Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историко-культурный туризм играет важную роль в развитии и формировании туристских центров и туристских городов. В отличие от природных ресурсов, историко-культурные ресурсы включают объекты материальной и духовной культуры: памятники истории, архитектуры и археологии, созданные прошлыми поколениями и имеющую свою историческую динамику. Места сосредоточения памятников архитектуры, истории и культуры формируют основные центры историко-культурного туризма и экскурсий путешественников.
Взаимосвязь традиции и культуры несет в себе сущность исторического процесса, определяющего рождение и становление одного из другого. Любая традиция – это культура. Усвоение культуры предполагает её сохранение, а также передачу новым поколениям.
Все имеет начало, продолжение и конец, но каждое явление несет на себе обязательно печать, опыт и характер того или иного времени, чем и определяется традиция как результат развития культуры. Ведь без культуры невозможно существования традиции, ибо в процессе деятельности человека, она, культура, несет на себе отпечаток закономерной активности и спонтанного осознания действий, что естественным образом ведет к закреплению и утверждению традиций. Общество не может существовать без традиционного, только ему присущего мироощущения. Знаки, символизирующие данный народ или этнос, возникли одновременно с появлением этого народа, поэтому и культура, как и традиция стала носить функциональный характер.
Благодаря туристской деятельности человечество приобретает возможность познакомиться с культурой и бытом различных народов, с национальной одеждой, а также приобщиться к участию в традиционных праздниках, вкусить блюда национальной кухни и купить предметы традиционного быта в качестве сувениров. По приезду домой из поездки туристы, общаясь со своими друзьями, родственниками, делятся впечатлениями об особенностях культуры посещенного региона, показывают приобретенные изделия. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных народов.
Средняя Азия – географический регион, к которому принято относить ряд бывших стран-участниц Советского Союза. Он простирается от Каспийского моря на западе, до Китая – на востоке, на севере граничит с РФ.
По отчету туристов из РФ, отправившихся в страны Средней Азии, складывается список ТОП-направлений, это:
Казахстан. 2-е место среди основных турнаправлений,
Узбекистан. 9-е место,
Кыргызстан. 13-ое место,
Таджикистан. 41-ое место.
Рост привлекательности туров в Среднюю Азию для граждан России объясняется наращиванием дружественных отношений между государствами, а также специальными проектами по развитию туристического потенциала, запущенными в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и других странах региона.
Цель работы заключается в анализе традиций и культур народов Средней Азии как ресурса для развития туристской индустрии в регионе.
Объектом работы являются историко-культурные туристские ресурсы Средней Азии.
Предмет работы – использование историко-культурных туристских ресурсов Средней Азии в туризме.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и виды историко-культурных ресурсов;
Выявить возможности использования историко-культурных ресурсов при создании туров;
Провести анализ мирового опыта использования историко-культурных ресурсов в развитии туристской индустрии;
Проанализировать культурный потенциал народов Средней Азии;
Рассмотреть особенности организации туров в странах Средней Азии;
Определить перспективы развития туров, основанных на знакомстве с традициями и культурой Средней Азии.
Данная работа состоит из введения, двух основных глав и их параграфов, заключения, списка использованных источников.
Основным методом, который использовался в процессе работы, является метод анализа.
1. Теоретические аспекты историко-культурного потенциала развития туристской индустрии
1.1. Историко-культурные ресурсы: понятие, виды
В туризмоведении существует множество определений историко-культурных туристических ресурсов (ИКТР). Историко-культурные туристические ресурсы (ИКТР) - это совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития общества на определенной территории, имеющих познавательную ценность, которые могут быть использованы для туристической деятельности. Такие объекты привлекают туристов независимо от сезона, времени года, активно влияет на состояние развития туризма [1].
Китайский ученый Ван Циншен, в своей работе Историко-культурный туризм и развитие туристических городов считает, что классификация рекреационной деятельности (деятельность в свободное время), должна быть многоуровневой и основываться на теории уровней потребностей Абрахама Маслоу.
Историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия [2]. В процессе исторического развития каждый народ образует свою собственную систему духовных и культурных ценностей (культурное наследие), которая всегда интересна и привлекательна для въездного и внутреннего туризма. Необходимо отметить, что помимо разнообразия определений, ИКТР – понятие многоаспектное по содержанию, уровню рекреационной деятельности и мотивам туристов.
Традиционно, к историко-культурному туризму относят: познавательный, культурно-познавательный, экскурсионный, историко-краеведческий или интеллектуальный туризм. В настоящее время, большую популярность приобретает понятие «культурный туризм» («cultural tourism»), целью которого, в широком смысле, является познание национальной культуры стран мира. Критерии качества культурного турпродукта, которые определяют его вострбованность на туристическом рынке:
1. Новизна - ощущения необычности, нетрадиционности, нестандартности, отличности от собственной культуры. Ожидания потребителей связаны с переживаниями удивления, потрясения, восхищения, восторга от открытия нового. По мнению исследователей, конструкт новизны обладает четырьмя взаимосвязанными измерениями: волнение (thrill), уход от обыденности (change from routine), снятие скуки (boredom alleviation) и удивление (surprise) [3].
2. Критерий подлинности культурного наследия (объектов и явлений культуры) в составе турпродукта как критерий качества неоднозначен.
Зачастую иностранцев может интересовать не аутентичная, исконная культура, а, так называемая, «коммерциализированная», искуственно созданная, с целью популяризации потребительского интереса: тематические парки, стилизованные культурно-исторические ландшафты, исторические реконструкции. Влияние «коммерциолизированной» культуры противоречиво. С одной стороны, постановочные и стилизованные культурные мероприятия, могут формировать основу для культурно-событийного туризма, стимулировать возрождение народных традиций, обычаев, ритуалов и праздников, с другой - постановочные «события», ставя в приоритет спрос, искажают культуру, модернизируя её в угоду заказчика.
3. Критерий межкультурности - основополагающий принцип учета национально-культурной специфики в туризме. Реализуется на всех этапах организации и обеспечения туристической деятельности: партнерской деятельности поставщиков туруслуг и туроператоров; проектировании и разработке турпродукта, развитии маркетинговых коммуникаций, планировании и осуществлении рекламной и выставочной деятельности,