Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Понятие местного самоуправления имеет множество определений. Основополагающим считается определение, содержащееся в Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. Согласно Хартии, местное самоуправление представляет собой право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения1. Несмотря на то, что данное определение является общепризнанным и часто используется как в научной литературе, так и практиками публичного управления, сегодня можно наблюдать множество различий в системах местного самоуправления разных стран. Местное самоуправление представляет собой важнейший элемент функционирования государства. Изначально оно было призвано решать каждодневные вопросы сообществ, однако по прошествии времени ситуация начала меняться. Сегодня роль местного самоуправления признается не только на локальном уровне, но и на общегосударственном и даже на глобальном, общемировом. Поиск оптимальной модели местного самоуправления является важнейшей задачей любого государства, стремящегося к социально-экономическому развитию, повышению вовлеченности граждан в процесс управления, а также к высокому уровню доверия к власти. Это, в свою очередь, обеспечивает максимально гармоничное и устойчивое развитие общества, а значит, способствует мировому прогрессу.
Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - вот откровенный вывод школы германских юристов.
Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.
Цель исследования – изучить и проанализировать смысл государственной теории муниципального управления.
Задачи исследования:
1) изучить смысл государственной теории муниципального управления;
2) проанализировать реализацию государственной теории муниципального управления в РФ
Объект исследования – РФ.
Предмет исследования – государственная теория муниципального управления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Смысл государственной теории муниципального управления
В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность. Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную.
Третьей теорией местного самоуправления стала государственная теория самоуправления, которая сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается, и регулируется государством.
В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П, Безобразов, А.И. Васильчиков, АД. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов .
Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции, местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона . Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.
Сегодня действующее российское законодательство рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. В той или иной степени, как отмечают С.О. Харламов и Л.В. Кинчене, самоуправление в нашей стране существовало на протяжении всей её истории.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бобров Н.Б., Стешина О.А., Альхамов Р.Р. К вопросу о реализации прав человека в различных концепциях местного самоуправления // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 16-18
2. Большаков С. Н., Григорьев А. Н. Трансформация системы территориального управления во Франции: роль и функции местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 22–29.
3. Велибекова Л. А., Борисова Л. А. Отечественный и зарубежный опыт организации местного самоуправления // Управление экономическими системами. 2017. № 3 (97).
4. Горбатюк Е.С. Основные теории местного самоуправления: аналитический обзор // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. № 1. С. 21-27.
5. Дунаева Н. С. Теории происхождения института местного самоуправления: концептуальное осмысление // Проблемы Науки. 2015. № 12 (42). С. 269–271
6. Дуреев С. П. Консерватизм в российской модели местного самоуправления // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2017. № 2 (21). С. 54–62
7. Малый А. Ф., Никитенко И. Г. Система местного самоуправления: поиск оптимальной модели // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. № 2. С. 617–624.
8. Муниципальное управление и местное самоуправление: учебное пособие / Под общей ред. А.Е. Арутюновой, Е.А. Горловой, Н.П. Кравченко. – Краснодар-Таганрог: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ» - ООО «ЭльДирект», 2019. – 190 с.
9. Овчинников И. И. Местное самоуправление в Российской Федерации (теоретические, исторические и правовые аспекты) / И.И. Овчинников: монография. – М.: Консалтбанкир, 2018. – 186 с.
10. Приймак А. А. Модели формирования органов местного самоуправления и их влияние на статус главы муниципального образования // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 56–58
11. Харламов С.О., Кинчене Л.В. Концепция развития местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 115-117.
12. Шустов В.Г. Теории местного самоуправления – политологический контекст // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 2 (118). С. 244-250.
13. Barnett S., Townend J. Plurality, policy and the local. Journalism Practice, 2015. N 9 (3). P. 332–349.