Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором работы рынка является коммерческая деятельность. Потенциальные возможности операционной деятельности с переходом к рыночной экономике приобретают все большее значение.
Операционная деятельность представляет собой разновидность предпринимательства, но является самостоятельным видом деятельности, которая основывается на рыночных законах и принципах, проявляет себя в различных формах и занимает важное место на рынке труда. Особенности коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг заключаются в том, что она представляет собой различные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли через наилучшее удовлетворение спроса и нацелена на достижение необходимых экономических и финансовых результатов.
Актуальность работы определяется тем, что успешное развитие любого предприятия, повышение его рентабельности и обеспечение финансовой стабильности в условиях рыночного хозяйства зависит от того, насколько экономически грамотно решаются проблемы в процессе осуществления коммерческой деятельности, начиная с создания коммерческих связей с контрагентами, организации закупок и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.
Цель исследования - изучение системы показателей экономической эффективности операционной деятельности организации торгового дела и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в ООО «Морская планета».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы операционной деятельности организации;
- произвести анализ эффективности операционной деятельности ООО «Морская планета»;
- разработать направления совершенствования операционной деятельности ООО «Морская планета».
Объект исследования - ООО «Морская планета».
Предметом исследования является организация операционной деятельности ООО «Морская планета».
Теоретической и информационной базой исследования, представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам организации продажи товаров, использованы нормативные и законодательные документы, регулирующие отношения по поводу продажи товаров, в частности: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Так же рассмотрены книжные издания и материалы периодической печати. Среди них: работы по организации продажи товаров Тихоновича В.Е., Смоленцевой Л.Т., Куимова В.В., Памбухчиянц К.В., Щур Д.Л., Дж. Ферни, Леви М., Ньюмен Э., работы по экономике торгового предприятия Александрова Ю.Л., Батраевой Э.А., Терещенко Н.Н. и др.
Методической базой исследования послужили такие общенаучные методы, как: сравнение, обобщение, синтез, аналогии и специальные методы исследования: маркетинговые исследования методом АВС-анализа, расчёта коэффициентов, характеризующих ассортимент товаров торговой компании, социологический опрос и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенных рекомендаций в деятельности ООО «Морская планета» при управлении операционной деятельность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и особенности организации коммерческой деятельности предприятия торговли
В рыночных отношениях деятельность торговой компании становится все более важной. Это незаменимое условие для его эффективной работы и развития. Деловую деятельность торговой компании следует рассматривать в контексте внешней среды, которая включает в себя широкий спектр экономических и социальных вопросов. Она должна основываться на российской модели формирования рынка экономических факторов и развивающихся рыночных отношений. Другими словами, деловая деятельность определяется реалиями переходной экономики [10].
В конце ХХ века в связи с повышением роли торговли в общественном воспроизводстве и глобализацией мировой экономики вновь обострился интерес экономической науки к сфере обращения. Заметный вклад в разработку проблем инновационной организации товарно-денежных процессов внесли Б. Берман, И. А. Бланк, Р. И. Бунеева, В. Данненбург, Ж. Жаллэ, А. Крие, Э. Ньюмэн, О. Стребкова, Ч. Фатрелл, Ж. Шандензон, Ю.В. Гуняков. Внимание в их исследованиях привлечено к новым форматам торговых предприятий и современным механизмам организации коммерческой деятельности предприятий. Наряду с этим в них наблюдается ограниченная трактовка движущих сил торговли, которая приходит в равновесие не только когда действуют технологические факторы и желания одного предпринимателя, но и учитывается участие в обмене других субъектов [18].
Понятие коммерции, коммерческой деятельности различные авторы трактуют по-разному, рассмотрим некоторые из них, и попытаемся выявить наиболее, на наш взгляд, верное и доступное определение, отражающее истинный смысл коммерческой деятельности.
Панкратов Ф.Г. дает следующее определение: торговля - это своего рода торговая компания или бизнес, но бизнес благородный, бизнес, который является основой любой действительно цивилизованной рыночной экономики.
Торговля - это слово латинского происхождения торговли. Однако необходимо учитывать, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает независимую отрасль народного хозяйства (торговли), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление действий по покупке и продаже товаров. Деловая деятельность связана со второй концепцией торговли-торговые процессы для осуществления купли-продажи с целью получения прибыли [16].
Половцева Ф. П. приводит несколько вариантов определения предпринимательской деятельности, некоторые из них:
- коммерция - "торг, торговые обороты, купеческие промыслы" (по определению пояснительного Толкового словаря В. И. Даля);
- коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, при котором товары передаются от поставщика в собственность торговой компании с ориентацией на потребности рыночного спроса;
- коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которых зависят конечные результаты торговой компании;
- коммерческая деятельность-это все, что обеспечивает максимальную прибыльность торгового бизнеса для каждого из партнеров при первоочередном рассмотрении интересов и запросов потребителей;
- коммерческая деятельность - ряд сделок, которые обеспечивают покупку-продажу товаров и наряду с торговыми процессами, которые представляют торговлю в самом широком смысле этого слова;
- коммерческая деятельность - оперативно-организованная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей для удовлетворения потребностей населения и прибыли [17].
