Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек, будучи существом социальным, всю жизнь получает информацию об устройстве мира. В младенческом и раннем возрасте он осваивает локальное пространство, ограниченное рамками его дома. В младшем дошкольном границы познаний становятся еще шире благодаря увеличению контактов в детском саду. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенка начинают знакомить с основными достопримечательностями города, в котором он живет. В школе границы знаний раздвигаются: ученик узнает много нового о своем крае, федеральном округе, стране в целом. На этой основе формируется социальное чувство принадлежности к семье, территориальной общности, соотечественникам, появляется любовь к своим истокам, человек испытывает потребность пожертвовать собственными интересами ради Родины, готовность встать на защиту ее рубежей. Говоря иначе, он становится патриотом. Таким образом, тема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения носит актуальный характер.
Особую значимость она приобретает при работе с подростками. Это один из сложных периодов в жизни человека, когда размываются представления о социальных нормах под влиянием возрастного нигилизма. Подтверждением высказанной мысли является обилие публикаций, которые можно увидеть не только на страницах специализированных изданий, представленных рецензируемыми журналами, но и в массовой периодической печати. Примером тому служат заголовки в агрегаторах новостей. Ограничимся небольшим отрезком времени, например, за последнюю неделю октября 2020 года: «Военно-патриотическое воспитание молодёжи обсудили в Чехове за круглым столом», «Крым и Калининград обсудили сотрудничество в области военно-патриотического воспитания молодежи», «В рамках V Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии прошла секция, посвященная военно-патриотическому воспитанию», «В Бурятии открылся центр патриотического воспитания молодёжи», «В Марий Эл в Центре военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» пройдут первые сборы».
Как видно, вопрос активно обсуждается во всех регионах России. Стало быть, обществу небезразлична данная проблема. Стоит подчеркнуть, что вопросы патриотического воспитания далеко не новы. Проблема, пусть даже не в таком понимании, поднималась еще в Древнерусском государстве. Например, великий князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь и защищать родную землю, сохраняя ее для потомков. В условиях непрекращающейся борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию юношества в духе любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры, формировали глубокие патриотические чувства. Акцентируя внимание на работах исследователей XX и XXI веков, отметим, что различные аспекты военно-патриотического воспитания раскрыты в трудах Л.И. Беляевой, М.И. Богомоловой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Е.И. Корнеевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой и др.
Роль традиций в воспитании проанализирована в публикациях М.В. Захарченко, Е.И. Казаковой, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой др. Воспитанию подростков посвящены труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Дубровиной, Д.Б. Эльконина и др. Морально-политические и психолого-педагогические аспекты формирования патриотизма раскрываются в трудах А.Г. Базанова, А.В. Барабаншикова, И.Ф. Выдрина, В.Д. Кулакова, А.С. Миловидова, Г.В. Средина и др. Формированию патриотических ценностей посвящены исследования Д.Х. Саликова, Д.И. Юрова и др. Развитию патриотических чувств у молодежи средствами туристско-рекреационной деятельности посвящены работы Т.Э. Курмаева, А.В. Рыбакова, М.В. Сябы и др. Особенности организации экскурсий с учетом возрастного и гендерного состава групп обозначены А.В. Дроздовой, И.В. Зориным, Д.Г. Кузнецовым, Е.Ю. Ледовских, И.Н. Пановой, А.И. Стукаловым и др. Исследованием различных аспектов детско-юношеского туризма занимались И.А. Дрогов, С.А. Иванова,.А. Клюшникова, А.Г. Маслова, А.Г. Озерова, С.Н. Талызова и др.
Объект исследования – организация военно-патриотического воспитания подростков.
Предмет исследования – организация военно-патриотического воспитания подростков средствами экскурсий в детском туризме.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить эмпирически эффективность организации военно-патриотического воспитания подростков средствами экскурсий в детском туризме.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие военно-патриотического воспитания, его целевые ориентиры, содержание, принципы;
2) охарактеризовать особенности возрастного развития подростков;
3) описать организацию военно-патриотического воспитания подростков средствами экскурсии в детском туризме;
4) провести исследование потребностей подростков в военно-патриотической экскурсии;
5) составление маршрута экскурсии и комплектование портфеля экскурсовода.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме данной работы) и эмпирические (анкетирование).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ В ДЕТСКОМ ТУРИЗМЕ
1.1 Военно-патриотическое воспитание: понятие, целевые ориентиры, содержание, принципы
Жизнь в социуме налагает на человека определенные обязанности. Они связаны с умением осуществлять продуктивное взаимодействие с членами общества, поэтому установление эффективных контактов с окружающими невозможно без воспитания, ибо индивидуум, ориентированный исключительно на себя, будет стремиться к удовлетворению собственных потребностей. Прежде всего, биологических – в добывании пищи и воды, в поиске безопасного места для отдыха, в защите тела от перепадов температуры, в поиске сексуального партнера. Следовательно, он будет применять открытое насилие, пытаясь отобрать у других то, в чем сам крайне нуждается. Подобное поведение пресекается в любом обществе путем ограничительных мер, примером чего можно назвать традиции, обычаи, морально-этические требования, опираясь на которые, старшее поколение развивало социальные навыки у младшего. Из сказанного следует, что воспитание помогает быть успешно интегрированным в человеческую общность на основе знания норм и правил, разделяемых большинством, интериоризации ценностей, выработанных в конкретной культурной среде. Именно воспитание делает человека личностью. Без этого он остается таким же биологическим существом, как всякое животное, реализующее разложенную в нем программу. На справедливость нашего мнения указывает общеизвестный факт, когда в джунглях обнаруживали детей, выращенных волками: найденышам не удалось привить социальные качества.
