Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Замедление темпов развития экономики России, вводимые экономические санкции в отношении ряда предприятия, а также в целом рыночные отношения определили методы анализа и учета показателей для организаций. Кризисные ситуации в экономике еще более остро подчеркнули значение выручки от продаж для любого российского бизнеса.
Выручка является основным источником в любой сфере деятельности. Выручка принимает непосредственное участие при образовании финансовых ресурсов организации, образующей основной ее денежный поток. Весь производственный процесс предприятия нацелен на получение выручки, в связи с чем организуется ее планирование исходя их разработанной финансовой стратегии. При формировании финансовой стратегии организация осуществляет мониторинг движения денежных средств, основным из которых является выручка. Исходя из анализа выручки оцениваются такие показатели как прибыль, товарооборот, анализируется учетная политика, конкретное положение организации на рынке.
1. Теоретические аспекты эффективности управления предприятием
1.1. Сущность, понятие экономической эффективности управления
В условиях социально ориентированной рыночной экономики возрастает роль и значение эффективности деятельности предприятий всех форм собственности и сфер деятельности.
Определение эффективности деятельности предприятий является исходным пунктом в разработке обоснованной экономической политики предприятия, постановки задач, а ее обеспечение выступает необходимым условием выживания предприятий в динамичной конкурентной среде.
Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия [14, c.75].
Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» определяет ее как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [4, с. 26].
Схожий смысл вкладывают в это понятие Роберт Каплан и Дэвид Нортон, указывая, что эффективность - это «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение», и отечественные исследователи А. М. Жемчугова и М. К. Жемчугов: «Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение».
При этом важное положение для теоретического представления об эффективности предприятия содержится в статье И.В. Матяш [12, с. 63], предлагающей разграничить внутреннюю и внешнюю эффективность и характеризовать внутреннюю эффективность показателем нормы прибыли (рентабельности капитала), а внешнюю - сравнением нормы прибыли экономики (рыночной ставки процента) и нормы прибыли предприятия или проекта. Исходя из этой классификации, автор формулирует важный тезис о том, что «предприятие может быть рентабельным с точки зрения внутренней оценки эффективности и в то же время неэффективным для экономики в целом проект может считаться эффективным с точки зрения окупаемости затрат общественного капитала, если рентабельность активов предприятия (в каждый момент реализации проекта) будет выше рыночной ставки», а иначе «такой проект снижает эффективность общественного капитала и с точки зрения экономики является неоправданным по затратам ресурсов».
Экономическая эффективность производства отражает степень использования ресурсов и отдачу затрат, которая определяется соотношением между достигнутыми результатами и используемыми в производстве ресурсами или осуществленными затратами. Поэтому экономическую эффективность производства можно определить как соотношение результата к затратам ресурсов или соотношение результата к ресурсам. Допускаются так же обратные соотношения, т.е. отношение затрат к результату [8, c. 44].
Главной целью любого предприятия независимо от специализации является обеспечение эффективного и прибыльного производства. Оптимальное управление производством строится на достижении заданных социальных и экономических целей с максимальной при заданных условиях эффективностью. Экономическая эффективность – показатель результативности деятельности предприятия, представляющий соотношение результата и затрат, использованных для достижения этого результата.
1.2. Показатели экономической эффективности управления
До настоящего времени проблема разработки методологии оценки эффективности деятельности российских предприятий остается нерешенной. Несмотря на повышенное внимание к проблеме оценки эффективности деятельности предприятия, в экономической литературе нет четкого представления о сущности эффективности, отсутствует подробная классификация характеристик и критериев эффективности.
В практическом аспекте оценка эффективности деятельности экономического субъекта должна основываться на количественном измерении и оценке показателей результативности. Изучение понятия результативности было предпринято в зарубежной экономической литературе. Совокупность критериев результативности, в частности производительности организационной системы, исследовалась американскими учеными.
Анализ литературы позволяет выделить три основных направления в определении методов оценки экономической эффективности.
Представители первого направления ‒ В. В. Ковалев и Г. В. Савицкая, В. Н. Патров, В. А. Уланов, приводят наиболее традиционные и призванные научной общественностью показатели экономической эффективности, имеющие широкое распространение в России. Показатели оценки экономической эффективности они предлагают разделить на следующие группы:
Показатели эффективности использования производственных ресурсов: основных средств, материальных оборотных средств, средств в расчетах, трудовых ресурсов;
Показатели эффективности использования ресурсов, отражаемых в балансе;
Показатели эффективности финансовых вложений;
Показатели рентабельности.
Представители второго направления ‒ А. Д. Шеремет, М. И. Баканов и др., считают, что экономическая эффективность предприятия оценивается комплексно, и методы ее оценки делятся на 2 группы:
Комплексно, без расчета интегрального показателя
Комплексно, с расчетом единого интегрального показателя.
