Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Основу комплексного воспитательного воздействия представляет знание и учет возрастных особенностей развития детей. Особенно важно это в отношении детей дошкольного и школьного возраста, поскольку этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием организма, активным протеканием процессов морфологического и функционального совершенствования отдельных органов и систем. Незавершенность
2
созревания детского организма определяет в этот период его неустойчивость и большую чувствительность даже к незначительным отрицательным воздействиям внешней среды, что может вызвать отклонения в состоянии здоровья. Поэтому ребенок нуждается уже с момента рождения в гигиенической организации окружающей его среды, особенно в организации его питания. Рациональное и полноценное питание дошкольников и школьников является залогом крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей. Известно, что имеется прямая зависимость между качеством питания ребенка и состоянием его здоровья, уровнем заболеваемости и смертности детского населения. Нормальное гармоничное развитие ребенка обеспечивается рациональным питанием, отвечающим физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии растущего организма, повышающим его устойчивость к различным неблагоприятным факторам, способствующим выработке иммунитета к различным инфекциям. Неудовлетворительная организация питания, особенно среди детей, которые посещают образовательные учреждения, представляет собой одну из основных причин увеличения количества часто и длительно болеющих детей, распространения острых респираторных заболеваний.
ГЛАВА 1. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1.1. Особенности питания детей и подростков Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на здоровье детей, является питание, которое должно быть полноценным в количественном и качественном отношении. В организме ребенка продукты питания выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. Сложные составные части
3
пищи в процессе переваривания расщепляются и всасываются в кровь через стенки кишечника, кровью питательные вещества доставляются всем клеткам организма. В результате происходящих в клетках сложных изменений пищевые вещества трансформируются в составные части самой клетки. Этот процесс носит название ассимиляция. В процессе ассимиляции происходит обогащение клеток не только строительным материалом, но и энергией, заключающейся в нем. В организме наряду с процессом ассимиляции непрерывно осуществляется и процесс распада – диссимиляция органических веществ, в результате которого происходит освобождение скрытой (химической) энергии, которая в случае необходимости превращается в другие виды энергии: механическую и тепловую. Каждая отдельная биохимическая реакция может осуществляться только в присутствии белка-фермента. В составе ферментов имеются более простые компоненты – коферменты, содержащие витамины и минеральные вещества. 1.2. Организация питания в ДОУ Период детства характеризуется наиболее интенсивными процессами роста, обмена веществ, развитием моторной деятельности, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы. В свою очередь, интенсивные процессы роста и развития требуют достаточного поступления питательных веществ, которые являются для растущего организма единственным источником энергии. Энергозатраты взрослого человека составляют около 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте 1-5 лет – 80-100 ккал, у подростков 13-16 лет – 50-65 ккал. У детей и подростков повышенный основной обмен и энергозатраты требуют особого подхода к организации их питания. В период детства питание должно быть рациональным, физиологически полноценным с учетом возраста, пола, характера деятельности. Основными принципами рационального питания являются: − соответствие энергозатратам организма энергетической ценности рациона питания.
4
− удовлетворение в основных пищевых веществах физиологических потребностей организма в определенных количествах и соотношениях. − соблюдение оптимального, способствующего наилучшему усвоению пищи режима питания. 1.3 Ассортимент продукции и оперативное планирование в столовых ДОУ В оперативное планирование работы производства столовой ДОУ включаются следующие элементы: − составление планового меню на неделю, разработка на его основе планаменю, которое отражает дневную производственную программу предприятия; − составление и утверждение меню; − расчет потребности в продуктах для приготовления блюд, которые предусматриваются планом меню, и составление требований на сырье; − оформление требований-накладных на отпуск из кладовой на производстве продуктов и получение сырья; − распределение между цехами сырья и определение в соответствии с планом меню заданий поварам. Плановое меню ДОУ составляется на неделю. Его составляют совместно поваром, кладовщиком и медицинским работником детского сада по соответствующей форме. 1.4. Составление меню-раскладок Ежедневно медицинская сестра на основании перспективного меню в двух экземплярах составляет меню-раскладку, которая является документом, на основании которого получают продукты из кладовой, а также рабочая ведомость для повара, регламентирующая расход продуктов на блюда в отдельные приемы пищи. Один экземпляр передается повару, другой находится у заведующей, которая передает его в бухгалтерию по истечении дня. Бухгалтерия по этому экземпляру меню-раскладки списывает продукты и ведет накопительную ведомость по учету продуктов, израсходованных за месяц.
