Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия международная жизнь стала в значительной степени сложной и, вместе с тем, приобрела весьма динамичный характер. Резко возросло ее влияние на внутреннее развитие любого государства. Состояние международных отношений, которые характеризуются ростом взаимосвязей и взаимозависимости на мировой арене, стало оказывать важное влияние в решении ключевых, основополагающих аспектов, которые в настоящее время стоят перед человечеством, в частности глобальных проблем, среди которых первичное значение имеют проблемы войны и мира. На сегодняшний день в современном мире присутствует некоторые черты геополитической стабильности, но, вместе с тем, и сохраняются отдельные территории, где в той или иной степени присутствуют напряженности и конфликты. Сегодня, большое внимание привлекают геополитические проблемы в регионе Восточной Азии, где большое значение имеет такое государства, как Южная Корея. В данном регионе происходит распределение влияния таких супердержав, как Российская Федерация, Китай и США. Настоящий период времени характеризуется уникальностью процесса действий на международной арене, новых президента Южной Кореи Мун Джэина и США – Дональда Трампа.
Прогнозы относительно будущего развития событий на Корейском полуострове строятся с опорой глобальной проблемы ядерного оружия в Северной Корее и в настоящее время общий исход многочисленных переговоров между странами предсказать достаточно сложно.
Вопросы, которые связаны с положением Южной Кореи в мире, содержанием ее национальных интересов и задачами ее внешней политики, постоянно привлекают внимание мирового сообщества.
Актуальность данной темы является несомненной в силу возможного силового варианта проблемы. При этом весьма очевидными являются следующие факторы:
- в настоящее Южная Корея является мощной экономической силой, играющей значимую роль в мире;
- экономика Южной Кореи имеет огромный потенциал, использовать который в будущем будет выгодно многим странам, в том числе и России;
- Южная Корея представляет собой перспективный инвестиционный рынок.
Объект исследования – внешняя политика Южной Кореи.
Предмет исследования – основные проблемы и направления внешней политики в Южной Корее.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1876 г., когда Корея Канхвасский договор об открытии морских портов для Японии – до настоящего времени.
Территориальные рамки исследования охватывают Южную Корею, как государство, а также США, КНР и Россию как непосредственных участников решения Корейского вопроса.
Степень изученности темы. В настоящее время необходимо отметить недостаток источников, которые предлагают полный анализ направления, в котором движется внешняя политика Южной Кореи. Для многих созданных современных работ характерной является чрезмерная идеологизированность, поверхностность и конъюнктурность.
В связи с этим с целью многостороннего анализа темы курсовой работы использовались как печатные издания, так и интернет-ресурсы. Книга, написанная в соавторстве двух востоковедов: А. Воронцов и О. Ревенко О. «Южная Корея в поисках баланса: Сеул между различными центрами влияния».
Другим важным источником стала статья, написанная на английском языка Heike Hermanns’a «Role Conceptions in the ‘Global Korea’ Foreign Policy Strategy».
Цель исследования – выявить положение Южной Кореи в современной системе международных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности внешней политики Южной Кореи.
2. Выявить основные векторы развития внешней политики Южной Кореи.
Источниковая база исследования. Теоретические основы исследования составляют труды А.Л. Воронцова, В.А. Бурлакова,
Г.В. Валиахметовой, в которых было изучено достаточное количество информации относительно геополитической ситуации Южной Кореи, кроме того, достаточно подробно проанализированы взаимоотношения с Китаем на рубеже ХХ и XXI веков.
При работе использовались общенаучные методы исследования: анализа, индукции, дедукции, сравнения, а также применялись логический метод и метод обобщения. Использовались принципы методологии системного и структурно-функционального подходов, выявление причинно-следственных связей. Так же следует выделить сравнительно-исторический метод, который позволил выделить общие и специфические черты предмета исследования и его характеристику.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
Глава 1. Особенности внешней политики Южной Кореи
1.1 Основные параметры современной системы международных отношений
С распадом СССР и «лагеря социализма» исчезла двухполюсность мира и конфронтация по линии Восток - Запад. С политической сцены ушел главный военный противник США, что позволило ликвидировать угрозу всемирной ядерной катастрофы. Демократические преобразования, развитие свободного рынка стали определяющими чертами трансформации стран – от Европы до Латинской Америки, от Африканского континента до Азии. Изменилась конфигурация геополитических сил в биполярном мире.
