Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена тем, что ломбард – это достаточно доходный бизнес, поскольку от заемщика, в отличие от других финансовых организаций, не требуется подтверждение дохода. Заем выдается в день обращения клиента (предоставления залога). Эффективность ломбардного бизнеса зависит от маркетинговой политики, рекламной поддержки и наиболее благоприятного месторасположения. По данным Ассоциации развития ломбардов по всей России насчитывается около 7,5 тыс. ломбардов, только в Центральном федеральном округе их около 2 тыс. Для сравнения: число ломбардов по всей России более чем в 10 раз превышает количество кредитных организаций и более чем в 2 раза - количество МФО .
Данные обстоятельства ставят перед государством задачу обеспечения надлежащего контроля и надзора за деятельностью ломбардов, создания эффективного механизма государственного управления данным видом деятельности.
При этом, в научных исследованиях нередко ставится проблема правильного определения правовой природы деятельности ломбардов, в частности, определения ее из природы договора займа, тогда как более правильным представляется отнести ее к кредитным договорам. Это позволит приравнять ломбарды к иным кредитным организациям, и тем самым усилить государственный надзор за их деятельностью не только со стороны Банка России, но и других органов финансового контроля.
Данные обстоятельства подчеркивают актуальность выбранной темы для научного исследования.
Цель исследования – установление особенностей правового регулирования и государственного управления над деятельностью ломбардов.
Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного регулирования ломбардной деятельности.
Предмет исследования – нормы законодательства о ломбардах, гражданского законодательства и законодательства о потребительском кредитовании, регулирующие отношения в сфере деятельности ломбардов.
Задачи исследования:
1. Определить особенности правового регулирования деятельности ломбардов как участников гражданских правоотношений;
2. Определить сущность и содержание ломбардной деятельности;
3. Установить систему государственного контроля и надзора за деятельностью ломбардов;
4. Проанализировать вопросы ответственности за правонарушения в сфере ломбардной деятельности.
Степень научной изученности темы: Среди современных исследователей правового регулирования деятельности ломбардов можно назвать А.В. Афонину, А.В. Волкова, А.К. Карданову, А.А. Кирилловых, Д.А. Пашенцева, О.Ш. Рашидова, И.В. Сарнакова, Ю.В. Соколова, и ряд других исследователей. Тем не менее, можно отметить, что вопросам деятельности ломбардов уделяется гораздо меньше внимания со стороны научного сообщества, чем деятельности банковских и кредитных учреждений, микрофинансовых организаций. На диссертационном уровне можно отметить лишь работу А.А. Базарновой 2011 года, что говорит в целом о недостаточности изученности темы исследования.
Методологической основой исследования являются как общие методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, так и специализированные методы познания: формально-юридический и системный анализ.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОМБАРДОВ
1.1 Ломбард как участник гражданских правоотношений
Правовое регулирование деятельности ломбардов в основном регулируется положениями профильного Федерального закона «О Ломбардах» (далее – Закон, Закон о ломбардах). Кроме Закона о ломбардах, правовую основу деятельности ломбардов образуют положения гражданского законодательства и законодательства о потребительском займе .
Понятие «ломбард» раскрывается в ст.2 Закона, согласно которой, ломбардом может быть только юридическое лицо, сущность деятельности которого заключается в предоставлении краткосрочных займов и хранении вещей.
Из этого законодательного определения можно выделить следующие признаки ломбарда.
Во-первых, ломбардом может быть только юридическое лицо, при этом, Закон не определяет, в какой форме это юридическое лицо должно быть организовано. Из анализа положений первой части ГК РФ , регулирующей отношения в сфере деятельности юридических лиц (Глава 4), можно сделать вывод, что ломбарды – это коммерческие корпоративные образования, так как цель их деятельности – извлечение прибыли. Надо отметить, что в настоящее время усложнилась легальная классификация юридических лиц. Гражданским кодексом РФ закреплены четыре их классификации, согласно одной из которых по правам учредителей (участников) в отношении юридического лица выделяют: 1) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, - государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения (абз. 1 п. 3 ст. 48 ГК РФ); 2) юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, - корпоративные организации (абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ).
Таким образом, далеко не все юридические лица могут быть признаны корпорациями. Наиболее распространенной формой корпоративных образований в настоящее время являются акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Обе этих корпоративных формы могут быть использованы в случае создания ломбарда .
Согласно п.2 ст.66 ГК РФ АО и ООО относится к организационно правовой форме хозяйственных обществ. Статья 66 ГК РФ дает общие признаки хозяйственного общества – это во-первых, корпоративная, а во-вторых – коммерческая организация, уставной капитал которой представляет собой совокупность объединенных долей или вкладов участников такой организации.
