Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы связана с тем, что координационные способности являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека.
Важно отметить, что спорт представляет собой важный раздел современной педагогики, который даёт значительные возможности для развития координационных способностей, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития координационных способностей для массового контингента футболистов[9].
К футболистам начального этапа подготовки требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках занятий по физической культуре. Стоит напомнить, что ребёнок – это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним занятий по физической культуре и спорту требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на ребёнка.
Необходимо принимать во внимание, что футболисты в возрасте 7-8 лет возраста обладают определенными проблемами с физическим развитием, связанными с их возрастом и быстрыми изменениями в организме, обусловленными ростом и развитием. Задача при этом - помочь ребёнку развиться физически и таким образом нивелировать то или иное нарушение физических способностей. Именно по этой причине тренеру важно знать об особенностях. Поэтому чрезвычайно важно разрабатывать программы для развития координационных способностей у футболистов младшего школьного возраста.
Следует отметить тот факт, что у детей при начале тренировочной деятельности зачастую наблюдаются нарушения координационных способностей, что пагубно влияет на их развитие, а также на перспективы их будущего, а именно: вызывает нарушения функционирования опорно-двигательного аппарата, что сопровождается болями в позвоночнике, быстрой утомляемостью, нарушениями сна и даже гормональным дисбалансом.
Именно поэтому развитие координационных способностей на начальном этапе подготовки футболистов возрасте чрезвычайно важно.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность применение комплекса для развития координационных способностей у футболистов начального этапа подготовки.
Объект исследования – координационные способности
Предмет исследования – развитие координационных способностей у футболистов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования, в частности:
1. Выявить опыт развития координационных способностей у детей.
2. Рассмотреть особенности развития координационных способностей у футболистов.
3. Разработать комплекс, направленный на развитие координационных способностей футболистов
4. Проверить эффективность разработанного комплекса для развития координационных способностей футболистов.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методы исследования:
- анализ научной литературы
- описательный
- сравнительный
- тестирование
- проектирование
- моделирование,
Новизна: разработан комплекс упражнений, последовательность их применения, обеспечивающих эффективность развития координационных способностей у футболистов начального этапа подготовки.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития координации у футболистов
1.1. Основные понятия о координационных способностях
Термин «координация» в переводе с латинского обозначает «объединение, согласованность, упорядочение». Данное понятие используется также применительно к двигательным действиям людей. Оно показывает степень согласованности движений человека.
Координацией является способность человека к максимальной рационализации и согласованности всех движений частей тела в ходе решения определённой двигательной задачи. Данный термин также можно определить и в более конкретном значении: это умения человека управлять своими движениями.
Управление опорно-двигательной системой является очень сложным процессом. Согласно высказыванию создателя современной биомеханики учёного-физиолога Бернштейна, «координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему» [7].
Для того чтобы выявить способность человека к управлению своей опорно-двигательной системой в процессе выполнения определённого вида деятельности, в методике физической культуры на протяжении длительного времени существовал такой показатель, как ловкость. Однако с 70-х годов прошлого столетия вместо него всё чаще стало применяться понятие «координационные способности».
Рассмотрим основные виды координационных способностей, которые в практической части станут основой для проведения эксперимента.
Первое из них – ловкость.
По определению, данному Бернштейном, ловкость является единством взаимодействия тех функций центрального и периферического управления, от которых в значительной степени зависит вся двигательная система организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверьянов, И. В. Психомоторные показатели как критерии игрового амплуа футболистов / И. В. Аверьянов, А. И. Кузнецов // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 149-153.
2. Алексеенко, А. А. Анализ показателей физической подготовленности футболистов в различных игровых амплуа // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2015. № 2-3 (86-87). С. 135-142.
3. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2009.-517с.
4. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 2 (124). – С. 20-24.
5. Воронова, В. И. Психологические профили футболистов разной квалификации с учётом игрового амплуа // Спортивный психолог. 2009. № 1. С. 45-50.
6. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2007
7. Долгов, А. Я. Методика развития тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах. 1-3 год обучения. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Москва, 1990
8. Зайченко, А. С. Совершенствование скоростных качеств физической подготовки футболистов различного игрового амплуа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 34-36.
9. Иванов, О. Н. Педагогический контроль подготовленности вратарей в мини-фуболе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2011
10. Иванов, О. Н. Характеристика напряжённости соревновательной нагрузки вратарей различных уровней в мини-футболе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 8 (30). С. 43-46.
11. Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность спортсменов игровых видов спорта с учётом их игрового амплуа // Вестник спортивной науки. 2018. № 1. С. 34-43.
12. Кожевников, В. С. Объективизация процесса отбора футболистов при определении игрового амплуа // ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием . Общая редакция: А.Э. Страдзе, Редколлегия: В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, И.И. Столов. 2017. С. 147-149.
13. Котолупов, В. А. Особенности технико-тактических действий игроков разных амплуа в любительском футболе // ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ XLV НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ВУЗОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. 2018. С. 102-103.
14. Кудинов, А. А. и др. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учётом их игрового амплуа. - Волгоград, 2016. – 224 с.
15. Лейбовский, А. Ю. Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2005
16. Мирошниченко, Е. В. Оосбенности подготовки спортсменов с различными амплуа на примере футбола // Актуальные вопросы теории и практики физического воспитания и спорта в общем, профессиональном и физкультурном образовании. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ: Факультет физической культуры. Ответственный редактор Е.В. Разова. 2016. С. 55-59.
17. Нифонтов, М. Ю. Психологические особенности развития квалифицированных футболистов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Родина. 2018. С. 124-128
18. Орлов, В. А. Совершенствование элементов техники владения мячом футболистками 14-15 лет различного игрового амплуа // Наследие Чемпионата мира по футболу 2018 г. Материалы совместной конференции кафедры «Менеджмента и экономики спорта им. В.В. Кузина» и кафедры «Теория и методика Футбола» ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ». под общей ред. Жуковой О.В.. 2018. С. 73-91.
19. Шамардин, А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2009
20. Шестаков, М. М. Футбол: структура и критерии эффективности индивидуальной соревновательной деятельности игроков различных амплуа // Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов физической культуры, для специалистов и тренеров по футболу / Краснодар, 1994.
21. Яковлев, А. Н. Особенности спортивного отбора в футболе в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 128-132.