Фактическая победа в «холодной войне» превратила США в единоличного мирового лидера – единственную сверхдержаву в военно-политическом измерении, которая имеет возможность вмешиваться в события, происходящие в любой части земного шара. Это породило среди многих американцев, по свидетельству известного стратега Г. Киссинджера, «еще большее искушение переделать мир по американскому образу и подобию». Такая тенденция во внешней политике США стала проявляться с окончанием «холодной войны». В условиях нового мироустройства уменьшается значение военно-силового и военно-политического факторов, ранее определявших реальный вес и влияние того или иного государства. Именно это в значительной мере способствует появлению новых мировых лидеров – «полюсов притяжения» – Японии, Китая, Европейского союза, Австралии, Тайваня и др. Конечно же, в многополюсном миропорядке важную роль сохраняет и Россия Барановский В.Г., 2012., С. 36.
В условиях многополюсности мира значительно ограничиваются возможности сохранения или появления одной сверхдержавы, способной самостоятельно контролировать события на планете. Никто не хочет, чтобы США были мировым жандармом, или мировым моралистом, или мировой моделью для подражания. Происходят качественные изменения в отношениях с их союзниками. Последние освобождаются от опеки Америки, которая на протяжении всего послевоенного периода выступала гарантом от коммунистической угрозы.
Все большее количество стран выходят из сферы соперничества великих держав и приобретают способность осуществлять самостоятельную политику, иногда вопреки своим прежним покровителям. Утрачивают содержание разделение мира на» три мира«, само понимание «третьего мира». Что касается новых индустриально развитых стран, то их количество ежегодно растет.
Если в период «холодной войны» на первое место ставились системные, блоковые интересы, пронизанные главным образом идеологической сущностью, то теперь на передний план выходят интересы отдельных стран, групп стран, народов. Мир становится более однородным, но в то же время более разнообразным.
Вместе с тем с исчезновением двухполюсного противостояния и вступлением мира в посткоммунистическую эпоху возникли многочисленные обстоятельства, осложняющие геополитическую ситуацию.
При двухполюсном миропорядке границы между двумя блоками или полюсами были четко определенными и непроницаемыми. Противостояние полюсов было заранее очерченным и простым. Был наработан механизм взаимного сдерживания. Силе как фактору международной политики не было альтернативы. Существовала жесткая стратегическая структура, построена на балансе сил и взаимном страхе. «Холодная война» создавала своеобразную патовую ситуацию в отношениях между двумя сверхдержавами, вместе с тем обеспечивая конфронтационную стабильность и предсказуемость возможных действий обеих сторон Барановский В.Г., 2012., С. 38.
После окончания «холодной войны» все изменилось – международная безопасность распалась на мозаику многочисленных конфликтов и войн, возникающих постоянно и повсеместно. Исчезает идеологическое противостояние, но зато расширяются и обостряются столкновения на основе
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Асмолов К. Пак Кын Хе междy Сеулом, Москвой и Вашингтоном / К. Асмолов. – URL: http://ru.journal-neo.org/2015/04/04/pak-ky-n-hemezhdu-seulom-moskvoj-i-vashingtonom/ (дата обращения: 17.09.2020).
2. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Часть I // Полис. Политические исследования. 2012. № 3. С. 36-44.
3. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Часть II. Качественные параметры // Полис. Политические исследования. 2012. № 4. С. 63-73.
4. Бурлаков В. А. Военно-политическая составляющая геополитического анализа международных отношений в Северо–Восточной Азии//Ойкумена. № 2. 2011. С. 20–33.
5. Валиахметова Г. Н. Азия в мировой политике XXI века. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2015. 213 с.
6. Воронцов А., Ревенко О. Южная Корея в поисках баланса: Сеул между различными центрами влияния//Россия в глобальной политике. Том 6. №6 Ноябрь–Декабрь. 2008. С. 151–161.
7. Иванов А. В. Состояние и перспективы решения территориальных споров между Японией и ее соседями: Республикой Корея и Китайской Народной Республикой//Ежегодник ИМИ. – Выпуск 1 (3) . 2013. С. 203–216.
8. Ким Н. Северная и Южная Корея: история разделения – URL: https://postnauka.ru/faq/60783 (дата обращения: 24.09.2020).
9. Киреева А. А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности /Международные отношения. – С. 9–19.
10. Корейский ядерный кризис: перспективы деэскалации. Под ред. А.Г. Арбатова, В.З. Дворкина, С.К. Ознобищева. М.: ИМЭМО РАН, 2013. 68 c.