5
В меню-раскладке проставляется дату, общее количество питающихся детей и отдельно количество детей, которые находятся в данное время, а также количество питающихся сотрудников. Детей, которые получают индивидуальное питание, выделяют в отдельную графу. В специальной графе перечисляют блюда на каждый прием пищи и указывают расход продуктов на их приготовление. По каждому блюду указывается масса порции готового блюда – выход в граммах на одного ребенка. Массу продуктов лучше указывать только в граммах или только в килограммах. Например, в детском саду 100 детей. На завтрак для каши выписано 5 г сливочного масла на одного ребенка, на котлету для обеда — 80 г мяса говяжьего. Здесь запись можно произвести следующим образом: масло — в граммах — 5/500 или в килограммах — 0,005/0,5; мясо — в граммах — 80/8000 или в килограммах — 0,080/8. Можно записать в граммах на одного ребенка, в килограммах— на всех (5/0,5), но каждый раз во избежание путаницы записывать нужно одинаково. Обычно в меню-раскладке фиксируют массу брутто в графе «количество продуктов».
ГЛАВА 2. РОЛЬ САНИТАРНОГО ФЕЛЬДШЕРА В ОТБОРЕ ПРОБ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПИЩЕБЛОКА ДОУ 2.1 Контроль за санитарным состоянием пищеблока Контроль санитарно-эпидемиологической службы за правильной организацией в условиях дошкольного коллектива питания детей заключается в проведении периодических проверок выполнения Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений, которые включают в себя конкретные требования к устройству и оборудованию пищеблока, приготовлению пищи, хранению и обработке продуктов, качеству питания детей, соблюдению санитарно-противоэпидемического режима, профилактике кишечных заболеваний и пищевых отравлений, соблюдению личной гигиены персонала и др.
6
Питание детей осуществляется в помещении групп, где установлены столы и стулья на специально отведенной территории. Помощники воспитателя на раздаче, на кухне получают блюда и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда с разницей в 3-5 минут в определенное время. Кухня (пищеблок) располагается в помещении ДОУ на первом этаже. Питание детей осуществляется по следующей схеме. Пока дети расставляют хлебницы и приборы, накрывают на столы, помощник воспитателя получает необходимые блюда. Затем он в группах старшей и подготовительной - при помощи детей или при помощи воспитателя наливает суп, кашу, чай и т.д. И уже потом дети в специально отведенной комнате моют руки и садятся за столы. 2.2 Отбор проб для лабораторных исследований Лабораторные исследования продуктов питания и готовых блюд производятся периодически Центром госсанэпиднадзора с целью проверки рационов питания детей на калорийность и полноту вложения основных пищевых веществ и витамина С. Для лабораторного исследования, как правило, отбирается одни из частей суточного рациона (обычно обед). Однако периодически может быть проведена проверка всего суточного рациона детей. Пробы отбираются непосредственно в момент раздачи пищи детям в группе со стола. Отбор проб должен проводиться в присутствии лица, которое является ответственным за организацию питания детей (заведующего, медицинской сестры, воспитателя). При необходимости (выяснение причин отклонения в калорийности питания, проверка работы повара и др.) отбор проб может быть произведен одновременно из котла на кухне. При этом важно соблюдать правильную методику взятия пробы. Первое блюдо необходимо тщательно перемешать в котле, отобрать 5-10 порций в отдельную кастрюлю, затем еще раз перемешать и взять из этого количества согласно меню-раскладке порцию по выходу.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В детском возрасте особенно важно не допускать излишней калорийности питания, обеспечить организм полноценными белками, витаминами, минеральными веществами, не допускать излишка жира, сахара, соли, а также обеспечить детский организм необходимым количеством пищевых волокон. В детских образовательных учреждениях питание в первую очередь должно обеспечивать физиологические потребности растущего организма ребенка в основных пищевых ингредиентах. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за правильной организацией питания детей в условиях дошкольного коллектива заключается в проведении периодических проверок выполнения Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений, содержащих конкретные требования к устройству и оборудованию пищеблока, приготовлению пищи, хранению и обработке продуктов, качеству питания детей, соблюдению санитарно-противоэпидемического режима, профилактике кишечных заболеваний и пищевых отравлений, соблюдению личной гигиены персонала и др. Органами санитарной службы организуются мероприятия по предупреждению нарушений в организации детского питания, а при выявлении последних к их устранению принимаются необходимые меры. Санитарно-эпидемиологическая станция обращает внимание на наличие достаточного набора помещений пищеблока. Особое внимание следует уделять, проверяя санитарное состояние пищеблока и подсобных помещений, соблюдению правил хранения продуктов, четкому выполнению требований мытья посуды, обработки продуктов (сырых и вареных), и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8
