Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы такие изменения, как глобализация и интеграция, приобретают все большее значение в мировой экономике. Эти изменения приводят к увеличению объема мировой торговли, что в свою очередь приводит к увеличению спроса на логистические услуги (доставка, хранение, переработка, таможенные и другие операции).
При высокой конкуренции в большинстве сфер производства очень важную роль играет конечная стоимость продукта, то есть стоимость, которую заплатит потребитель с учетом всех логистических операций, необходимых для доставки «от двери до двери».
В настоящее время основной задачей рынка транспортных услуг является не только обеспечение доставки грузов, но и оказание комплексных транспортно-экспедиторских услуг населению, государству и бизнесу.
Компании, предоставляющие такие услуги, занимаются проектированием системы доставки грузов, что является сложной и многовариантной задачей. При решении этой задачи необходимо реализовать комплекс мероприятий, связанных с проектированием системы доставки грузов, выбором вариантов доставки, анализом и отбором логистических посредников, а также контролем качества их деятельности. При этом необходимо учитывать, что главным критерием для потребителя в настоящее время является соблюдение сроков поставки (точно в срок) и минимизация затрат.
Цель работы – рассмотреть влияние транспортного фактора на эффективность ВЭД.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
определить роль транспортного фактора во внешнеэкономической деятельности государства;
раскрывать содержание транспортно - экспедиционной деятельности на примере ЗАО «Евротранс».
Объектом исследования являются транспортно - экспедиторские компании.
Предметом исследования являются способы организации доставки внешнеторговых товаров, стоимостные и временные затраты, а также факторы, влияющие на качество логистических посредников.
С использованием метода стоимостной оценки был проведен сравнительный анализ поставок внешнеторговых грузов и определен оптимальный маршрут, а также выявлены недостатки в разработке схем доставки. Отсутствие системы контроля качества логистических посредников в работе транспортно-экспедиторских компаний увеличивает потери грузовладельца при транспортировке. Статистические методы оценки качества предоставляемых услуг позволяют повысить эффективность перевозок.
Основой для теоретического изучения проблем, связанных с работой транспортно-экспедиторских компаний и выбором оптимальной схемы доставки грузов, послужили работы С. Е. Шанова, В. А. Аникина, А. М. Гаджинского, Ю. М. Неруша, В. С. Лукинского, В. И. Сергеева и др. Кроме того, были использованы материалы периодических изданий "Логинфо", "логистика" и РБК, а также нормативные правовые акты, регулирующие сферу международных перевозок. Источником анализа поставок послужили данные транспортных документов, предоставленные транспортно-экспедиционной компанией ЗАО «Евротранс».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1. Роль транспортного фактора во внешнеэкономической деятельности государства
Транспорт - это особая отрасль материального производства, движение, без которого производственный процесс нельзя считать завершенным.
Транспорт может освободить труднодоступные ресурсы от их географических ограничений. Это делает их непосредственно доступными, перемещая их из мест, где они мало полезны, в места, где их преимущества могут быть полностью реализованы. В данном случае транспорт является средством повышения степени удовлетворения потребностей человека за счет перемещения товаров и пассажиров.
Особенность транспорта как отрасли материального производства состоит в том, что он увеличивает объем общественного продукта. Операции товарного движения выражают функции, характеризующие экономическую сущность товарного обращения, поскольку транспорт служит «продолжением производственного процесса в рамках процесса обращения и для процесса обращения». Труд, затраченный на транспортное производство, не создает новых продуктов производства, но способствует увеличению стоимости перевозимых предметов. Это движение является «продуктом» транспорта. Эта особенность определяет отличие транспорта от промышленности и сельского хозяйства в том, что транспорт в процессе своего производства не потребляет сырье и материалы, которые входят в конечный продукт.
Важность транспорта для внешней торговли объясняется следующим принципом: чем быстрее груз, доставляется потребителям, тем меньше время обращения и тем больше оборотов оборотные средства совершают за год, значит, тем больший объем продукции промышленность выпустит в течение года при тех же производственных ресурсах. Кроме того, транспорт играет огромную роль в освоении новых территорий, в том числе и в экономическом обороте.
Создание необходимых условий для ускорения доставки товаров, особенно во внешнеторговой сфере, обеспечивается применением логистического подхода к этому процессу.
На национальном уровне транспорт имеет особое значение для развития внешнеэкономических связей, как форма реализации межгосударственных связей в области научно - технического, производственно - торгового сотрудничества и финансовых отношений. В этом случае имеет место внешнеторговый транспорт.
Внешняя торговля или международные перевозки должны рассматриваться как процесс перевозок между двумя или более странами, в отличие от перевозок внутри страны, то есть внутри одной страны [6, С. 49].
Особенностью международных перевозок является наличие иностранного элемента, осуществление перевозок на условиях, установленных международными договорами. В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы логистики.
