Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы. Для эффективного принятия решений необходимо, качественно, выполнять управленческую функцию. Чтобы повысить эффективности принятия управленческих решений необходимо уделить внимание руководству организации. В сложных ситуациях руководители должны пользоваться действующими моделями и количественными методами, а не пользоваться только лишь интуицией. Ведь принятие решений - это центр науки управления. В современных реалиях менеджмент управления малым предприятием действует в условиях рыночной экономики. Он создает условия для успешной деятельности предприятия, которые необходимы для функционирования и развития производственнохозяйственной деятельности. Происходит создание систем управления, которые ориентированы, непосредственно, на: само малое предприятие; индивидуальных потребителей; использование новых технологий, подходящих к данной деятельности; заинтересованность работников в конечном результате. Планирование - это основа для принятия решений. Оно способствует снижению риска при принятии управленческих решений. Экономика постоянно подталкивает малые предприятия искать такие формы и модели планирования, которые смогли бы быть максимально эффективными как в настоящий момент, так и в будущем.
3
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации 1.1 Сущность стратегического планирования и стратегии Понятие «стратегия» в работах разных авторов представлено по-разному, что естественным образом приводит к соответствующей путанице с подменой смысловых содержаний. Термин «стратегия» перенят из военного лексикона, где использовался для обозначения планирования и осуществления политики страны либо военно-политического союза с применением всех доступных средств. Данное понятие в общем смысле используется с целью обозначения широких долгосрочных мер либо подходов, обычно применительно для бизнеса – стратегия развития компании, либо бизнес. Это понятие приобрело широкое распространение в лексиконе делового управления для обозначения того, что раньше было известно как политика, либо деловая политика . Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, представляющей собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Для определения направления и темпов развития бизнеса, выявления глобальных тенденций рынка, понимания, какие организационные и структурные изменения приведут к повышению конкурентоспособности, в чем ее преимущество - акционерами и менеджментом компании используется система стратегического планирования. До недавнего времени стратегическое планирование использовалось лишь крупными международными концернами. Однако в настоящее время ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают использовать стратегические планы. Принятие любой стратегии включает в себя несколько этапов. Все этапы контролируются высшим руководством компании, и оно должно стараться обеспечить надлежащую координацию между всеми сотрудниками и руководителями. 1.2 Технология и этапы разработки стратегии развития организации Разработка стратегии развития предприятия – это процесс выработки общих целей развития предприятия на период осуществления данной стратегии. Выбор стратегии зависит от определенных условий: инфляции, конкуренции, экономической политики и иных внешних факторов. Помимо этого, необходимо учитывать внутренние факторы организации- производительность и финансовые ресурсы. Процесс формирования стратегии включает в себя следующие этапы: формирование базисной стратегии; формирование конкурентной стратегии; определение функциональных стратегий. Виды стратегий. Стратегии делятся на следующие виды: базисная стратегия, стратегия стабильности, стратегия сокращения, стратегия выживания оборонительная стратегия, наступательная стратегия, стратегия первого и второго типа, конкурентная стратегия, стратегия роста. Базисная стратегия – это стратегия, которая формируется в зависимости от факторов внешней и внутренней среды. Другими словами, базисная стратегия определяет общую концепцию фирмы. Стратегия стабильности предполагает увеличение размеров организации и требует достаточное количество ресурсов. Стратегия сокращения используется в условиях нестабильного состояния организации. Стратегия выживания – это попытка
4
приспособиться к условиям на рынке. Оборонительная стратегия – это стратегия, которая отражает реакцию компании на действия конкурирующих организаций. Наступательная стратегия требует инвестиционных вливаний, данную стратегию применяют на фирмах, которые располагают высоким финансовым потенциалом. Стратегия первого и второго типа направлены на получение финансовых показателей. Отличие первого типа в том, что данная стратегия направлена на получение прибыли, а стратегия второго типа направлена на оптимизацию. Конкурентная стратегия применяется для целей оборонительного характера. Стратегия роста направлена на увеличение размеров компании .
