Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
"Настоящая выставка - это не просто собрание книг, собравшихся вместе в силу ряда случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробудить в читателе целенаправленную интеллектуальную активность»
Читательское обслуживание-это основная функция библиотеки, которая направлена на удовлетворение потребностей читателя в печатных произведениях и других носителях информации, оказание помощи в их подборе и использовании. Библиотека открывает свои уникальные фонды для читателей благодаря широкой выставочной деятельности, экспонированию новых изданий, развертыванию ретроспективных экспозиций литературы во многих областях науки, техники, педагогики, краеведения.
Актуальность работы в следующем - трудно представить себе проведение массовых мероприятий, научных конференций, творческих встреч с читателями без книжно-иллюстративных выставок и просмотров, раскрывающих библиотечный фонд на эту тему. Выставки остаются самым популярным и одним из основных средств донесения информации до пользователей библиотеки. С развитием такого информационного ресурса, как Интернет, к сожалению, происходит ослабление читательского интереса к традиционным печатным изданиям. Поэтому время диктует необходимость изменений в библиотечной деятельности с активным внедрением инновационных форм и методов работы. Например, при проектировании выставок библиотеки стали активно использовать компьютерные технологии - это оформление заголовков, цитат, иллюстраций, рекламных приглашений, а также включение распечаток материалов с интернет-сайтов в библиотечные экспозиции. Существует несколько определений термина "инновация", но их объединяет очень важный момент, они основаны на существующих достижениях. Поэтому необходимо учитывать имеющийся опыт и применять его на практике [3].
Как выстроить книжные экспозиции, как наиболее эффектно представить читателю издания библиотеки? Именно с этими вопросами сталкивается сегодня каждый библиотекарь. Как и любая деятельность, организация выставок требует тщательного планирования.
В настоящее время мы накопили большой опыт организации традиционных книжных выставок, способствующих воспитательной, научной, культурно-просветительской работе. Эффективность книжных выставок обусловлена актуальностью, неординарным подходом к подбору литературы, оформлению экспозиции и, конечно же, четким читательским адресом.
Выставка - это своего рода коммуникационный инструмент, который отличается своими возможностями. В отличие от газетной публикации, рекламного письма, проспекта или каталога, которые в конечном счете дают лишь абстрактное представление о предмете, выставка выдвигает на первый план сам предмет, поскольку машины и инсталляции показаны в действии. Только выставка дает возможность связаться с таким количеством и такими компетентными специалистами за короткий промежуток времени для людей, которые ищут информацию, и является хорошей рекламой для тех, кто ее предлагает [9].
Объект – библиотечная деятельность.
Предмет – стендовые выставки в библиотеке.
Цель – изучить стендовые выставки как форму организации выставочной деятельности.
Задачи:
Изучить понятие выставки и классификацию;
Изучить особенности выставок в библиотеке.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКЕ
1.1 Классификация выставок
Для того, чтобы организовать представление о различных выставках, особенностях метода их создания, мы опишем их типичные разновидности. Выставки традиционного типа дифференцируются по следующим признакам:
содержательно-смысловые признаки: универсальные, отраслевые и тематические издания;
по типу, виду или жанру: книги, периодические издания, исторические романы и др.;
к моменту публикации документов или их поступления/возврата в библиотеку: вновь поступившие, возвращенные и" забытые " книги;
по местоположению: в библиотеке и вне ее;
по конструктивным особенностям: на полках, витринах, стендах, другими способами.
В последние годы широкое распространение получили выставки, основанные на определенной идее и включающие в себя элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства, на них делаются презентации. В них часто участвуют другие библиотеки, местные музеи и читатели, владеющие личными книгами и другими коллекциями.
С развитием новых информационных технологий в библиотеках появились и другие универсальные экспозиции, где взаимодействие документов происходит на иной основе. Речь идет о так называемых интерактивных выставках. Они объединяют печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно предполагает определенную активность зрителя-читателя [14].
