Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность избранной темы подчеркивается еще и тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью от угроз экономической безопасности. В последние годы вопросы экономической безопасности в России находятся в центре внимания как властей, так и науки. При этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован не в полной мере. Рассмотрение проблем экономической безопасности позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования экономической политики, государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности, его институтов и инструментария и рассмотрение угроз экономической безопасности в экономической сфере.
Экономическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности страны. В наше время – национальная, а в частности экономическая, безопасность – это сфера, которая требует особого внимания со стороны правительства.
Как показывает практика, без независимой, суверенной экономической системы страны, невозможно развитие государства в правильном направлении. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей человека: как материальных (пища, жилье и т.д.), так и духовных (образование, культура, спорт и т.д.). Экономика должна способствовать развитию общества и достойной жизни граждан данной страны.
На сегодняшний день, экономическая безопасность государства играет ключевую роль в защите экономики страны от возможных и уже наступивших угроз. Стоит отметить, что существует большое количество угроз экономической безопасности России. По источнику образования, они делятся на внутренние и внешние. Для защиты экономики государства от угроз, необходим четко разработанный комплекс мер по обеспечению экономической безопасности государства. В работе будет дана оценка, что, на сегодняшний день, угрожает экономической системе России и попытаемся разработать меры по устранению существующих внутренних и внешних угроз экономической безопасности России.
Объектом работы является экономическая безопасность и национальные интересы.
Предмет исследования в работе – обеспечение экономической безопасности на примере России.
Цель исследования – национальные интересы и экономическая безопасность России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить понятие национальных интересов государства;
определить средства и методы реализации национальных интересов;
рассмотреть национальные интересы России на данном этапе общественного развития;
определить отечественный опыт применения показателей экономической безопасности как инструмента управления;
рассмотреть паспортизацию показателей национальной экономической безопасности: ориентиры формирования;
изучить подходы формирования единой системы оценочных показателей социально-экономической безопасности России.
В работе используется общенаучный метод исследования. Исторический подход поможет изучить вопрос происхождения понятия «экономическая безопасность» в мировой и отечественной истории.
При написании курсовой работы были изучены работы отечественных зарубежных авторов по исследуемой проблеме, статистические данные.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретические аспекты понятия и сущности национальных интересов государств
1.1 Понятие национальных интересов государства
Национальные интересы представляют собой сбалансированное сочетание личных, социальных и общегосударственных интересов в экономической, национальной политике, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других социальных сферах. Национальные интересы в основном объективны. Потому что они отражают стремление граждан государства обеспечить стабильное и устойчивое развитие общества и его институтов и повысить уровень жизни населения. Минимизируйте угрозу личной и общественной безопасности ценностей и институтов, которые лежат в основе существования граждан и общества.
Желания этих граждан воплощены в концепции (доктрине) национальных интересов, специфика которых также во многом определяется объективными параметрами, такими как:
1. Геополитическое положение страны на мировой арене, наличие союзников или вражеских стран, которые непосредственно угрожают национальным интересам страны.
2. Положение в системе международных экономических отношений, зависимость от внешних рынков, сырья, энергии и др.
3. Общее состояние системы международных отношений, соперничество или партнерство, валентное расширение власти или элементов права .
При изучении национальных интересов государства отчетливо видны два его аспекта: внутренний, внутренний, основанный на восприятии обществом интересов различных социальных групп и групп (с национальной точки зрения в целом), и внешний. Большинство современных западных ученых сосредоточены на внешнеполитическом аспекте интересов государства и государства. Общность или использование национальных интересов дана ими и принимается как должное. По-видимому, это уникальная особенность стабильной, сбалансированной социально-экономической системы, а также «органический» этап исторического развития общества. Это также влияет на глубокие традиции гражданского общества и политической культуры и безусловно требует, чтобы политическая власть и движение следовали общему понятию интересов государства и государства. Иначе у них просто нет шансов на общественную поддержку и влияние.