2. Анализ разработки стратегии развития организации ООО «СТРОЙСНАБ» 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СТРОЙСНАБ» ООО «Стройснаб» зарегистрирована 16 июля 2015 г. регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Костроме. Руководитель организации: директор Комарова Юлия Борисовна. Юридический адрес ООО «Стройснаб» - 156013, Костромская область, город Кострома, проспект Мира, дом 151 литер К. Основным видом деятельности является «Торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах», зарегистрировано 7 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТРОЙСНАБ» присвоены ИНН 4401163480, ОГРН 1154401005582, ОКПО 25950814 . Форма собственности – частная. Деятельность группы предприятий рассчитана на широкий круг потребителей. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством РФ. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями на поставку товаров народного потребления. Предприятие может закупать товары у разных российских юридических и физических лиц. Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей. Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты. Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ. Организация работы ООО «СТРОЙСНАБ» осуществляется в соответствии с утвержденными правилами внутреннего трудового распорядка. Данные правила разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Организация управления персоналом в торговой фирме ООО «СТРОЙСНАБ» осуществляется по подчинению многоуровневой системе (Приложение 2). 2.2 PEST-анализ внешней среды ООО «СТРОЙСНАБ» Также проведем анализ внешних факторов воздействия на ООО «СТРОЙСНАБ». Проведем PEST анализ факторов внешней макросреды, который представлен в таблице 1.
5
Из таблицы 1 следует, что на ООО «СТРОЙСНАБ» оказывают влияние различные факторы внешней макросреды, наиболее существенными факторами, влияющими на предприятие, являются экономические и социальные факторы. Таблица 1 3. Формирование стратегии развития ООО «СТРОЙСНАБ» 3.1 Формирование целей, задач и стратегий развития ООО «СТРОЙСНАБ» Сформулируем миссию для ООО «СТРОЙСНАБ». Миссия ООО «СТРОЙСНАБ» - обеспечить население Костромской области торговля розничными скобяными изделиями, лакокрасочными материалами. Главная цель ООО «СТРОЙСНАБ» на ближайшие 3 года – увеличить выручку от продаж товаров не менее, чем в 2 раза. Определим целевые показатели по подцелям, которые будут характеризовать достижение цели на 2020 год (Таблица 3) . Таблица 3 Сбалансированная система показателей деятельности ООО «СТРОЙСНАБ» Функциональные области Стратегическая цельПоказатель Целевое значение показателя Финансы Увеличение объема продаж компании Темп прироста выручки от продаж Ежегодный прирост не менее 30% Увеличение прибыли от продаж Темп прироста прибыли Ежегодный прирост не менее 30% Увеличение чистой прибыли Темп прироста чистой прибыли Ежегодный прирост не менее 30% Отношения с клиентами Повышение уровня удовлетворенности клиентов ассортиментом товаров Уровень удовлетворенности клиентов 90% Повышение уровня удовлетворенности клиентов качеством товаров Уровень удовлетворенности клиентов 90% Внутренние процессы Повышение уровня удовлетворенности взаимодействиями с внешними контрагентами (посредниками, поставщиками) Удовлетворенность взаимодействиями с посредниками, поставщиками 90% Увеличение выработки на одного работающего Выработка на одного работающего Ежегодный прирост не менее 25% Персонал Повышение материальной заинтересованности работников Средняя заработная плата в месяц Ежегодный прирост не менее 20% Оптимизация уровня удовлетворенности персонала трудом в организации Уровень удовлетворенности персонала 90% 3.2 Оценка экономической эффективности стратегий развития ООО «СТРОЙСНАБ» Оценим экономическую эффективность предложенных мероприятий. Планирование рекламной компании и ее стоимость представлена в таблице 4. Таблица 4 Планирование рекламной компании и ее стоимость Название Период проведения Стоимость, руб. Создание странички в Инстаграмме и ее реклама На протяжении 2020 г. постоянно 40000
6
Таргетированная реклама ВКонтакте На протяжении 2020 г. постоянно 36000 Таргетированная реклама в Одноклассниках На протяжении 2020 г. постоянно 36000 Проведение мастер-класс в разных торговых сетях 1 раз в квартал 24000 Проведение розыгрышей товаров предприятия в социальных сетях (за репосты и лайки) Каждый месяц 12000 Рекламный ролик по телевидению местному В феврале 2020 г. 100000 Реклама по радио местному Постоянно каждый месяц на протяжении года 150000 Итого - 398000
