Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-культурных условиях предъявляются достаточно высокие требования к профессионально-управленческой компетентности руководителей образования, в том числе руководителя дошкольного учебного заведения, его педагогического мастерства, психологической грамотности, способности оптимально реализовывать управленческие функции, самостоятельно решать разнообразные задачи в нестандартных ситуациях, эффективно взаимодействовать с участниками педагогического процесса. Руководитель учебного заведения осуществляет управленческую деятельность через систему отношений с детьми, коллективом работников, родителями, административными и контролирующими инстанциями, различными общественными организациями.
В связи с тем, что определенная установка на личность всегда переносится на продукт его деятельности, особую значимость приобретает проблема создания положительного имиджа руководителя дошкольного учреждения образования, как отражение имиджа самого образовательного учреждения, а также впечатлений, мнений, суждений всех участников учебно-воспитательного процесса.
Современные условия хозяйствования требуют поиска новых и совершенствования существующих форм, методов и технологий управления детским садом. В условиях жесткой конкуренции руководители предприятий постоянно ищут пути, ведущие к стабильному и устойчивому положению, стремясь к достижению лидирующих позиций. Настоящее время – это время глубоких преобразований во всех сферах жизни общества, что требует приспособления ДОУ к принципиально новым условиям хозяйствования. В современных условиях очевидным становится то, что конкурентные преимущества детского сада зависит не только от материального наполнения и уровня их использования, но и от квалифицированной подготовки специалистов, нематериальных ресурсов, более важным из которых является интеллектуальный ресурс работников ДОУ.
Таким образом, изложенное выше предопределяет актуальность исследования курсовой работы.
Объектом исследования являются руководители детских учебных заведений, а предметом – роль руководителя в системе управления дошкольного учебного заведения.
Цель исследования заключается в рассмотрении роли руководителя в системе управления дошкольного учебного заведения.
Основные задачи исследования:
1. Проработать научную литературу по проблеме исследования управленческого потенциала руководителя дошкольного учебного заведения.
2. Охарактеризовать личность руководителя.
3. Рассмотреть модель руководителя учебного заведения в современном образовательном пространстве.
4. Изучить развитие управленческой компетентности руководителя дошкольного учебного заведения.
5. Привести пример тренинга для руководителей дошкольных учебных заведений.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 27 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 21 источник.
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения
1.1 Личность руководителя
Родители делают свой выбор в пользу образовательного учреждения при условии, если имидж учреждения отвечает их потребностям в области образования и воспитания детей. А в связи с тем, что первое впечатление о заведении строится на первом впечатлении о руководителе, управленцу необходимо за счет внешнего вида, уровня культуры, коммуникативных способностей, профессионализма и окружающей среды послать посетителю такое сообщение, которое вызвало бы у него определенный уровень доверия к заведению и чувство удовлетворения своим выбором.
Классный стиль одежды руководителя, безусловно, сформирует у родителей ощущение стабильности, надежности и респектабельности заведения, продемонстрирует уровень культуры персонала организации. Кроме того, он позволит посетителю видеть и слышать именно руководителя, а не то, что на нем одето.
Речь во многих случаях демонстрирует интеллект человека, значит через него работает имидж. От того, каким является активный словарь руководителя, насколько он владеет нормами речевой деятельности, умеет использовать все ее средства в зависимости от цели общения, его содержания и условий, будет сделано заключение относительно уровня культуры и образования учреждения.
Не следует забывать и о том, что голос также выступает неотъемлемой составляющей имиджа. Он способен рассказать о чувствах, здоровье, происхождения, повысить, или наоборот значительно уменьшить влияние внешнего вида на собеседника. Тихий нечеткий голос продемонстрирует посетителю возможную неуверенность и низкий социальный статус и вызовет недоверие к заведению. Слишком громкий голос, наоборот, может навести на мысль о склонности к гипердоминированию авторитарного стиля руководства.
Для того чтобы достичь необходимого внешнего вида персонала, важно наличие четко сформулированной политики компании в области внешности, которая будет соответствовать системе ценностей заведения. Для этого необходимо разработать и довести до персонала определенный «Кодекс поведения», который будет регулировать такие вопросы, как форма одежды, празднования дней рождения и праздников в коллективе, отношение к детям и их родителям, поведение в конфликтных ситуациях и прочее.
Положительный имидж организации подразумевает определенно высокий уровень профессионального образования персонала и его инновационную активность. Для этого руководителю необходимо обеспечить коллективную возможность профессионального и личностного развития за счет обмена опытом с другими учебными заведениями, изучение передового педагогического и психологического опыта, презентаций новой профессиональной литературы, посещение различных семинаров, конференций, тренингов.
Для того чтобы сформировать в своем воображении четкий образ настоящего руководителя, следует иметь четкую характеристику профессиональной и личной фигуры чиновника.