1. Азбука питания. Метод. рекомендации по орг. и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС , 2002. - 142 с. 2. Бременер, С.М. Гигиена питания / С.М. Бременер. - М.: Государственное издательство торговой литературы, 2014. - 328 c. 3. Важенина А.А., Петров В.А., Иванова И.Л. Особенности домашних рационов выходного дня у дошкольников - воспитанников дошкольных образовательных организаций // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2016. - № 3. - С. 45-48. 4. Горелова Ж. Ю. Новые формы организации питания детей в образовательных учреждениях // Вестник образования России. – 2005. - N 12. - С. 45-53. 5. Горшков, А. И. Гигиена питания / А.И. Горшков, О.В. Липатова. - М.: Медицина, 2017. - 416 c. 6. ГОСТ - Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению.» 7. Детское питание. - М. : ЭКСМО , 2004. - 479 с. 8. Дмитриевская С. В. Гигиеническая оценка состояния питания детей дошкольного возраста Мурманска // Вопросы питания. – 2004. - Т. 73. - N 5. - С. 6-10. 9. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. К обоснованию уровня обогащения витаминами и минеральными веществами пищевых продуктов массового потребления // Вопросы питания. - 2011. - Т. 80, № 5. - С. 64-70. 10. Королев, А. А. Гигиена питания / А.А. Королев. - М.: Academia, 2016. - 528 c. 11. Королев, А. А. Гигиена питания. Руководство для врачей / А.А. Королев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 624 c. 12. Королев, А.А. Гигиена питания. Гриф УМО по медицинскому образованию / А.А. Королев. - М.: Академия (Academia), 2015. - 684 c.
9
13. Маталыгина, О.А. Все о питании детей дошкольного возраста / О.А. Маталыгина. - М.: Фолиант, 2017. - 807 c. 14. Методические рекомендации "Контроль за организацией питания детей в детских дошкольных учреждениях" (утв. Минздравом СССР 13 марта 1987 г. NN 4265-87, 11-4/6-33) 15. Методические рекомендации "Контроль за организацией питания детей в детских дошкольных учреждениях" (утв. Минздравом СССР 13 марта 1987 г. NN 4265-87, 11-4/6-33) 16. Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения // Вопросы питания. – 2004. - Т. 73. - N 4. - С. 28-32. 17. Морейнис, И. Я. Гигиена питания / И.Я. Морейнис. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2015. - 420 c. 18. Мосов А. В. Новые санитарные правила : гигиенические требования к питанию дошкольников и школьников // Администратор образования. - 2009. - N 3. - С. 3-10. 19. Назарова Е.В. Питание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. - Медицинский альманах. - 2011. - № 4 (17) - С. 188-190. 20. Новые требования к организации питания детей в дошкольных организациях: моногр. . - М.: АРКТИ, 2013. - 120 c. 21. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации 2.3.1.2432-08. - М., 2008. - 40 с. 22. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоц-развития РФ и Минобрнауки РФ от 11 марта 2012 г № 213н/178. 23. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р.
10
24. Поляшова А.С. Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы современной педиатрии. -2012. - Т. 11, № 4. - С. 153-157. 25. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. - Изд. 7-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 373 с. 26. Рейслер, А. В. Гигиена питания / А.В. Рейслер. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2017. - 462 c. 27. Российская Федерация, О реализации программы "Разговор о правильном питании" : приложение к письму Минобрнауки России от 02. 10. 2007, N 06-1581. 06-1581 // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 32. - С. 83-87. 28. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049-13. - М., 2013 - 50 с. 29. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" 30. Тутельян В. А. Гигиена питания : современные проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - N 1. - С. 8-9. 31. Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справочник. -М.: ДеЛи плюс, 2012. - 284 с. 32. Швецов А. Г. Вопросы организации питания в детских дошкольных учреждениях // Гигиена и санитария. – 2006. - N 3. - С. 44-50.