Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность является наиболее важным аспектом в развитии инновационной экономики России, формировании конкурентоспособного и сбалансированного рынка, цифровой и технологической трансформации производства. Она составляет основу конкуренции, прозрачности экономики, улучшения и динамического роста эффективности.
Именно предприниматели являются наиболее активными участниками развития капиталистических рыночных отношений в экономике страны, а также строительства гражданского общества, формирования новых социальных отношений, развития креативности мышления, политической и социальный активности. Таким образом, инновационная экономическая и коммерческая предпринимательская деятельность не ограничивается только сферой экономики, а идет на пользу социальной, информационной и коммуникационной сферам.
Турбулентность и нестабильность современных условий требуют специальных подходов к диверсификации отраслевой структуры национальной экономики, связанной с эволюцией импортозамещения, ориентированного на экспорт. В связи с этим актуальным является интенсивное развития среднего и, что наиболее важно, малого предпринимательства, так как непосредственно малый бизнес наиболее быстро и продуктивно приспосабливается к постоянно меняющимся условиям среды и учитывает национальную специфику.
Под предпринимательством понимается самостоятельная, социально значимая,инициативная и сопряженная с риском продуктивная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуги развитие в выбранном направлении. При сравнении предпринимательства и бизнеса некоторые ученые склоняются к тому, что бизнес - это достаточно масштабная и крупная деятельность, чья главная цель заключается в создании и сохранении социальной ответственности, а предпринимательство, в свою очередь, представляет собой малые и средние ячейки экономической структуры страны, и их целью является непосредственно получение прибыли. Такое сравнение можно объяснить тем, что в английском языке слово businessозначает множество понятий: дело, действие, коммерческая деятельность, фирма и т.д. В русском же языке слово «предпринимательство» означается поиск тех или иных способов получения прибыли посредством выполнения каких-либо работ. Например, в Толковом словаре В.И. Даля дается такое определение предпринимательства: предпринимать означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». С позиции экономики между этими понятиями нет различия, но у наших соотечественников сложилось подобное представление о предпринимательстве.
В условиях экономической нестабильности в РФ, вызванных негативными тенденциями конъюнктуры нефтегазового рынка, обострились внутренние структурные проблемы экономики. Одним из значимых факторов выхода из сложившейся ситуации и достижения экономического роста является развитый институт предпринимательства, который играет важную роль в решении социально -экономических проблем территорий и страны в целом. В России, несмотря на все предпринятые меры государственной поддержки, институт малого предпринимательства в достаточной степени не сложился, следствием чего является низкая предпринимательская активность населения в сравнении с развитыми странами.
Сегодня каждый экономист и не экономист выражает свое мнение о последствиях пандемии коронавируса в 2020 году. Безусловно, все прогнозируют спад экономики, необходимость государственной поддержки предприятий и граждан России, а также кризис, который непременно наступит вследствие продолжительного введенного режима самоизоляции, нерабочих дней, закрытия части отраслей экономики и т.д. Стоит отметить также несистемность данного кризиса и его особенный характер развития: во-первых, экономика падает не от болезни и вируса, а от мер, которые предпринимает государство для его остановки; во-вторых, ключевая особенность сегодняшнего кризиса – контролируемое снижение активности за счет действий правительства; в-третьих, крайне неравномерно распределение издержек в связи с полной остановкой работы части отраслей, переводом на дистанционный формат и работой с соблюдением жестких санитарно-эпидемиологических мер.
Малый и микро бизнес в России начал восстанавливаться после отмены большинства ограничений, связанных с распространением коронавируса. Однако о возвращении к докризисным оборотам речи пока не идет.
С начала 2020 года поступления на счета клиентов в сегменте малого и микро бизнеса стабильно росли. В марте, несмотря на появление ограничений, связанных с распространением коронавируса нового типа, поступления увеличились на 23,5%. Падение началось в апреле и продолжалось весь май. В июне тенденция изменилась, однако пока компании не могут вернуться к мартовским показателям. Так входящие обороты по счетам предпринимателей в июне увеличились на 26% по сравнению с маем, однако это на 10% ниже, чем в марте 2020 года.
В июне многие предприниматели смогли вернуться к работе — поступления на счета возобновились. А те, кто продолжал работать в период ограничений увеличили количество транзакций. Однако обороты не восстановились до докризисных уровней во всех регионах. Меньше всего пострадали Сибирь и Урал, а сильнее всего падение ощущается в Москве.
Высокую значимость института малого предпринимательства для экономики страны подтверждает начало реализации с конца 2018 года Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Перечень целевых показателей и мероприятий данного проекта подтверждает необходимость создания эффективной системы регулирования и поддержки малого предпринимательства и стимулирования предпринимательской активности населения.
Недостаточная результативность реализуемой на сегодняшний день в РФ системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства проявляется в неустойчивых темпах роста числа малых предприятий, незначительной доле сектора малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны, а также в низком количестве занятых в данном секторе экономики.