11. Ланцова И. С. Политика «Солнечного тепла» как модель управления межкорейским конфликтом: истоки, итоги, перспективы//Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 6. С. 91–98.
12. Ланцова И. С. Эволюция отношений Российской Федерации и Республики Корея: от первых контактов к интеграционным проектам // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. №2. 2015. С. 141-146.
13. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР: учебное пособие. Научн. ред. д.и.н., проф. Л.Н. Гарусова. Общ. ред. к.и.н., доц. Н.В. Котляр. – Владивсток: Изд–во ВГУЭС, 2015. 230 с.
14. Поскребышева Е.С. О региональной политике руководства Республики Корея//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 4–2. 2014. С. 1–3.
15. Россия-Республика Корея: к новой повестке двусторонних отношений: рабочая тетр. / [Г.А. Ивашенцов (рук.)] и др.]; [гл ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. Делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2013. 82 с.
16. Русакова О .Ф. Мягкая сила стран Азии//Дискурс–Пи. Выпуск № 1–2. том 10. 2013. С. 31–36.
17. Салимуллин Л.Ш. Приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества России и Республики Корея в конце XX – начале XXI веков//Филология и культура. Выпуск № 22. 2010. С. 1 –3.
18. Сидоров А. А. Американо–корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки проблемы перспективы//Вестн. Моск. ун–та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1. С. 49–75.
19. Суслина С. С., Самсонова В.Г. Южная Корея в новой архитектуре политико-экономических связей в АТР//Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. № 3. 2012. С. 96–113.
20. Современные международные отношения: Учебник/Под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. 688 с.
21. Толстокулаков И. Состояние и перспективы развития межкорейских отношений на современном этапе / И. Толстокулаков // У карты Тихого океана. Информационно-аналитический бюллетень. 2013. № 34 (232). С. 10- 19.
22. Южная Корея Conference – URL: https://export.by/korea (дата обращения: 17.09.2020).
23. A New Era of Hope. National Security Strategy // Office of National Security the Republic of Korea. October, 2014. 132 p.
24. Ayhan. K. Korea’s Soft Power and Public Diplomacy. Seoul National University Press, 2017. 258 p.
25. Choi Jinwook. The Trust-building Process on the Korean Peninsula: A Paradigm Shift in Seoul’s North Korea Policy / Jinwook Choi // International Journal of Korean Unification Studies. 2013. Vol. 22, № 1. P. 23-53.
26. Colin S. Gray. Hard power and soft power: the utility of military force as an instrument of policy in the 21st century // Strategic studies institute Monograph. 2011. 73 p.
27. Dal Yong Jin, Tae Jin Yoon. The Korean Wave: Retrospect and Prospect // International Journal of Communication. 2017. 7 November.
28. Heike Hermanns National Role Conceptions in the ‘Global Korea’ Foreign Policy Strategy The Korean Journal of International Studies. Vol. 11. No. 1(June 2013). P. 55–82.
29. Global Korea: the national security strategy of the Republic of Korea: the Lee Myung-bak administration’s foreign policy and national securityvision[Seoul]: Cheong wa dae (Office of the President), 2009. 37 p.
30. Keynote Address at the 7th World Policy Conference – URL: http://english1.president.go.kr/activity/speeches.php?srh%5Bboa rd_no%5D
=24&srh%5Bsearch_type%5D=1&srh%5Bsearch_va lue%5D=&srh%5Bview
_mode%5D=detail&srh%5Bseq%5D=9 151&srh%5Bdetail_no%5D=37#sthash
.NeLDnM6m.dpuf (дата обращения: 17.09.2020).
31. Nye J. Get Smart. Combining Hard and Soft Power // Foreign Arrairs. 2009. 1 July.
32. Nye J. Propaganda Is Not The Way: Soft Power / The International Herald Tribune. // New York Times. 2003. P. 11-15.
33. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone // Foreign Affairs. 2002. March-April.
34. Seoyeon Yoon, Kyunghan Lim. North Korea’s National Security Strategy and its Implications for South Korea // Asian Journal of Social Sciences & Humanities. – 2013. Vol. 2. № 2 (May). P. 144-155.
35. So Young Park. Transnational Adoption, Hallyu and The Politics of The Korean Popular Culture // Biography 33. no. 1. 2010. 159 p.
36. Strange S. The Persistent Myth of Lost Hegemony // International Organization. 2005. № 41(4). P. 551-574.
37. Tribrat V.I. Manuscripts do not burn. «Soft security» by Joseph Nay // International processes. V. 13, No. 1. 2015. P. 21-43.