Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что на сегодняшний день существует острая социально-психологическая проблема, связанная с нежеланием современной молодежи создавать полноценные семьи вследствие ряда неблагоприятных факторов, которые на них воздействуют.
Студенты и молодые люди предпочитают свободные отношения, которые ни к чему не обязывают, дети рождаются вне брака, достаточно распространены гомосексуальные отношения, которые, порой, оказываются более крепкими, чем пары гетеросексуалов.
Все это может привести к разрушению социальной структуры общества и фактически к прекращению воспроизведения человечества, т.е. к так называемому «концу света».
Для решения данной проблемы государство в данный период времени пытается предпринять определенные социально-правовые меры, но на деле они оказываются неэффективными. Даже если молодежь вступает в официальный брак, семьи довольно быстро распадаются, оформляется развод, а в повторный брак бывшие супруги вступать либо не хотят, либо боятся.
Исследование семьи является довольно сложной диагностической задачей, поскольку все методики, которые применяются в этой области, по большей части проективные, поэтому результаты сложно подвергать количественной интерпретации.
Семья является сложным социально-психологическим образованием, которое необходимо разбирать с различных точек зрения.
Современная семья серьезно отличается от классической модели, здесь существует огромное количество разного рода проблем, которые формируют деструктивные отношения между членами.
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака. В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует семью как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Психологические проблемы семьи – это внутренние проблемы, касающиеся взаимоотношений между родственниками, живущими под одной крышей и имеющими свои системы ценностей, потребностей, межличностных отношений.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема изучения факторов, которые оказывают влияние на представление о семье у молодежи, рассматривались в трудах достаточного количества ученых. Однако можно сказать о том, что не существует единого подхода к классификации и описанию данных факторов, поскольку здесь имеет большое значение региональный аспект, который в работах различных исследователей, соответственно, трактуется по-разному.
Учитывая специфику региональной направленности данного исследования, можно сказать о том, что на сегодняшний день не существует полных и комплексных работ, которые были бы посвящены конкретно представлению о семье именно у курских студентов, что еще раз говорит об актуальности исследования, проводимого в данной курсовой работе.
Надо отметить тот факт, что ряд авторов занимался разработкой различных концепций, на которых основано данное исследование. Это, в частности, А.С. Абрамова, С.М. Абрамова, А.П. Анкудинова, В.А. Аристархова, М.А. Арзамасцева, С.С. Архипенко, А.С. Благодерова, А.П. Богословский, С.С. Бурдинова, А.С. Ватутина, А.С. Гордиенко, Н.А. Григорьева, С.А. Григорьева, О.О. Граченко, И.С. Еремеева, И.М. Еропкин, М.А. Ерошенко, П.А. Захаров, Ю.В. Зубарев, А.А. Иваненко, С.С. Игнатова, И.М. Коловратова, Е.Н. Костюк, А.И. Криштоп, И.М. Крюков, И.С. Кутейникова, С.Г. Лавриненко, М.И. Малышева, П.А. Малышева, И.М. Чуркин, О.А. Чурсина, О.Г. Шапошникова, Е.Н. Шульгина, Е.В. Щукина, И.М. Яковлева, М.А. Яковлева.
Данные авторы не просто рассматривали семью как социальный институт и психологическое явление, они выявляли особенности отношений внутри семьи, а также проводили исследования, направленные на определение отношения к семье и семейным ценностям у отдельных социальных групп.
Важно отметить, что на сегодняшний день исследователи стали обращать меньше внимания на проблему формирования семейных ценностей у современной молодежи.
Общество перестало столь серьезно относится к проблеме брака, несмотря на то, что рождение детей осталось важнейшим фактором процветания и развития современного общества.
Это связано с тем, что новая идеология позволяет без всяких проблем говорить о неполных семьях, в которых рождаются дети, поскольку в последние годы это становится абсолютно нормальным явлением.
Социальная проблема курсовой работы заключается в том, что современная молодежь негативно относится к семье и семейным традициям, что отражается в представлении образа семьи.
Проблема исследования. Проблема нашего социологического исследования состоит в противоречии между потребностью в знаниях образа семьи у курских студентов и отсутствием данных в этой теме.
Объект исследования – студенческая молодежь города Курск.
Предмет исследования – образ семьи в представлении студенческой молодежи в городе Курске.
Цель социологического исследования – выявить представление образа семьи курской студенческой молодежи.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить ряд важных задач исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению образа семьи у студентов.
2. Проанализировать структуру, виды и функции формирования семьи в представлении студентов.
3. Раскрыть факторы, влияющие на образ семьи у студенческой молодежи города Курска.
4. Обосновать целесообразность использования метода анкетного опроса для изучения образа семьи у курских студентов;
5. Разработать анкету по теме курсовой работы.
Теоретико-методологическая основа исследования.. Для подготовки курсовой работы были выбраны труды ряда исследователей, таких как: С.В. Мануйлова, К.А. Матвеев, Г.В. Марелова, А.Ю. Милютина, Г.А. Миронова, С.С. Мирошникова, Г.В. Назарова, А.А. Николаева, Д.М. Николаенкова, Е.К. Никольский, А.В. Оноприенко, Д.Р. Сапунова, М.А. Скакунова, С.И. Смыслова, Е.К. Сумская, О.П. Суркова, Г.В. Переделкин, А.М. Пестрикова, Ю.М. Петров, Е.В. Петровская, С.В. Пилецкая, Е.Н. Подольская, И.И. Полежаева, И.М. Поляковская, И.П. Пшеничный, В.Г. Расников, Г.В. Родионова, Я.В. Тервинская, А.А. Терехин, А.А. Тихонова, М.А. Уфимцева, Г.М. Хариновская, П.В. Цветкова, Ю.В. Чеботаренко.
