Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конец XIX - начало XX веков - один из наиболее сложных и значительных периодов в истории русской художественной культуры. Кризис общества во всех сферах социальной, политической и духовной жизни, ожидание перемен, породили неудовлетворенность существующими формами искусства.
Творчество предшественников критикуется художниками нового поколения, которые выступают за обновление и совершенствование изобразительного языка. Поиски нового стиля сопровождались активизацией выставочной деятельности и быстрой сменой художественных теорий. На рубеже веков возникает множество новых течений и объединений, стремившихся выразить глобальные идеи эпохи.
Растерянность русской художественной интеллигенции на рубеже веков, неясность ее идейной позиции отразились на искусстве этого времени, которое характеризовалось особой зыбкостью настроений, смутной, непереводимой музыкальностью ассоциаций, утонченностью цветовых отношений.
Складывается стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, получивший название стиля модерн. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям. Символизм - существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений.
Содержание символического изображения всегда шире того объекта, непосредственным отражением которого является. Художественное творчество в целом вообще символично. Всякий символ есть образ, поскольку в единичном выражает общее, и всякий образ в определенной мере символ. Именно поэтому посредством художественных образов становится возможным изображение таких абстрактных понятий, как истина, добро, красота.
Символизм стремился отвлечь, увести человека от повседневности, от эмпирического взгляда на мир и обращал его к пониманию «подлинных сущностей» мироздания, к высшим идеалам.
В истории русского символизма отмечаются два этапа, так называемые две волны. «Первая волна» возникла на рубеже 1880 - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. Одни художники обращались к образам романтической литературы, другие - к древней истории, третьи - к религиозно-нравственным идеалам, многие пришли к театру. Но главное - все они стремились изменить тем самым окружающий мир, создавая свой, новый.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов - прямой выразитель живописного символизма и один из первых ретроспективистов в изобразительном искусстве порубежной России; он объединяет в себе оба этапа русского символизма.
Начав свою деятельность в русле «первой волны», он явился провозвестником и творцом «второй волны» русского символизма, ярко представленной в творчестве его молодых товарищей - П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, А.Т. Матвеева.
Борисов-Мусатов покоряет чистотой и возвышенностью своих идеалов, воплощенных в его произведениях. Представление художника о красоте было связано с давно минувшими временами, с одухотворенными, почти неземными женщинами, погруженными в свои мечтательные или грустные думы.
Для него исторические реминисценции были средством воплотить в своих произведениях мечты о прекрасном мире, полном неосуществимого счастья, который он противопоставляет окружающей его обыденности провинциального города.
Творчеству художника В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905) посвящены монографии, исследования, воспоминания А. Лушникова, С. Василенко, А. Добошинского, М. Букиник, М. Дунаева, М. Тихомировой, В. Станюкович, Н. Врангель, М. Киселева, А. Федорова.
Основные монографии по исследованию художественной системы Борисова-Мусатова принадлежат А.А. Русаковой «Борисов-Мусатов» и О.В. Кочику «Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова».
Целью данной работы является изучение образа Зубриловки в произведениях Борисова-Мусатова.
В настоящей работе необходимо решить задачи:
- описать творческий путь В. Э. Борисова-Мусатова;
- произвести анализ пространства и композиции в картинах В. Э. Борисова-Мусатова;
- рассмотреть работы зрелого периода В. Э. Борисова-Мусатова;
- изучить образ Зубриловки в работах мастера.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Архитектура усадьбы Зубриловка и ее влияние на творчество В. Э. Борисова-Мусатова
1.1 Архитектура усадьбы Зубриловка
Загородная дворцовая усадьба Зубриловка, принадлежавшая князьям Голицыным-Прозоровским, была создана в конце XVIII-начале XIX веков.
Дворцово-парковый комплекс включает в себя огромный трехэтажный каменный дворец с двумя примыкающими флигелями-театральным и кухонным, Преображенскую церковь, являющуюся родовой усыпальницей князей Голицыных, колокольню, часовню, декоративную руинную башню и огромный парк площадью 82 гектара. Архитектурный комплекс дополняют бассейн, фонтаны, беседки и небольшие миниатюрные домики-детские, китайские и чайные.
Архитектурные сооружения усадьбы характеризуются строгой архитектурой, гармонией пропорций, возвышенной красотой, величием и монументальностью. Например, Преображенская церковь, построенная Сергеем Федоровичем в 1796 году, по своим размерам, внутреннему и внешнему убранству могла соперничать со многими церквями Петербурга.