Примерами первого из названных групп показателей является:
‒ динамическое сравнение (горизонтальный анализ) показателей;
‒ пространственное сравнение;
‒ группировки показателей по разным признакам и др.
Говоря о едином интегральном показателе экономической эффективности, авторы приводят показатель рентабельности активов.
И наконец, представители третьего направления ‒ А. Д. Выварец, и Л. В. Дистергефт и др. считают, что главной методикой оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия является производственная эффективность. Она базируется на обобщающих показателях эффективности производства ‒ индекса затратоотдачи, фондоотдачи, трудоотдачи (производительности труда).
Для количественной оценки экономической эффективности деятельности предприятия применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели свидетельствуют об эффективности использования отдельного ресурса и результативности каждого конкретного продукта, а обобщающие дают представление об эффективности всех ресурсов или продуктов, а также о результативности предприятия как единого целого. Ранжирование частных и обобщающих показателей дает возможность выделить наиболее важные и менее значимые [17, c. 16].
Основные требования, предъявляемые к выбору системы показателей экономической эффективности деятельности предприятия [19, c. 88]:
количество параметров должно зависеть от конкретной цели анализа;
экономический смысл каждого показателя должен быть понятным для восприятия и однозначным для толкования;
по каждому показателю должна быть представлена объективная количественная информация на основании данных бухгалтерского или статистического учета.
2. Практика эффективности управления ООО «Становлянский Хлебозавод»
2.1. Общая характеристика организации
Предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» является крупным производителем булочной, кондитерской, вафельной продукции. Предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» выпускает более 20 наименований булочных (в т.ч. изделия диетические и лечебно–профилактического назначения), около 30 наименований кондитерских изделий. Внедрена интегрированная система менеджмента качества ИСО 9001 и ИСО 22000.
Основными видами предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод» являются:
– производство хлебобулочных изделий;
– изготовление нестандартного и другого технологического оборудования;
– производство хлебопекарной и макаронной муки.
Основным видом производимой продукции предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод» является хлеб.
На рисунке 1 представлена организационная структура предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод».
Организационная структура предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод» относится к структуре линейного типа, т.е. все подразделения подчиняются непосредственно генеральному директору предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод».
Генеральный директор разрабатывает стратегию предприятия, организовывает всю деятельность предприятия и несет полную ответственность за его состояние перед трудовым коллективом.
ООО «Становлянский Хлебозавод» состоит из производственного корпуса, склада бестарного хранения муки, склада подсобного хранения сырья, гаража, механической мастерской. Административно-бытовые помещения расположены в производственном корпусе.
2.2. Оценка эффективности деятельности организации
За последние годы выработка хлеба ООО «Становлянский Хлебозавод» из обойной муки снижена, возросло производство хлеба из сортовой муки, а также булочных и сдобных изделий.
В таблице 4 представим данные о динамике объема выпуска готовой продукции в организации ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017 – 2019 гг.
Динамика представленных показателей характеризуется положительно. Увеличение по хлебобулочным изделиям составило 39,8 тонн в 2018 г. и 77,2 тонн в 2019 г. По кондитерской продукции также в течение 2 лет увеличивался объем выпуска. Увеличение по кондитерской продукции составило 1,48 тонн в 2018 г. и 2,95 тонн в 2019 г. Увеличение роста объема выпуска готовой хлебобулочной и кондитерской продукции привело к росту общего выпуска продукции на 80,15 тонны в 2019 г.
Структура объема выпуска готовой хлебобулочной и кондитерской продукции на предприятии ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017–2019 гг. приведена в таблице 5.
В структуре преобладает выпуск хлебобулочных изделий. Незначительно выросла доля кондитерских изделий в 2019 г. (на 0,3%). Доля хлебобулочного изделия в 2017 г. составила 97,7 %, в 2018 г. 97,6%, в 2019 г. 97,3 %. Доля кондитерского изделия в 2017 г. составила 2,3 %, в 2018 г. 2,4%, в 2019 г. 2,7 %.
Далее в таблице 6 проведем оценку динамики объёма продаж в стоимостном измерении на предприятии ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017 – 2019 гг.
Таблица 6 – Динамика объема продаж на предприятии ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017 – 2019 гг.
В целом динамика продаж схожу с показателями динамики выпуска продукции в натуральном выражении. Отмечается увеличение динамики продаж, как по хлебобулочным, так и по кондитерским изделиям. В 2019 г. общее увеличение продаж составило 1303 тыс. руб.
Динамика изменения основных финансово-экономических показателей ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017 – 2019 гг. приведена в таблице 7.