Для решения вопросов, связанных с условиями торговых сделок, необходимо знать рыночную конъюнктуру транспортных услуг и тарифы. Транспортировка грузов имеет особое значение при осуществлении экспортно-импортных операций.
В мировой торговле товары перевозятся различными видами транспорта: водным (морским и речным), железнодорожным, авиационным, автомобильным, трубопроводным.
Автомобильным, воздушным и водным транспортом можно осуществлять перевозки за границу в рамках договора, заключенного в соответствии с внутренними правилами страны отправления, если власти другого государства имеют разрешение на пересечение границы.
Грузы перевозятся по железной дороге между соседними странами или внутри континентов. Кроме того, развиваются межконтинентальные и смешанные перевозки (морские – железнодорожные).
В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международных грузоперевозок оценивается на основе следующих основных характеристик [16, С. 25]:
- на воздушном транспорте, как самом быстром и дорогом, транспортные расходы резко снижаются по мере увеличения расстояния, а на длинных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному, так как с увеличением расстояния затраты на эти виды транспорта снижаются в меньшей степени, чем на воздушном. По отношению к морскому транспорту преимущество воздушного транспорта в скорости увеличивается с увеличением расстояния, но разрыв в транспортных расходах также увеличивается в пользу воздушного транспорта, поскольку эксплуатационные расходы на морской транспорт уменьшаются больше по мере увеличения маршрута, чем на воздушный транспорт;
- маршруты железнодорожного транспорта ограничены заранее определенными маршрутами, и этот вид транспорта характеризуется наибольшей долей общих эксплуатационных расходов на содержание постоянных устройств. Несмотря на относительно высокий уровень транспортных расходов при полных отправках по магистральным линиям, этот вид транспорта более подвержен эксплуатационным проблемам, что часто приводит к задержкам доставки грузов;
- морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами на конкурентоспособность на коротких маршрутах, но для перевозок на дальние расстояния морской транспорт характеризуется самыми низкими затратами по сравнению с любым другим видом транспорта;
- в автомобильном транспорте эксплуатационные расходы самые высокие, но затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что делает этот вид транспорта конкурентоспособным для перевозок на короткие расстояния. Наибольшая гибкость данного вида транспорта в отношении возможности выбора альтернативного маршрута
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. Учебник. – М.: Транспорт, 2019.- 285с.
2. Афанасьев JI. Л., Островский Н. Б., Цукерберг С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Учебник. - М.: Транспорт, 2017. - 384 с.
3. Аксенок И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. - М.: Наука. - 2019. - 285 с.
4. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 79 с. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m192/4_1.htm .
5. Бухматов, Р.В. Пути повышения внешнеэкономической деятельности / Р.В. Бухматов // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. – С. 2 – 8
6. Бушенева Ю.И. Внешнеэкономическая деятельность.- Издательство: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 49.
7. Баранова Ю.О. Интермодальные и мультимодальные перевозки грузов: проблемы терминологии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2012. - № 6. - С. 86.
8. Вельможин А. В. Управление транспортным процессом. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2019. - 143 с.
9. Вельможин А. В. Измерение эффективности автоперевозок. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2017. - 144 с.
10. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин JI. Б. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учебник / - Волгоград: РПК «Политехник», 2017. - 304 с.
11. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин J1. Б. Теория организации и управления автомобильными перевозками: логистический аспект формирования перевозочных процессов. - Волгоград: РПК «Политехник», 2019. - 179 с.
12. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин JI. Б. Теория транспортных процессов и систем. Учебник- М.: Транспорт, 2018. - 167 с.
13. Единая транспортная система / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др. - М.: Транспорт, 2017. - 303 с.
14. Житков В. А., Ким К. В. Методы оперативного планирования автомобильных перевозок. - М.: Транспорт, 2018. - 183 с.
15. Кузьмина М.А., Надирян С.Л., Поздняков И.А. Роль и место России в международных интермодальных перевозках // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2018. - № 5. - С. 31..
16. Лохтина, Л.М. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия / Л.М. Лохтина // Инновационные технологии в кооперативном образовательном процессе. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(40) 2020
17. Менеджмент на автомобильном транспорте в условиях рынка / Под ред. Л. Б. Миротина. – М, 2019. - 152 с.
18. Малышев А. И. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 2013. – 235 с.
19. Миротин Л. Б. Колик А. В. Гольдин А. Г. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте. Учебник. Под ред. Л. Б. Миротина. – М.: «БРАНДЕС», 2007. – 311 с.
20. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. Под ред. М. И. Улицкого. – М.: Транспорт, 2019.-306с.
21. Покровская О.Д. Организация международной доставки груза через распределительный центр: учебное пособие. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - С. 8.
22. Плужников К.И., Чунтомова Ю.А. Транспортное экспедирование. – М.: ТРАНСЛИТ, 2012. – С. 112
23. Секерин В.Д. Логистика: учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КНОРУС, 2019. - 240 с. Транспортное обслуживание международных экономических связей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.fos.ru/economy/table 4130.html .