Наша страна проходит процесс фундаментальных преобразований в отсутствие четко определенного вектора. Настроение людей очень смешанное и довольно подверженное бесстыдным операциям. Ни гражданское общество (строго), ни политическая культура в нашей стране вообще не могут обсуждаться. Но все это лишь ставит вопрос об изучении интересов государства-государства России, и при рассмотрении его внутренних и внешних аспектов акцент должен делаться на внутренних принципах - интересах разных классов, социальных классов и групп. Превосходит реализацию определенных общих интересов.
Изменения объективной реальности и потребностей общества в сфере международного общения могут изменить содержание национальных интересов. На самом деле, принимая решение о конкретном содержании национальных интересов, исходя из существования объективной реальности, необходимо исходить как из относительно стабильных (изменения только в течение десятилетий), так и из переменных, подверженных частым изменениям (Рис.1) .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – 5 декабря.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 1 февраля.
4. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения: 07.11.2020).
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. №20. Ст. 2902. [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71572608/ (дата обращения: 07.11.2020).
6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020». [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/71782484/ (дата обращения 07.11.2020).
7. Бауэр В. П. «К вопросу об оценке влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны» Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 26.зугляк, О.С. Экономическая безопасность: Методические указания для бакалавров всех направлений, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / О.С. Безугляк, М.В. Бедрина. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2016. – 31 с.
8. Гончаренко, Л.П. Экономическая безопасность [Текст] / Л.П. Гончаренко. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
9. Ефименко, С.Д. Оценка рисков и угроз современного состояния экономической безопасности Российской Федерации [Текст] / С.Д. Ефименко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 1(61). – С. 12-15.
10. Кротов, М.И. Экономическая безопасность России: системный подход [Текст] / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. – СПб.: РОСТ, 2016. – 336 с.
11. Кунцман, М.В. Социальная безопасность государства в условиях кризиса [Текст] / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №2–1. – С. 181–183.
12. Лев, М.Ю. «Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты». Экономические отношения. [Текст] / М.Ю. Лев. – 2020. Т. 10. № 2. – С. 447-466.
13. Лев, М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами». Экономика, предпринимательство и право. [Текст] / М.Ю. Лев. – 2019. Т. 9. № 4. – С. 223-244.
14. Митяков, С. Н. «Методы оценки рисков экономической безопасности» [Текст] / С.Н. Митяков // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 18.
15. Павлов, В. И. «Проблемы и противоречия реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Текст] / В.И. Павлов // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 29.
16. Савеникова, И. К. Конституционное разделение власти: сущность, структура, правовое значение [Текст] / И. К. Савеникова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 20-27.
17. Сенчагов, В.К. Структура механизма мониторинга экономической безопасности России: монография [Текст] / В.К. Сенчагов. – М.: Институт экономики РАН, 2015. – 46 с.
18. Якунина, М.В. Экономическая безопасность региона: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Якунина, В.К. Крутиков, О.С. Посыпанова. – Калуга: ИП Якунина А.В., 2015. – 104 с.
19. Акьюлов, Р.И. Проблемы и перспективы мониторинга и оценки социально-экономической безопасности российских регионов [Электронный ресурс] – URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/04/12/ (дата обращения: 07.11.2020).
20. Министерство экономического развития Российской Федерации, [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru, (дата обращения: 07.11.2020).
21. Национальный рейтинг трезвости [Электронный ресурс]. – URL: http://russia-rating.ru/info/9422.html (дата обращения: 07.11.2020).
22. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minfin.ru/ru (дата обращения: 07.11.2020).
23. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
24. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
26. Пирогов, Г.А. Концепция социальной безопасности. Социальная сфера как средоточие проблем национальной безопасности Электронный ресурс] – URL: http://www.observer.materik.ru/observer/ N09_97/010.htm (дата обращения: 07.11.2020).
27. Реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rae.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
28. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
29. Экономическая безопасность государства [Электронный ресурс]. – URL: http://econcrime.ru (дата обращения: 07.11.2020)