Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из лидеров литературы современности огромное количество критиков признают Евгения Лукина. Творчество этого писателя называют «иронической фантастикой»1, говоря об Е. Лукине как «фантасте-юмористе»2.
Так как любая совокупность классификации жанров может дать четкое определение только основам направления литературы, но не течениям, принадлежность к жанрам различных произведений Е. Лукина не всегда четко можно определить. Сложность в определении юмористической прозы рассматриваемого писателя как фэнтезийной или фантастической связаны, как правило, с тем, что нет четкости в определении и границах между данными жанрами. Огромное количество исследователей понимают фэнтези как жанр фантастической литературы.
Фэнтези представляет собой часть фантастики, которая конструирует миры, построенные на основе объективного идеализма3, а значит, логичнее противопоставлять фэнтези рациональной фантастике. Последняя интегрирует в себе научную фантастику, киберпанк, альтеративно-исторические романы, антиутопии и т.п. Такая классификация по критерию внутренней наполненности на сегодня является крайне точной. Представители других цивилизаций, бывшие ранее предметом только исследования научной фантастики, все чаще описываются в сказках, и многое что из рассматриваемого в фэнтези становится научно обоснованным4.
Убедительным является деление границы по структуре фантастического допущения. Рациональная фантастика говорит о том, что ее посыл вписывается в реальность, вплетен в нее5, в фэнтези же явления становятся как причастными к данной конкретной модели мира6.
Рациональная фантастика говорит о том, что существует посылка как нечто, которая располагается за границами человеческого опыта, и это – сообразно законам реальности и не противоречит им, подкрепляется установкой на достоверность7, которая представлена как подробное описание особенностей ее работы. В фэнтези основные допущения в обосновании не требуют доказательств и есть априори.
Целью данной работы является рассмотрение поэтики повести Е. Лукина «Лечиться будем».
Задачи:
- рассмотреть фантастику и реализм в понимании Е. Лукина;
- описать метажанровость произведений Е Лукина;
- проанализировать смешение реальности и фантастики в «Лечиться будем»;
- описать особенности стиля «Лечиться будем».
Объект исследования – особенности фантастических произведений, стиль Е. Лукина. Предмет исследования – особенности стиля написания повести «Лечиться будем».
1 Специфика фантастики в произведениях Е. Лукина
1.1 Фантастика и реализм в понимании Е. Лукина
Рассмотрим основные темы, поднимаемые в ряде произведений «Баклужинского цикла» Е. Лукина. В частности, в «Лечиться будем» нет тематики астрала. Здесь выходит допущение, в котором нет сверхъестественной части – это вымышленное пространство бывшей Сусловской области, на территории которой и происходит действие.
Топосы небольших городков в провинции (Баклужино, Лыцк, Суслов, Сызново и т.д.), в которых действительный мир является незыблемым, в котором нет масштабной трансформации8, полностью соответствуют требованиям юмористической фантастики. Такая точка зрения, когда обычная действительность дополняется какими-то фантастическими деталями или небольшой частью «фантастичности»9, дает возможность включить данные территории в пространство реальности нашей страны, что делает мир узнаваемым, увеличивает уровень интереса к произведению, дополняя авторские возможности интересным способом художественного анализа актуальных проблем мира10.
Фантастический мир – это, по сути, и есть наша обычная реальность. Как полагает Б. Завгородний, составитель биографии Е. Лукина, сам писатель говорил о том, что для него уже давно не существует разницы между вымыслом и реальностью11. Фантастика для Е. Лукина представляет собой бегство, отступление из коллективно сформированного мифа - действительности12, а значит, действительность и вымышленный мир в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Владимирский В.А. Кудесник, несущий свободу. Рец. на кн.: Лукин Е. Портрет кудесника в юности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/3134771/ (дата обращения: 14.09.2020).
2) Завгородний Б.А. Любовь Лукина. Евгений Лукин. Биографии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukin/biogr.htm (дата обращения: 14.09.2020).
3) Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.
4) Логинов С. Русское фэнтези – новая Золушка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/loginov/rec/rec14.htm (дата обращения: 14.09.2020).
5) Лукин Е. Вранье, ведущее к правде // С нами бот: сб. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
6) Лукин Е. Катали мы ваше солнце. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. 315 с.
7) Лукин Е. Кризис номер два // С нами бот: сб. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. С. 314.
8) Лукин Е Лечиться будем// https://www.litmir.me/bd/?b=86986 (дата обращения: 14.09.2020).
9) Лукин Е. Off -line интервью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukin/int.htm (дата обращения: 14.09.2020).
10) Лукин Е. Проклятьем заклейменный // Портрет кудесника в юности. М.: АСТ, ВЗОИ; Москва, 2004. С. 59‒ 69.
11) Лукин Е. Там за Ахероном // Грехи наши тяжкие / Е. Лукин. М.: Издательство АСТ, 2016. С. 287‒ 350.
12) Мзареулов К. Фантастика. Общий курс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/index.php (дата обращения: 14.09.2020)
13) Хоруженко Т.И. Тайный город или город тайн: фэнтези на стыке с конспирологическим романом //Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2017. № 3. С. 130-137.
14) Хоруженко Т. И. Русское фэнтези: на пути к метажанру : Автореф. ... к. фи-лол. н.: 10.01.01. Екатеринбург, 2015. 23 с.
15) Чернышева Т.А. Природа фантастики: гносеологический и эстетический аспекты фантастической образности : Дисс. ... док. филол. наук: 10.01.08. Иркутск, 1979. 422 с.