Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе рыночные отношения порождают естественное желание многих граждан иметь «свой бизнес», с помощью которого они будут увеличивать свою собственность. В конечном итоге это приводит к возникновению особого вида предпринимательской деятельности.
Предпринимательство понимается как деятельность, осуществляемая физическими лицами, предприятиями или организациями в целях производства, оказания услуг или купли-продажи товаров в обмен на другие товары или денежные средства в интересах заинтересованных лиц или предприятий или организаций.
Малый бизнес в условиях рыночной экономики является важным сектором, который играет важную роль в определении темпов экономического роста, структуры и качества валового национального продукта. В то же время в этой сфере по-прежнему существует множество проблем, препятствующих ее развитию: необходимость совершенствования действующей общей налоговой системы, отсутствие четких механизмов финансирования, отсутствие мотивации к созданию собственного бизнеса. Все это подтверждает актуальность данной темы и определяет ее выбор.
Всем известно, что успех экономики России и рост ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности работы малых предприятий, это подтверждается опытом многих экономически развитых зарубежных стран.
Актуальность определяется также тем, что движение вперед невозможно без более или менее точной оценки современного российского малого бизнеса, что, вероятно, позволит осуществить наиболее успешное планирование и реализацию социально-экономических программ его поддержки.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предметом исследования – роль и проблемы развития малого и среднего бизнеса.
Цель работы – исследовать государство и малый бизнес: особенности взаимодействия, финансирование, кредитование и налогообложение.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
изучить теоретический базис взаимодействия государства и малого бизнеса;
раскрыть нормативно-правовое регулирование взаимодействия государства и малого бизнеса;
рассмотреть формы и методы оценки результативности взаимодействия государства и малого бизнеса в зарубежной и отечественной практике;
провести анализ динамики и структуры источников финансирования малого бизнеса;
провести анализ объемов кредитования малого бизнеса;
дать оценку эффективности системы налогообложения малого бизнеса;
представить классификацию основных проблем развития субъектов малого бизнеса в России;
разработать пути активизации государственной поддержки малого бизнеса в России.
Методологическую основу составляет диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, статистический.
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как Д.И. Валигурский, Г.П. Журавлева, В.Д. Камаев, A.A. Кoчeткoв, Л.М. Куликов, Е.Н. Лобачева, И.П. Николаева, С.С. Носова, Т.М. Тимошина, А.Ф. Шишкин, С.А. Джавадова и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретические, нормативно-правовые и организационные основы взаимодействия государства и малого бизнеса
1.1 Теоретический базис взаимодействия государства и малого бизнеса
Все предприятия, которые являются составной частью национальной российской экономики, в соответствии с их размерами и общепринятой терминологии классифицируются на 3 группы: крупные, средние, малые.
Каждая группа обладает своими специфическими интересами, которые определяют стратегии их экономического поведения, как они относятся к проводимой государством политике, к вопросам социального, экономического, политического и национального характера .
Крупнейшие синдикаты, в основном, определяют экономическую и техническую власть страны. Тенденция монополизировать экономику, вступление и интеграцию маленьких и больших предприятий характерна для крупномасштабного предпринимательства. Сфера деятельности предприятий среднего размера, работающих на основе национальных интересов, является внутренним рынком. Предприятия среднего размера созданы из малых предприятий. И они - сеть владельцев частных предприятий, которые оказывают прямое влияние на уровень развития государства. Они также являются самым важным элементом экономики и индикатором стабильности и экономическим благополучием страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что указывает на их важность и высокую важность для всей экономики.
В мировой практике есть разные подходы к классификации «предпринимательства» и критериев классификации его как «малый бизнес». Наиболее часто используемые критерии включают: количество персонала малого предприятия (среднее число постоянных сотрудников и сотрудников рабочий неполный рабочий день); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, совокупный доход, товарооборот); тип деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель-это человек, у которого есть желание и возможность реализовать инновационную идею. Все предпринимательство основано на инновационном моменте и коммерческой жилке менеджеров. Но так было не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до нынешней ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально-экономической системе.
