закладывает теория государства и права, определяющая судебную власть через отражение ее сути. Стоит отметить одновременность ее появления с государством и правом, по мнению большинства исследователей. Л.А. Воскобитова замечает, что «судебная власть как социально-правовое явление... является непременным атрибутом государственной власти». Такой подход представляется обоснованным по ряду причин: нарушение определенного субъективного права влечет необходимость обращения в суд, а возможность восстановления нарушенного права судом должна быть подкреплена силой государственного принуждения. Однако судебный способ разрешения социальных конфликтов нельзя отождествлять с деятельностью самостоятельной и независимой судебной власти. И.Л. Петрухин отмечает, что в древности «суд был лишь инструментом в руках самодержавных правителей, которым наряду с правосудием принадлежала законодательная и исполнительная власть». Общая тенденция в развитии судебно-властных отношений укладывается в следующей хронологии: от единоличного разрешения главой государства споров к относительно самостоятельной и независимой от других институтов
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Европейская хартия о статуте для судей (DAJ/DOC (98) 23) [рус., англ.]. Принята в г. Страсбурге 08.07.1998 - 10.07.1998 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
8. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, N 6, ст. 550.
9. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270.
10. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, N 11, ст. 1022.
11. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета, N 242, 22.12.1998.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 N 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2001.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
14. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. С. 88 - 89.
15. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. М., 2008. С. 525.
16. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. N 7. С. 26.
17. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. 2015. N 6. С. 25 - 29.
18. Бурдина Е.В. Форма дисциплинарного органа для судей: дисциплинарный суд или орган судейского сообщества // Lex russica. 2014. N 11. С. 1360 - 1365.
19. Бруевич А.А. Соотношение категорий «система» и «системность» в теории права: философские и методологические основы // Lex russica. 2013. N 1. С. 5 - 15.
20. Воскобитова Л.А. Суд и борьба с преступностью // Российский криминологический взгляд. 2005. N 1. С. 94 - 99.
21. Воскобитова Л.А. Теоретические основы судебной власти: Учебник. М., 2016. С. 54 - 55.
22. Дегтярев С.Л. К вопросу об ответственности судебной власти и судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 12. С. 44 - 46.
23. Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., 2005. С. 102.
24. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007.
25. Лаврентьева И.М. Судебная власть субъекта Российской Федерации: некоторые аспекты конституционно-правового статуса // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. С. 51.
26. Лазарев В.В. Место и роль суда в правовой системе // Журнал российского права. 2014. N 10. С. 22.
27. Маркунин Р.С. Система юридической ответственности судебной власти // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 52.
28. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.
29. Нелюбина А.А. Мировые судьи в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 19.
30. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 348 - 349.
31. Петрухин И.Л. Введение // Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 3.
32. Поляков С.Б. Правонарушитель - орган судебной власти // Российский судья. 2010. N 9. С. 26 - 30.
33. Сачков А.Н. Судебная власть: методология правового исследования: Монография. М., 2013. С. 13.
34. Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов: Саратовская гос. акад. права, 2007. С. 234.
35. Тхабисимова Л.А. О некоторых аспектах развития судебного федерализма и региональной политики в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 6. С. 43.
36. Фемида в новом формате // Российская газета. 2018. 24 января.
37. Фоков А.П. Приоритеты судебной власти в системе разделения властей // Российская академия юридических наук. Научные труды. М., 2002. Вып. 2. Т. 1. С. 698.