Статья 87 ГК РФ дает определение понятия «общество с ограниченной ответственностью» (далее – ООО) как хозяйственного общества, с разделением уставного капитала на доли. Ограниченный характер ответственности раскрывается в следующем предложении – участники ООО не отвечают за обязательства своего общества, и несут риск убытков лишь в пределах своих долей. В настоящее время помимо ГК РФ деятельность ООО регулируется также специальным Законом (далее – Закон об ООО). Статья 2 Закона об ООО содержит практически идентичное определение понятия «ООО», уточняя лишь возможность создания такого общества как несколькими лицами, так и одним лицом, каковое в таком случае становится единственным владельцем всей доли ООО.
Согласно п.1 ст.2 Закона об акционерных обществах , таковым обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Отличительным признаком этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности является формирование уставного капитала за счет размещения эмиссионных ценных бумаг - акций.
Также, ломбард может быть организован в форме хозяйственного товарищества – товарищества на вере и полного товарищества. Объединяющим признаком всех этих форм является то, что они являются коммерческими корпоративными образованиями, участники которых не осуществляют совместную деятельность, как это имеет место в производственном кооперативе, а объединяют свои капиталы в целях извлечения прибыли из занятия ломбардной деятельностью. При этом, личное участие или неучастие членов корпоративного образования в деятельности ломбарда не может оказать существенного влияния на эту саму деятельность. Так, один из товарищей может быть приемщиком, еще один оценщиком, третий – отвечать за сохранность имущества, сданного в ломбард. Поэтому, вывод о возможности всех вышеуказанных организационно-правовых форм при осуществлении ломбардной деятельности представляется вполне допустимой.
Следующим признаком ломбарда следует указать обязательность использования в его фирменном наименовании термина «ломбард». Как и другие организации, участвующие в кредитных отношениях, ломбард обязан подчеркивать в своем названии принадлежность к особому роду корпоративных образований. Как отмечает С.Ю. Филиппова, такая
Фрагмент для ознакомления
3
БИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ.1996. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ.1998. № 7. Ст. 785.
4. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О ломбардах» // Собрание законодательства РФ.2007. № 31. Ст. 3992.
5. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «О потребительском кредите (займе)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013.
6. Федеральный закон от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2020.
7. Приказ Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2008 N 11102) // Доступ из СПС КонсультантПлюс
8. Положение Банка России от 12.12.2014 № 444-П (ред. от 06.07.2020) «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/ - 12.08.2020.
9. Указание Банка России от 30.12.2015 № 3927-У (ред. от 23.04.2019) «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/ - 04.06.2019.
Юридическая литература
10. Барков А.В., Волков А.В. К вопросу о правовой квалификации незаконной банковской деятельности ломбарда: объект и предмет преступления // Банковское право. 2017. № 1. С. 38 - 43.
11. Березин Д.А. Правоотношения с участием в них ломбарда // Юрист. 2016. № 16. С. 9 - 13.
12. Волков А.В. Предпринимательская деятельность ломбарда. Можно ли принимать займы от населения? // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 3. С. 53 - 58.
13. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «О ломбардах» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2009. – 64 с.
14. Новиков К.А. Правила о залоге отдельных видов имущества в новой редакции Гражданского кодекса // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 10. С. 55 - 68.
15. Романовская О.В. Правовой статус саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка // Реформы и право. 2016. № 3. С. 3 - 8.
16. Соколов Ю.В. Правовая природа договора предоставления денежных средств под залог вещей в ломбарде // Современное право. 2015. № 11. С. 60 - 63.
17. Филиппова С.Ю. Фирменное право России. – М.: Статут, 2016. – 271 с.
Судебная практика
18. Определение Тамбовского УФАС России от 28.08.2020 N 068/05/5-527/2020 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
19. Определение Ивановского областного суда от 10.11.2014 по делу № 33-2326 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
20. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2019 по делу № А60-6020/2019 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
21. Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.08.2014 по делу № 2-3842/2014 [Электронный ресурс] // https://sudact.ru/
22. Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24.11.2016 по делу № 2-13564/2016[Электронный ресурс] // https://sudact.ru/
23. Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.05.2017 по делу № А43-24522/2016 // Доступ из СПС КонсультантПлюс
24. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу № А53-14245/2016 // Доступ из СПС КонсультантПлюс
25. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-2059/2017// Доступ из СПС КонсультантПлюс
26. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.07.2017 по делу № 33-13060/17 // Доступ из СПС КонсультантПлюс
27. Апелляционное определение Московского городского суда от 13.01.2020 по делу № 10-230/2020// Доступ из СПС КонсультантПлюс
Электронные ресурсы
28. Сайт Ассоциации развития ломбардов // http://сро-ломбарды.рф/news.html (дата обращения - 29.10.2020)