Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научное осмысление социально-культурной деятельности — это важный этап глубинного переустройства системы, который обеспечивает доступ российских граждан к культурным ценностям, удовлетворение их культурных потребностей и реализацию свободы творчества. Несмотря на большое количество исследований, посвященных социально-культурной деятельности, до сих пор нет единой системы и всестороннего анализа становления и развития инфраструктуры досуга. С одной стороны, это связано с процессами в системе общественно-политического устройства, с другой — с формированием нового состояния гуманитарного знания в целом, которое можно охарактеризовать как интенсивный поиск новых методов, выход на наболевшие проблемы современности [9, с.5].
Под влиянием изменений, которые произошли в общественно-политическом устройстве страны, сложилось особое состояние системы социально-культурного воспитания, сменились приоритеты в отборе содержания и технологий их работы. А главное, существенно изменились культурные потребности россиян. Все это обусловило актуальность исследовательской работы.
Цель исследования: выявить проблемы, связанные с развитием инфраструктуры досуга в России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «досуг», его виды;
2. Проследить пути становления инфраструктуры досуга в России;
3. Рассмотреть развитие инфраструктуры досуга в различных сферах жизни и общества российских граждан;
4. Проанализировать тенденции развития современной инфраструктуры досуга в России.
Предмет исследования: становление и развитие инфраструктуры досуга в России.
Объект исследования: инфраструктура досуга в России.
Методологическая база исследования: научные труды и исследования в области социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), в области досуговой деятельности (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др.) и в области тенденций развития инфраструктуры досуга (Л.В. Секретова и др.).
Методы исследования:
- системный анализ и синтез;
- эмпирическое исследование (опрос).
Структура исследовательской работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Написана на 25-ти листах машинописного текста.
В исследовательской работе представлено 1 приложение.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОСУГА В РОССИИ
1.1 Сущность понятия «досуг»
Культурно-досуговая деятельность — это одна из граней воспитания человека, а потому привлекает к себе много внимания ученых. Если углубляться в далекое прошлое, то путь становления инфраструктуры досуга начинается еще в каменном веке, когда были распространены праздники, как всеобщее явление для всех народов. Они органично входили в повседневную жизнь людей и имели для ниж культовое значение [6, с.7]. На первый взгляд, пляски у костра, языковые символы и прочее мало можно связать с досугом, однако, если рассмотреть этимологию понятий «праздник» и «досуг», можно увидеть, что «праздник» обозначает время, свободное от работы, так же, как и «досуг».
Разница заключается только в том, что праздники всегда сопровождались обильным пиршеством, что помогало людям восстановить физические и психические силы, а досуг — это не обязательно пиршерство.
Досуг, как феномен формирования креативности личности, обладает неограниченным пространством самореализации, индивидуализации личности, раскрытия ее сущностных сил [9, с.1].
Г.П. Орлов считает, что досуг представляет собой совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых он удовлетворяет свои физические, психические и духовные потребности.
Ю.А. Стрельцов определяет досуг как часть внерабочего времени, которая остается у человека, не считая непреложные дела.
Проанализировав различные точки зрения в отношении сущности досуга, мы можем условно разделить их на три группы:
- досуг как свободное время;
- досуг как активная часть свободного времени;
- досуг как деятельность, которая совершается на основе свободного выбора и носит развивающий характер.
Мы же определяем досуг как деятельность, которая совершается в свободное от работы или учебы время, обусловленная конкретными мотивами человека.
На сегодняшний день можно наблюдать существенную переоценку значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Он может выступать и как сфера саморазвития личности, и как возможность самореализации каждого человека, и как сфера воспитания личностных и гражданских качеств, и даже как сфера расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.
Таким образом, досуг свободен от социальных требований, позволяет делать выбор, получать наслаждение от деятельности, активно направлен на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизни и деятельности.
В связи с этим, можно выделить такие функции досуговой деятельности, как:
- рекреация, то есть восстановление растраченных физических сил;
- развлечение, призванное дать человеку возможность повеселиться;
- развитие.
Исследователи считают, что критерием определения уровней досуговой деятельности является то, как субъект деятельности к ней относится. На этом основании принято выделять такие уровни, как:
- потребление;
- творчество;
-экстериоризацию.
Перечисленные уровни связаны между собой, что позволяет осуществлять процесс досуга систематично.
1.2 Пути становления досуга в России
Начало становления досуга в России можно связать с принятием христианства на Древней Руси. Тогда у народа появился календарь празднеств, отвечающий требованиям религии.
Упорядочив системы календарных праздников, церковь стремилась четко регулировать свободную жизнь крестьян. Так, в определенные христианские праздники запрещалось заниматься земледельческими работами, так как это могло вызвать божественную кару. Следовательно, праздники гарантировали крестьянам право на отдых, таким образом проводя грань между трудовой и досуговой деятельностью.
В то же время принятие на Руси христианства способствовало развитию образования, определив для человеческой цивилизации такую форму досуга, как письменность. Письменно, безусловно, повлекла за собой создание библиотек, в связи с чем появилась такая форма времяпрепровождения, как чтение. Наряду с церковными книгами стала появляться гражданская литература, что также способствовало повышению интереса к чтению [6, с.13].
Постепенно в привычку людей вошло регулярное посещение церквей в воскресенье и праздничные дни, что тоже стало своего рода формой проведения досуга. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как обязанность, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми.
Таким образом, церковь стала культурным центром и местом появления досуга. Постепенно жители стали приобщаться в живописи (настенные росписи), музыке, пению, знакомиться с печатаньем.
В Средние века появились новые формы досуга. Они были связаны с развитием зрелищной культуры в лице бродячих артистов-скоморохов, которые забавляли публику песнями, танцами, цирковыми номерами.
С развитием российского государства развивалась и культура: возрождались книжные традиции, увеличивалось число переписываемых книг,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. - М., 1973.
2 Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. - М., 1992.
3. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань, 1996.
4. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - СПб., 1992.
5. Воскобойников В.Н. Методика организации культурно-массовой работы в парке. - М., 1984.
6. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480с.;
7. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539с.;
8. Ярошевич, Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - с.1-4;
9. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360с.