Заключение Подводя итоги настоящей работы, можно сделать вывод, что цель исследованием достигнута. В ходе работы были исследованы теоретические основы разработки стратегии развития предприятия. По результатам теоретического анализа можно сделать выводы: − стратегия развития организации – это документ, отражающий понимание топменеджерами и собственниками того, что будет с бизнесом организации через несколько лет (в зависимости от различных изменений во внутренней и внешней среде), и того, что нужно делать каждому сотруднику каждый день, чтобы достичь этих целей; − для анализа факторов внешней среды применяют PEST–анализ. PEST-анализ является стратегическим инструментом для анализа внешней среды компании, он обеспечивает топ-менеджера лишь той информацией, которая необходима для принятия управленческих решений; − при SWOT-анализе оценивается сложившаяся ситуация в бизнесе и перспективы ее развития, выявляются следующие ключевые аспекты: Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности и Threats – угрозы. Работа выполнена на примере организации ООО «СТРОЙСНАБ». ООО «СТРОЙСНАБ» зарегистрировано по адресу: ООО «СТРОЙСНАБ» - 156026, Костромская область, город Кострома, Советская улица, дом 136 а, помещение 13. В результате проведенного анализа у ООО «СТРОЙСНАБ» были выявлены сильные стороны: на предприятии работают высококвалифицированные специалисты; предприятие работает с чистой прибылью, достаточно высокой рентабельностью; большая часть технологического процесса; у предприятия есть постоянные покупатели.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3. 2. Алешина Е.А. Стратегия развития организаций [Текст] / Е.А. Алешина, Е.Г. Кирьянова, Д.А. Ситникова, Б. Сайфидинов // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50-4. - С. 11-13. 3. Андрианова И.Д. Обзор подходов к стратегическому планированию [Текст] / И.Д. Андрианова // В сборнике: Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - 2017. - С. 76-81. 4. Воронин Н.В. Процесс разработки стратегии развития организации [Текст] / Н. В. Воронин // Вестник науки и образования.- 2019. - № 12-2 (66). - С. 14-17. 5. Германчук А.Н. Миссия предприятия как основа планирования [Текст] / А.Н. Германчук, Ю.А. Кулькова// Современные тенденции развития и перспективы внедрения
7
инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. - 2017. - Т. 3. - № 1 (2). - С. 241-243. 6. Горьков М. В. Формирование стратегии развития организаций [Текст] / М.В. Горьков // Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 209-211. 7. Дюйзен Е.Ю. Формирование стратегических альтернатив организации и выбор стратегии [Текст] / Е.Ю. Дюйзен // Сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. - 2017. - С. 221-225. 8. Долбнина Л.В. Процесс выбора, разработки и реализации стратегий развития организаций [Текст] / Л.В. Долбина, О.А. Морозова // Сфера услуг: инновации и качество. - 2016. - № 21. - С. 9. 9. Долганова А.Г. Сбалансированная система показателей и формирование стратегии устойчивого развития организации [Текст] / А. Г. Долганова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10 (27). - С. 318-320. 10. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Портер М.Е., - 6-е изд. - М.:АльпинаПабл., 2016. - 453 с. 11. Копылов Т.А. Разработка стратегии развития предприятия [Текст] / Т.А. Копылов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №6. – С.70-71. 12. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 [Текст] / Б.Т. Кузнецов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 623 с. 13. Маковеев Н.Е. Теоретические аспекты стратегии развития организации [Текст] / Н.Е. Маковеев // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 86-93. 14. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справоч. пособие [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с 15. Нигматуллин Р.Р. Порядок разработки и реализации стратегии развития организации [Текст] / Р.Р. Нигматуллин // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 2-3 (23). - С. 71-74. 16. ООО «СТРОЙСНАБ» города Кострома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/11284450 (дата обращения: 05.06.2020) 17. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» [Текст] / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 303 с. 18. ПетрСтройснабова, К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом [Текст] / К.А. ПетрСтройснабова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – 2017. – № 2. – С. 96-98. 19. Примшиц В.В. Типовые проблемы выбора стратегической альтернативы [Текст] / В.В. Примшиц // В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы Х международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Научноиздательский центр «Академический». - 2016. - С. 129-131. 20. Прядко С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений [Текст] / С.Н. Прядко, М.С. Курилова // Экономика и социум. - 2017. - № 1-2 (32). - С. 408-411.
8
21. Решетникова И.И. Инновации – эффективная стратегия развития организации на долгосрочную перспективу [Текст] / И.И. Решетникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 10 (220). С. 49-51. 22. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент : учеб.пособие [Текст] / В.Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. – 106 с. 23. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие [Текст] / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:АльпинаПаблишер, 2016. - 132 с. 24. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография [Текст] / В.А. Агафонов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 276 с. 25. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 290 с. 26. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / Фомичев А.Н. - М.:Дашков и К, 2018. - 468 с. 27. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов [Текст] / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2017. - 576 с. 28. Томпсон А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. 29. Шудрик Е.Н. Анализ эффективности стратегии развития организации [Текст] / Е.Н. Шудрик // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 6-1. - С. 233-238.