Указанные проблемы предполагают необходимость формирования действенного организационно-экономического механизма регулирования и поддержки сектора малого предпринимательства, как одной из приоритетных задач развития экономики.
Теоретико-методологическую базу статьи составили работы таких современных российских исследователей, как Л.З. Мурадян, Е.П. Латышенко, А.И. Клинкина, Р.В. Костенко, Л.В. Слезко, О.А. Агеева, А.В. Девянина, Т.А. Валеев, Р.В. Костенко, Е.П. Латышенко, А.Ю. Масленникова, И.Н. Попова, П.С. Мусаева, М.Г. Алимирзоева, Д.М. Поляков, А.В. Посохова и др. Исследованием подходов государственного регулирования бизнеса следует выделить: Л.И. Абалкин, А.Н. Асаул, М.В. Афанасьев, Н.В. Афанасьева, И.В. Кузнецов Л.Л. Лозенко, Н.В. Нестерович, В.А. Плотников, Д.А. Рубвальтер, И.И. Смотрицкая, В.А. Федорович, А.А. Храмкина Л.И. Якобсон, А.А. Яковлев и др.
Обобщая изложенное в многочисленных научных работах, можно сделать вывод, что в условиях бурного развития инновационной цифровой экономики предпринимательская деятельность представляется как деятельность, организованная непосредственно самим предпринимателем, что в свою очередь способствует получению максимальной прибыли, но только при условии создания востребованных, инновационных и качественных товаров. В своем стремлении к получению прибыли, экономическому развитию и самореализации предприниматель должен предвидеть реакцию потребителей и учитывать их интересы, так как суть рынка бизнеса заключается в простом выражении: «либо купят, либо нет». Предпринимательство способствует решению таких проблем общества, как занятость населения, социальная адаптивность и развитие.
Объект исследования – сектор малого бизнеса.
Предмет исследования – инструменты государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Цель работы – на основе анализа государственного регулирования деятельности малого бизнеса предложить пути его совершенствования.
Задачи работы:
– исследовать теоретические аспекты государственного регулирования малого предпринимательства;
– проанализировать государственную поддержку малого предпринимательства;
– сделать сравнительный анализ мер регулирования бизнеса в разных странах мира в условиях глобальной пандемии;
– определить проблемы государственного регулирования малого бизнеса и пути их решения.
Методологической основой исследования послужили труды ведущих зарубежных и российских ученых в области государственного регулирования деятельности малого бизнеса, а также публикации в периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических представлений о видах предпринимательства, существующих условиях их осуществления. Результаты работы могут быть рассмотрены во время принятия решения по формированию инстурментов государственного регулирования деятельности малого бизнеса для оценки всех преимуществ и недостатков этого решения, а также при планировании государственного регулирования деятельности малого бизнеса во время пандемии коронавирусной инфекции и введения режимов самоизоляции, и в научных работах, исследующих механизмы государственного регулирования деятельности малого бизнеса и их влияния на экономику, а также, изучающих предпринимательский сектор России. Работа может быть полезна органам, разрабатывающим депозитную политику, преподавателям и студентам вузов, ведущих научную деятельность в области государственного регулирования деятельности малого бизнеса и банковского сектора экономики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Так, в первой главе работы излагаются теоретические основы государственного регулирования деятельности малого бизнеса; вторая глава посвящена предмету исследования: анализу государственного регулирования деятельности малого бизнеса и перспективам развития государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность малого предпринимательства
Сущность и содержание понятия малого предпринимательства, «малый бизнес» трактуется в литературных источниках по-разному, но каждый автор в той или иной степени отмечает, что малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, главной целью которого является получение прибыли. Одно из определений звучит следующим образом: «Предпринимательство является одним из видов человеческой деятельности и представляет собой многообразие различных действий, поступков, операций, направленных на достижение основной цели данного вида деятельности – получение прибыли (коммерческого дохода)».
В.Ф. Попондопуло определяет предпринимательскую деятельность как «совокупность правомерных волевых действий, совершаемых профессионально, систематически в целях извлечения прибыли на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя».2
Существует также множество других формулировок определения предпринимательской деятельности. Тем не менее, нормативные признаки дают возможность установить тот минимум характерных черт, которые определяют сущность российского предпринимательства.
Рассмотрим, как определяет закон понятие малого предпринимательства (МСП). В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МСП относятся зарегистрированные в государственных реестрах хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям :
– юридические лица, у которых суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований не более 25%, а доля участия юридических лиц, не являющихся малыми предпринимателями - не более 49%;
– средняя численность работников в предыдущем календарном году не превышает предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП (до 100 чел. для малых предприятий; до 15 чел. для микропредприятий);
– выручка от реализации товаров без учёта НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, которые устанавливает своими указами Правительство РФ.
В статье 4 данного закона есть чёткое определение, кто из субъектов предпринимательства зарегистрированный в соответствии с Российским законодательством, может считаться малым или средним бизнесом. Для этого необходимо соответствовать следующим критериям.