Данные авторы в своих трудах рассуждали о проблеме восприятия семейных отношений и ценностей у современной молодежи, выделили ряд проблем, которые должны решаться не только на уровне локального воспитания, но и формирования и реализации различных государственных программ.
Методы исследования. В курсовой работе мною были использованы общенаучные теоретические методы исследования, такие как: анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнительный, хронологический, историографический.
Эмпирическая часть исследования будет реализована с помощью методов наблюдения, моделирования, проектирования, опроса анкетирования.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением ряда научных источников, раскрывающих не только проблемы формирования отношения молодежи к семейным ценностям, но и правила и алгоритмы организации и проведения социологических исследований.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе написания курсовой работы был разработан специальный анкетный опросник, направленный на выявление представлений образа семьи у курских студентов, а также сформулированы алгоритмы интерпретации и оценки полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в курсовой работе поднимается вопрос о связи региона исследования с факторами, которые оказывают влияние на формирование представлений о семье о местной студенческой молодежи.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, А.С. Социология семьи. История и современность [Текст] / А.С. Абрамова. – Томск: Авангард, 2019. – 590 с.
2. Абрамова, С.М. Семейная психология [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
3. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация воспитательной работы со студентами: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
4. Арзамасцева М.А., Цветкова П.В. Социологическое исследование семейных ценностей у московских студентов: организация и результаты исследования [Текст] / М.А. Арзамасцева, П.В. Цветкова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Вып. 6. – М.: Издательство Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2020. – С. 91–106
5. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Исследование методов формирования позитивных представлений у семье у современной молодежи: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 65–80
6. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к развитию детской представлений о семье у молодежи [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
7. Благодерова А.С., Костюк Е.Н., Терехин А.А. Принципы составления и применения социологических опросников в современной практике: обзор научно-практических подходов [Текст] / А.С. Благодерова, Е.Н. Костюк, А.А. Терехин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии». – Калининград: Балтийский государственный университет, 2020. – С. 86–97
8. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Семья и проблемы ее исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
9. Ватутина, А.С., Николаева, А.А. Принципы исследования образов семьи: психологический и социологический аспекты [Текст] / А.С. Ватутина, А.А. Николаева // Социология и право. – 2020. – № 3. – С. 56–70
10. Гордеенко А.С., Кутейникова И.С. Проблемы исследования роли и значения представлений о семье в процессе развития личности в молодом возрасте: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
11. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности развития представлений о семье у молодежи: социологический аспект [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
12. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения методов развития представлений о семье у молодежи в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 124–135
13. Зубарев Ю.В., Захаров П.А., Расников В.Г. Обработка и интерпретация результатов социологического исследования в современной научной практике: альтернативные и классические подходы [Текст] / Ю.В. Зубарев, П.А. Захаров, В.Г. Расников // Вестник социологической мысли. – 2019. – № 4. – С. 231–250
14. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов исследования методов формирования представлений о семье у детей и молодежи и их роли в социально-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности социальной и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
15. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Семейные отношения как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
16. Коловратова, И.М., Хариновская, Г.М., Щукина, Е.В. Современные и исторические аспекты исследования представлений молодежи о семейных отношениях [Текст] / И.М. Коловратова, Г.М. Хариновская, Е.В. Щукина // Материалы научно-практической конференции «Социальные аспекты жизни современного города». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. – С. 100–109
17. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития представлений о семье у современной молодежи на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
18. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы исследования представлений о семье в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
19. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и психологические аспекты изучения семьи в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
20. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции развития представлений о семье у молодежи [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
21. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы изучения семейных отношений: научный обзор [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
22. Подольская, Е.Н., Яковлева, М.А. Семейные отношения и модели их исследования [Текст] / Е.Н. Подольская, М.А. Яковлева. – Ярославль: Вече, 2019. – 430 с.
23. Пшеничный И.П., Пестрикова А.М., Шульгина Е.Н. Принципы организации научного социологического исследования в практике молодого специалиста: экономический, правовой и психологический аспекты [Текст] / И.П. Пшеничный, А.М. Пестрикова, Е.Н. Шульгина // Вестник Рязанского государственного университета. Вып. 6. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2018. – С. 60–75
24. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Развитие представлений о семье у современной молодежи: социологический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
25. Сапунова Д.Р. Принципы исследования семьи в современной психологии и социологии [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
26. Суркова О.П. Развитие социологической науки: история и современность [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
27. Тервинская Я.В. Основные принципы исследования семьи в социологической науке [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
28. Тихонова, А.А., Петровская, Е.В., Криштоп, А.И. Основные направления исследования современной семьи: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Тихонова, Е.В. Петровская, А.И. Криштоп // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 3. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2018. – С. 40–53
29. Уфимцева М.А. Основы социологических исследований [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
30. Чеботаренко Ю.В., Смыслова С.И., Петров Ю.М. Исследование семейных ценностей студентов на Дальнем Востоке [Текст] / Ю.В. Чеботаренко, С.И. Смыслова, Ю.М. Петров // Социологические исследования. – 2020. – № 9. – С. 108–120
31. Шапошникова О.Г., Еремеева И.С. Социологическое исследование социальных предпочтений вологодских студентов [Текст] / О.Г. Шапошникова, И.С. Еремеева // Известия Вологодского государственного университета. – 2020. – № 9. – С. 46–58
32. Яковлева, М.А., Милютина, А.Ю., Николаенкова, Д.М. Проблемы организации социологических и психологических исследований семьи на современном этапе развития общества: основные направления организации работы и принципы научного контроля [Текст] / В.А. Яковлева, А.Ю. Милютина, Д.М. Николаенкова // Вестник Казанского государственного университета им В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 2. – С. 68–90
33. Яковлева И.М. Социология [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.