Итак, что же такое воспитание? Для ответа на поставленный вопрос целесообразно обратиться к справочным изданиям. Например, в словаре «Педагогика», составленном А.М. Новиковым, сформулировано следующее определение: «воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [12, с. 26]. С точки зрения В.И. Загвязинского, составителя педагогического словаря, под воспитанием следует понимать «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» [14, с. 15].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой воспитание интерпретировано и как социальный феномен, и как педагогическое явление. Используемое в первом значении, слово означает «сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, образовательными учреждениями» [6, с. 39]. При употреблении во втором имеется в виду «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей» [6, с. 39]. Как видно, определения, представленных выше, отличаются.
Несмотря на разницу в формулировках можно выделить ряд общих черт: 1) воспитание осуществляется в любом обществе с целью сохранения и передачи культурно-исторического опыта; 2) воспитание является и процессом деятельности, и результатом; 3) в процессе воспитания изменяются качества личности. Среди направлений воспитания выделим патриотическое. Патриотизм есть не что иное, как «исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся категория педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество» [5, с. 86]. Ограниченные темой настоящего исследования, сосредоточим свое внимание на детях школьного возраста. Применительно к
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников / А.Ю, Алексеева. – Москва: ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2016. – 38 с.
2) Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками: методические рекомендации / Л.Ф. Анн. – Санкт-Петербург.: Питер, 2015. – 271 с.
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Книга по Требованию, 2018. – 464 с.
4) Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособ / Н.В. Добрина. – 3-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2013. – 288 с.
5) Ильичев Н.М. О сущности содержании и значении патриотизма / Н.М. Ильичева // Вестник Российского философского общества. – 2012. – № 3. – С. 84 - 89.
6) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2015. – 448 с.
7) Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Книга по требованию, 2015. – 256 с.
8) Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков /А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 117-124.
9) Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / Под общ. ред. Н.В. Стаськова. – Москва: АНО СПО «СОТИС», 2018. – 128 с.
10) Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: методич. пособ / В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с.
11) Мустафаева Н.А. Организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания подростков-кадет: методические рекомендации / Н.А. Мустафаева. – Ставрополь: Илекса, 2020. – 91 с.
12) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
13) Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков / Н.В. Панова // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 88-92.
14) Педагогический словарь: учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – Москва: Академия, 2018. – 352 с.
15) Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 576 с.
16) Путятин С.Н. Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников / С.Н. Подласый // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 6. – Режим доступа: http://journalpro.ru. – Заглавие с экрана.
17) Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособ./ Л.Г. Самотик – Москва: Флинта, 2012. – 510 с.
18) Тимофеев А.В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях / А.В. Тимофеева // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 16-22.
19) Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Наука, 2014. – 168 с.
20) Чудновский А.Д. правление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 304 с.
Список рекомендованной для создания текста экскурсии литературы
1) Богданов Б. Порхов в первой четверти XX века // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. – 2014. – № 41. – с. 221-227.
2) Злобинская Т. Бесславные герои // Псковская правда. – 2013. – 25 октября.
3) Ильина Л.В. Формирование и реализация концепции развития сервиса и туризма в Псковской области. – СПб.: Астерион, 2013. – 96 с.
4) Клишина В.М. Порхов. Крепость. Никольский собор. – М.: URSS, 2014. – 328 с.
5) Константинов О. Дулаг-100. Наш Мамаев курган! // КурьерЪ. – 2016. – 26 июня.
6) Крылов А.Е. Б.П. Калачёв – руководитель порховского подполья (спорные вопросы биографии) // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. – 2013. – №39. – С. 192-194.
7) Крылов А.Е. Край между Псковом и Новгородом. – Псков, 2013. – 544 с.
8) Пищикова В., Данилов В. Это было в Порхове // Книга памяти: Псковская область. Порховский район. – Псков: Издательство организационно-методического центра, 2007. – 493 с.
9) Семенов А. Фабрика смерти // Псковская правда. – 2011. – 27 июля.
10) Яковлева Л.А. Порховское подполье // Порховский вестник. – 2005. – 9 сентября.