Таблица 7 – Динамика изменения основных финансово–экономических показателей ООО «Становлянский Хлебозавод» за 2017 – 2019 гг.
2.3. Предложения по повышению эффективности управления организацией
На основе проведенного анализа были предложены следующие мероприятия по механизму финансового оздоровления как фактору экономической безопасности ООО «Становлянский Хлебозавод»:
– сократить нереализуемые запасы ООО «Становлянский Хлебозавод»;
– сократить дебиторскую и кредиторскую задолженность ООО «Становлянский Хлебозавод».
Для повышения уровня платежеспособности ООО «Становлянский Хлебозавод» необходимо снизить уровень дебиторской задолженности.
Это возможно путем заключения предприятием договора безрегрессного факторинга, то есть финансирование под уступку денежного требования. В этом случае денежные требования к покупателям и заказчикам уступаются факторинговой компании, а она, в свое время, обязуется выплатить финансирование поставщику в счет уступленного денежного требования с учетом комиссии.
Дебиторская задолженность предприятия ООО «Становлянский Хлебозавод» на 31. 12. 2019 год составила 4157 тыс. руб. Сокращение суммы дебиторской задолженности на 30 % составит.
4157*(100 – 30)/100=2910 тыс. руб.
Сокращение суммы дебиторской задолженности на 30 % составит 1247 тыс. руб.
На основании проведенного исследования на предприятии ООО «Становлянский Хлебозавод» на 31. 12. 2019 год было выявлено большой объем запасов, в составе 2374 тыс. руб. Для того, что бы предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» стало устойчивым, рекомендуется сократить запасы на 2000 тыс. руб.
Для сокращения запасов рекомендуются следующие рекомендации.
В случае запасов возможно применение следующих методов:
– поставка «точно–в–срок»;
– снижение длительности периода производственного цикла;
– ускорение оборачиваемости запасов.
Система «точно–в–срок» подразумевает поставку товаров непосредственно ко времени продажи.
Таким образом, предприятие не нуждается в складских помещениях и величина запасов равна нулю. Самой большой сложностью в применении данного метода является поиск надежного поставщика, который вовремя будет обеспечивать ресурсами нужды торговли.
Снижение длительности периода производственного цикла возможно за счет внедрения дополнительных мощностей, сокращения простоев.
Более быстрый период оборачиваемости приведет к снижению суммы оборотного капитала и высвобождению денежных средств.
Так же предлагается применить систему скидок (510%) для различных групп оптовых потребителей и продукции с целью увеличить объем реализации. Система ценовых скидок – это действенный инструмент маркетинговой политики фирмы.
Цель предоставления скидок создать для покупателей дополнительные стимулы к совершению покупки. Основными видами скидок являются следующие:
– скидка за больший объем приобретаемого товара;
– скидка за всесезонную покупку;
– скидка за ускорение оплаты;
– скидка для поощрения продаж нового товара;
– скидка за платеж наличными и др.
Заключение
Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия.
Предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» является крупным производителем булочной, кондитерской, вафельной продукции. Предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» выпускает более 20 наименований булочных (в т.ч. изделия диетические и лечебно-профилактического назначения), а так же предприятие ООО «Становлянский Хлебозавод» выпускает около 30 наименований кондитерских изделий.
Динамика представленных показателей характеризуется положительно. Увеличение по хлебобулочным изделиям составило 39,8 тонн в 2018 г. и 77,2 тонн в 2019 г. По кондитерской продукции также в течение 2 лет увеличивался объем выпуска. Увеличение по кондитерской продукции составило 1,48 тонн в 2018 г. и 2,95 тонн в 2019 г. Увеличение роста объема выпуска готовой хлебобулочной и кондитерской продукции привело к росту общего выпуска продукции на 80,15 тонны в 2019 г.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2020).
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
4. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 298 с.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика : учебно-практическое пособие. – Москва : Проспект, 2018. – 265 с.
6. Кокин А.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Москва: Издательский Центр РИОР, 2017. - 369 с.
7. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 430 с.
8. Кондратьева М.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск: УлГТУ,2018. – 306 с.
9. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
10. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 529 с.
11. Никитина Н.В. Корпоративные финансы. – Москва: КноРус, 2017. – 509 с.
12. Олейникова И.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2018. – 463 с.
13. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
14. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва : Стандарты и качество, 2018. – 153 с.
15. Розенков Д. А. Классический менеджмент: организационные структуры управления : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2017. – 368 с.
16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
17. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
18. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – Москва : Контроллинг, 2018. – 132 с.
21. Филиппов В. П. Применение метода оценки совокупного экономического эффекта от внедрения среды разработки // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 2. - С. 57-62.
22. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник. - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.
23.