Профессиональная характеристика руководителя:
1. Компетентность. Всегда выполнять любую работу на профессионально высоком уровне.
2. Лидерские и организационные умения и навыки. Задача руководителя - концентрирование основного двигателя педагогического труда на эффективную реализацию поставленных целей.
3. Высокая ответственность. Уметь отвечать не только за свои результаты труда, но и за подчиненных, которые выполняют требования руководителя.
4. Навыки творческого поиска. Постоянно находится в процессе обновления устаревших стандартов, норм, систем, внедрять самые современные и респектабельные методики обучения - именно это приведет к успеху.
5. Гибкость мышления. Чувствовать любую ситуацию, уметь быстро реагировать на сложности и нестандартно решать проблемные вопросы. Не бояться советоваться со своими подчиненными. Обращать внимание на их мнения - это может не только способствовать решению проблемы, но и предоставить возможность коллегам почувствовать себя нужными.
6. Высокая работоспособность, совершенствование профессиональных черт и повышения рейтинга образовательных услуг учебного заведения. Не менее важным качеством чиновника является крепкое здоровье.
7. Владение теорией педагогического менеджмента на совершенном уровне - это самая главная черта современного руководителя.
8. Предпринимательские навыки.
9. Глубокие знания психологии. Уметь правильно и эффективно влиять на людей, учитывая личные психологические качества каждого работника. Нельзя достичь желаемого результата через обиду своих подчиненных и авторитарное влияние на коллектив. Нужно заставить людей работать на пользу собственных интересов через создание доброжелательной атмосферы в коллективе, искренней заинтересованностью идеями своих подчиненных, предоставлением профессиональной помощи или совета в сложной ситуации.
10. Саморазвитие и самообразование - неотъемлемая составляющая профессионального роста. Если руководитель каждую свободную минуту
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Васильченко Л. В. Профессиональная компетентность руководителя / Л. В. Васильченко, И. В. Гришина. – X.: Основа, 2016. – 208 с.
2. Вдовиченко Р. П. Управленческая компетентность руководителя / Р. П. Вдовиченко. – X.: Основа, 2017. – 112 с.
3. Даниленко Л.И. Менеджмент руководителей учреждений дошкольного и начального образования / Л.И Даниленко, Т Шоут, А.И Зайченко, Н.С Софий. – К.: СПД-ФЛ К, 2014. – 112 с.
4. Ельникова Г. Управленческая компетентность / Г.Ельникова. – К.: Ред.общепед. газет, 2018. – 126 с.
5. Крутой К. Планирование работы современного дошкольного учебного заведения / К.Крутой. – М.: Высь, 2012. – 134 с.
6. Крутой К. Массовые формы методической работы с педагогами в современном дошкольном учебном заведении / К.Крутой. – М.: Гардарики, 2011. – 227 с.
7. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы / М. Д. Маханева. – М: Высь, 2016. – 215 с.
8. Махиня Т. А. Тренинговые технологии развития управленческих умений руководителя дошкольного учебного заведения / Т. А. Махиня. – М.: Гардарики, 2016. – 82 с.
9. Омельченко Н.В. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Омельченко, Н.М.Курочка. – М.: Высшая школа, 2012. – 336 с.
10. Павлютенко Е. Организация методической работы / Е.Павлютенко, В.Крыжко. – Х.: Основа, 2017. – 78 с.
11. Петрова С. Н. Современный руководитель ДОУ: основы управления / С. Н.Петрова, Е. Б. Преснякова. – М.: Центр дополнительного образования «восхождение», 2015. – 234 с.
12. Песоцкая Л.С. Актуальные проблемы управления развитием дошкольного образования / Л. С. Песоцкая. – М.: ХГПА, 2013. – 174 с.
13. Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс / Л. В.Поздняк. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 182 с.
14. Полторацкая В. Управленческое обеспечение качества образовательного процесса / В. Полторацкая // Директор школы. – 2018. – № 17 (689). - С. 20-38.
15. Сафонова А. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / А. А. Сафонова. – М.: Высь, 2017. – 184 с.
16. Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования / И. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 2. – С.8-12.
17. Скоролупова О. А. Дошкольное образование: перспективы развития / О. А. Скоролупова // Администратор образования. – 2018. - № 14. – С.3-6.
18. Троян А. Маркетинг в детском дошкольном учреждении / А. Троян // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. – С.15-16.
19. Ушаков А.А. Научно-методическое сопровождение личностно- профессионального саморазвития педагога / А. А. Ушаков // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - № 6. – C. 80-81.
20. Управление учебным заведением: учеб.-метод. пособ. / О. И. Мармаза, А. М. Касянова, В. В. Григораш и др. – М.: Веста, 2013. – 160 с.
21. Чумичева Г. М. Управление дошкольным образованием: учеб. ПОС. для студ. / Р. Н. Чумичева, Н.А. Платохина. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 400 с.