Авторами как Осипова Л. В. и Синяева И. М. понимают под словом торговый ряд процессов и операций, направленных на приобретение товаров для удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли [18].
Абчук В. А. дает следующее определение - коммерция это сдельность по обеспечению купли-продажи товаров, сопровождающаяся проведением соответствующих расчетов, с целью извлечения максимально возможной прибыли в условиях существующих правовых норм [14].
Гуняков Ю. В. вносит корректировку в смысл данных определений и дает свою трактовку понятию коммерческая деятельность - он видит коммерческую деятельность, как совокупность отношений по поводу купли-продажи с целью получения взаимной выгоды [14]. Это определение, на наш взгляд, является наиболее верным из вышеприведенных. Во-первых, автор понимает под коммерческой деятельностью совокупность последовательных отношений по поводу купли-продажи, а не сам процесс, и это абсолютно верно, ведь процесс купли-продажи является результатом определенных отношений между производителем, посредником, продавцом и покупателем. Торговля есть не что иное, как взаимосвязи между субъектами коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность-это набор отношений продажи, которые не являются серией исключительно случайных отношений. Они являются причинно-следственными детерминированными. Действия субъектов коммерческой деятельности обусловлены внутренним единым универсальным принципом-максимальной выгодой, расчетом и оптимальным выбором. Во-вторых. Гуняков Ю. В. впервые говорит о целиком коммерческой деятельности как о взаимной выгоде, до этого принято было понимать под целью - извлечение максимальной прибыли. Другие авторы рассматривают цель коммерческой деятельности только как получение максимальной прибыли по средствам продажи товаров и предоставления услуг, не заостряя внимания на удовлетворении потребностей покупателей. Но в данном определении опять же автор бесспорно прав - он видит целью не только как получение наибольшей прибыли, но и уделяет особое внимание
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 № 14-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
2. О защите прав потребителей [Текст]: закон Рос. Федерации от 07 фев. 1992 № 2300-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1992. – № 3. – Ст. 140.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Текст]: фед. закон от 28 дек. 2009 № 381-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 2.
4. Алклычев А.М. Экономика торговли [Текст]: учеб. пособие / А.М. Алклычев. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2019. – 160 с.
5. Басовский Л.Е. Экономика торгового предприятия [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М., 2018. – 315 с.
6. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход [Текст]: пер. с англ. / Б. Берман, Дж. Эванс. - 8-е изд.– М.: Вильямс, 2019. – 1184 с.
7. Болт Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст] / Г.Д. Болт. – М.: Юнити, 2018. – 364 с.
8. Борисов Е. Ф. Коммерческая деятельность [Текст]: Учебник для студентов вузов по направлению и спец. «Экономика в торговле» / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2019. – 568 с.
9. Бочаров В.В. Организация коммерческой деятельности [Текст] / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2019. – 408 с.
10. Гуняков Ю. В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-моделикоммерческой деятельности [Текст]: монография / Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск: СФУ, 2019. - 158 с.
11. Гуняков Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие Ч. 1. / Ю.В. Гуняков. – Красноярск: Краснояр. Гос. торг. – экон. ин-т, 2018. – 309 с.
12. Дашков Л.П. Коммерция. «Технология торговли» [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд. перераб. и доп. / Л.П. Дашков. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2018. – 696 с.
13. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Текст]: учебник. - 12-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Дашков. - М.: Дашков и К, 2019. - 456 с.
14. Жукова Т. Н. Коммерческая деятельность [Текст] / Т.Н. Жукова. - М.: Вектор, 2020. - 256 c.
15. Крутякова Т.Л. Коммерческая деятельность [Текст] / Т.Л. Крутякова. – М.: АйСи Групп, 2019. – 224 с.
16. Леви М. Основы розничной торговли [Текст]: пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского Вейтц Б.А. / М Леви. - СПб.: «Питер», 2019. – 448 с.
17. Лысова Н.А. Управление ценами [Текст] / Н.А. Лысова, Л.Ф. Чернева. – М.: КноРус, 2019. –197 с.
18. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли [Текст] / О.В. Памбухчиянц. – М.: «Дашков и К», 2018. - 284с.
19. Смоленцева Л.Т. Социально-экономическая эффективность методов розничной продажи товаров [Текст] / Л.Т. Смоленцева. Краснояр. гос.торг.-эконом. ин-т; – Красноярск, 2018. – 16 с.
20. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст] / А.Н. Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 541с.
21. Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя [Текст] / В.А. Строков. – М.: Хорс, 2018. – 329 с.
22. Тихонович В.Е. Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами [Текст]: учебное пособие / В.Е. Тихонович; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2019. - 40 с.