Этап развития предпринимательства определялся изменением политической системы. Старая система перестала существовать, а вместе с ней изменилась и коммерческая система. У нас еще не было времени создать новый, поэтому мы дали каждому возможность начать свой собственный бизнес. Этот этап был самым сложным для предпринимателей. Поскольку не было никакой правовой базы, не было и возможности отстаивать свои права. Многие торговцы были вынуждены решать проблемы самостоятельно. В это время были сформированы первые деловые союзы и ассоциации .
Экстенсивная стадия сменила стадию формирования. Закон О приватизации и формировании частной собственности способствовал развитию малого предпринимательства. На данном этапе были очерчены правовые основы предпринимательства. Государство принимает первые законы о поддержке малого бизнеса. Закон ввел первые требования и критерии принадлежности к категории малых предприятий. Была очерчена инфраструктура малых форм. На этом этапе многие предприниматели закрывали свои компании, потому что не могли оценить перспективы развития бизнеса. В это время происходил переход к этапу реабилитации.
Реабилитационный этап характеризуется периодом с 1996 по 2003 год. В это время продолжалось строительство законодательства в сфере малого предпринимательства. На государственном уровне были введены обязательные процедуры с посещением ПФР и ФМС. Бюрократия привела к сокращению доходов малого бизнеса, поэтому большинство фирм с небольшими ресурсами и потенциалом решили ликвидироваться. Слабым предприятиям не хватало средств для уплаты налогов, поэтому количество малых предприятий сократилось. Такая ситуация сохранялась до 2003 года. В 2003 году существующие малые предприятия укрепились и продолжили свое развитие.
Кризис почти закончился, поэтому стали открываться новые ИП. В этот период государство уделяло внимание предпринимателям. На законодательном уровне были предложены эффективные инициативы. Предпринимательство перешло в четвертую стадию.
С 2003 по 2014 год предпринимательство развивалось очень быстрыми темпами. На законодательном уровне был принят ряд инициатив, которые давали преимущества малому бизнесу. Предприниматели стали активными участниками экономических процессов. Происходит переход к современному состоянию.
У начинающих предпринимателей часто есть только идея и мечта о собственном бизнесе. Государство поощряет начинающих предпринимателей и помогает им получить средства для открытия собственного дела. Для этого предприниматель должен обратиться в центр занятости населения по месту жительства, составить бизнес-план и представить его на рассмотрение комиссии. Утвержденные комиссией планы получают поддержку в виде единовременной выплаты. Малый бизнес регулируется законом.
В настоящее время у предпринимателей по-прежнему много проблем, но существует прочная связь между всеми элементами системы.
Субъектом малого бизнеса может быть гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. – 2007. – № 164.
3. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2017. – № 2. – С. 7-13.
4. Арутюнян, К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства / К.Н. Арутюнян // Право и жизнь. – 2018. - № 4. - С. 32-37.
5. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
6. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
7. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2017. – 519 с.
8. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
9. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2017. – № 8. – С. 1-6.
10. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2017. – 349 с.
11. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
12. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
13. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2017. – 288 с.
14. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития малых предприятий в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2017. - № 1. – С. 496-498.
15. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. – 2017. – № 5. – С. 62-66.
16. Мацаев, Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения / Э.В. Мацаев. – М: Юстицинформ, 2018. – 453 с.
17. Митрофанова, И.А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И.А. Митрофанова, А.А. Эрентраут // Молодой ученый. – 2017. – №1. Т.1. – С. 130-135.
18. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2018. – № 11. – С. 248-250.
19. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2018. – 313 с.
20. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2017. – № 23. – С. 67-69.
21. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. – М.: Инфра-М, 2017. – 287 с.
22. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2018. – 543 с.
23. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 620-622.
24. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2017. – №7. – С. 147-151.
25. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
26. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.12.2020).