Существуют и другие виды: по условиям доступности (платные и бесплатные), источникам финансирования (бюджетные, внебюджетные). По времени действия можно выделить постоянные и эпизодические выставки. Постоянные выставки посвящены крупнейшим событиям, происходящим в стране и в мире. Выставки вновь прибывших также являются постоянными. Наиболее распространенными в библиотеках являются эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.
Эксперты предлагают классифицировать выставки по ряду следующих критериев:
По статусу-независимый или сопровождающий массовое мероприятие;
По содержанию-универсальный, отраслевой, тематический, персональный;
По прямому назначению - помочь учебе, повысить общеобразовательный и общекультурный уровень;
К моменту публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов - новые поступления, за разные годы " забытые издания»;
По месту проведения выставки-организуются в библиотеке или за ее пределами;
По срокам эксплуатации - постоянные, долгосрочные, краткосрочные;
По полноте раскрытия фонда-просмотр, локальный, шельфовый;
По видам изданий - книги, другие виды изданий (журнал или газета и др.), несколько видов изданий одновременно (комплексные), новые носители информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.).);
По конструктивным особенностям-витрины, встраиваемые в стену, в полку, выставки-"складываются" на столы, мобильные, "кольцевые" и др.;
Основание для проведения по инициативе библиотекарей, на основе предложений читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
По наличию - бесплатно и платно.
Проанализировав публикации и практический опыт библиотек, можно выделить следующие виды выставок:
Выставка-вопрос: чтобы спроектировать такую выставку, нужно выбрать интересные вопросы по определенной теме. На выставке представлены тексты вопросов и книги, периодические издания, где можно найти ответы на эти вопросы.
Озвученная: аудио-или видео сопровождение.
Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается выставить на выставку книгу: "эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров..."
Рецензия на выставку из рецензий на книги: читают ее и интересуются, разочаровывают, предлагают, советуют.
Выставка-тест: что есть тесты и литература, где можно найти любые советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
Выставка одного портрета: на выставке обязательно должен быть портрет или репродукция и литература об этом человеке.
Выставка-диспут: предполагается, что это спор между подростковыми читателями с целью выявления проблем социального развития подростков, оказания им помощи в их духовном развитии.
Выставка читательских пособий: например, "Лучший читатель года". Цель этой выставки-привлечь внимание к книгам через близкие интересы сверстников. Обязательные элементы: читательская анкета, фото, анализ прочитанного (посещений, любимых авторов, жанров, количества прочитанных книг в различных областях знаний), обращение к детям. Выставка может быть организована как для детей младшего школьного возраста, так и для подростков [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева М. Агния Барто: встречи на выставке // М. Андреева, М. Короткова – М.: 2006, 25 с.
2. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учеб. метод. пособие // В.А. Бородина – М.: Либерея, 2004, 168 с.
3. Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч. практ. пособие // Е.В. Домаренко – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006, 80 с.
4. Ефремова Н. Есть ли перспектива: досуговая деятельность современной библиотеки // Н. Ефремова: 2002, 21 с.
5. Инькова Л. Творческая лаборатория: инновационная форма общения // Л. Инькова: 2009, 63 с.
6. Козаева О. Историю делаем мы: патриотическое воспитание, программная деятельность // О. Козаева: 2009, 29 с.
7. Лосева М. Эстетика не излишество, а принцип воздействия: формирование художественных вкусов // М. Лосева, 2009, 42 с.
8. Матлина С.Г. Массовая работа с читателями в ЦБС: метод. рек. // С.Г. Матлина – М.: 1988, 72 с.
9. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч. метод. пособие – М.: Либерея, 2003, 96 с.
10. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учеб. метод. Пособие // Г.К. Олзоева – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006, 120 с.
11. Рудишта Т. Даже книга замело: выставочная работа в библиотеке // Т. Рудишта М.: 2000
12. Самсонов А.М. Знать и помнить: диалог историка с читателем // А.М. Самсонов – М.: 2001
13. Седова С. Трудный – не значит безнадежный: рекреационная роль библиотеки // С. Седова – М.: 2009, 28 с.
14. Смелова О.И. Браво, массовая работа! // О.И. Смелова – 2003, 17 с.