Окружающий усадьбу парк, созданный на месте бывшего леса, был ландшафтным, поэтому элементы его планировки были сведены к минимуму и максимально приближены к природному ландшафту. Основу парковых насаждений составляли дубы, липы и клены. Главная Парковая аллея длиною в полтора километра служила подъездной дорогой к усадьбе. В парке был бассейн, предназначенный для вечернего купания. Бассейн по меркам восемнадцатого века представлял собой сложное гидротехническое сооружение. Чаша бассейна была построена на склоне так, чтобы она постоянно освещалась солнцем от рассвета до заката. Вода, наполнявшая бассейн по керамическим трубам чистой родниковой водой, прогревалась к вечеру. В результате бассейн постоянно наполнялся свежей, теплой водой. Использованная вода сливалась в ручей через специально приспособленное отверстие. К парку примыкали фруктовые сады, оранжерея и теплица, где выращивали лимоны, апельсины, виноград и даже ананасы.
Очень любопытным и интересным сооружением была декоративная башня-развалина, сложенная из фигурных кирпичей и представлявшая собой огромную бочку, диаметр которой составлял двадцать метров в высоту и пятнадцать в ширину. В башне был узор из оконных и дверных проемов. Существует легенда, что князь заточил в этой башне неверную жену, но вряд ли эта легенда имеет под собой историческую основу. У русских дворян не было обычая точить неверных жен в башнях. Скорее всего, его строительство было связано с модой, возникшей среди дворян после побед русских войск на Дунае при Екатерине II. Не исключено также, что эта башня выполняла и развлекательную функцию, служа для устройства забавных драк и набегов во время зимних охот хозяев и их гостей.
Зубриловская усадьба известна также своей одноглавой, каменной, двухэтажной Церковью, в которой члены княжеского рода крестились, короновались, хоронились. Храм является ценным архитектурным памятником усадебного ансамбля. Убранство храма поражало своим великолепием. Его стены внутри были отделаны золотистым мрамором, переходящим в купольной части в розовый. В церкви до сих пор частично сохранились фрески конца XVIII-первой половины XIX века. Кто именно расписал храм, до сих пор неизвестно. Предполагается, что это были братья Медведевы, студенты Санкт-Петербургского университета Петербургской Академии художеств. На внешней стене храма находится икона Пресвятой Богородицы размером метр на два.
В интерьере дворца выделялся своим декоративным убранством круглый зал, рядом с ним портретная галерея, в которой находилось около 150 портретов представителей рода Голицыных и их знатных современников. Помимо картин и миниатюр, в художественную коллекцию, собранную сыном основателя усадьбы Ф. С. Голицыным, входили предметы из фарфора, мрамора и бронзы.
1.2 Поездки В. Э. Борисова-Мусатова в Зубриловку
Истинным прибежищем Мусатовских муз была усадьба Зубриловка, принадлежавшая князьям Голицыным-Прозоровским.
Узнав из рассказов о великолепии Зубриловки, Борисов-Мусатов горит желанием посетить ее. В 1899 году художник Виктор Борисов-Мусатов написал письмо управляющему имением Н.В. Соколову, прося его осмотреть старую усадьбу. Его просьба была удовлетворена, и в 1901 году художник приехал в Зубриловку. Уже тогда усадьба находилась в плачевном состоянии, редко посещалась тогдашними владельцами. Весной 1901 года Мусатов приехал в Зубриловку всего на пару дней. Ему так и не удалось попасть внутрь дворца, не было времени писать эскизы, но художник сделал много фотографий.
В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе со своей сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой-своей будущей женой. Его сестра Елена вспоминала: глубокая осень в Зубриловке тоже привлекала брата своими блеклыми красками умирающей природы ... возле дома, где он рисовал нас в солнечные летние дни, краски были уже грустные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, затянутым тучами. Дом тоже, казалось, стоял неподвижно, окруженный увядающей зеленью. Это дало брату настроение написать картину - "Привидение"... Он лично объяснил нам, насколько я помню, как с концом жизни опустел величавый дом — "все ушло", как изображена на переднем плане картины удаляющаяся призрачная фигура женщины. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в произведениях "Гобелен" (1901), «Прогулка при закате" (1903), "Призраки" (1903), "Сон божества" (1904-05).
Зубриловка вдохновила художника на создание живописных элегий с томными дамами, неспешно прогуливающимися в зарослях запущенных садов, в лабиринте парковых дорожек. Знаменитые шедевры В. Е. Борисова-Мусатова "Гобелен", "Водоем", "Призраки", "прогулки при закате", созданные в Зубриловке в 1901-1902 годах, украшают постоянные экспозиции Третьяковской