Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обновление всех сторон общественной жизни выдвинуло принципиально новые требования к личности специалиста в разных сферах деятельности.
Стоит обратить внимание на то, что на первый план выходит потребность общества в конкурентоспособных специалистах определённой отрасли, которые способны решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.
В экономически развитых странах здоровье и здоровый образ жизни каждого человека рассматриваются не только как социальные, но и как профессиональные ценности. Кроме того, создаются условия с целью формирования восстановления и укрепления здоровья.
Цель исследования – исследовать и проанализировать ценности в сфере физической культуры, их классификации, значение для формирования физической культуры личности.
Объект исследования – теоретические особенности и характерные аспекты ценностей в сфере физической культуры, их классификации.
Предмет исследования – характеристика значения ценностей в сфере физкультуры для формирования физической культуры личности.
Задачи исследования:
- изучить и описать характеристику основных понятий по теме исследования;
- рассмотреть ценности в сфере физической культуры, их классификации;
- определить средства формирования физической культуры личности;
- проанализировать ценностные ориентации в сфере физкультуры для формирования физической культуры личности;
- разработать рекомендации, которые будут направлены на формирование физической культуры личности.
Эмпирическое исследование. Формирование ценностного сознания в школьной среде выступает в качестве регулятора поведения, что открывает большие возможности для систематической и целенаправленной работы в этом направлении.
Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого была проанализирована практика формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Исследования включали анализ двигательной активности, уровень физического здоровья старшеклассников, психоэмоционального состояния, изучены ценностные ориентации в области физической культуры. Была апробирована методика, суть которой состояла в переходе от системы занятий, ориентированных на формирование лишь физических качеств и двигательных умений к системе, дающей старшекласснику теоретические знания о своем организме и практические навыки, позволяющие самостоятельно оценить динамику изменений физической работоспособности и психоэмоционального состояния старшеклассников-респондентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
1.1. Характеристика основных понятий по теме исследования
Физическая культура – это часть образа жизни каждого человека – это система специальных упражнений и занятий спортом, направленных на развитие его физических и духовных сил.
Состояние здоровья каждого человека – важнейший фактор, определяющий благополучие во всех сферах жизни трудоспособного населения. В связи с этим эффективное решение проблемы здоровья и оздоровления жителей района заключается в разработке комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые в совокупности будут способствовать качественному улучшению показателей здоровья жителей района и тому, что Физическая культура и спорт положительно влияют практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуя формированию морально-волевых, нравственных и личностных качеств [1; 3].
Физическая культура и спорт – уникальные средства воспитания физически и психически здоровых людей. Многочисленными исследованиями установлено, что физическая культура и спорт положительно влияют практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств человека.
Особо острыми проблемами, которые препятствуют развитию физической культуры и спорта в процессе деятельности отдельных профессиональных секторов и требуют безотлагательного решения, являются:
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта целям развития;
- недостаточная вовлеченность населения, особенно незащищенных слоев населения, в регулярную физкультуру и снижение их активности;
- отсутствие потребности в активных занятиях физкультурой и спортом и осознанная потребность в здоровом образе жизни;
- нехватка профессиональных кадров.
Вышеуказанные проблемы вызваны следующими факторами:
- отсутствие нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта, направленной на кардинальное улучшение и повышение эффективности физической культуры и спорта в решении государственных задач и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;
- низкий уровень материальной и финансовой поддержки спортивно-образовательных учреждений;
- отсутствие необходимого спортивного инвентаря и инвентаря в спортивных объектах массово-физической культуры и спорта;
- отсутствие общественных спортивных организаций;
- нехватка специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, в том числе в сельской местности;
- ухудшение условий учебы, работы, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок;
- отсутствие интереса инвесторов к финансированию физической культуры и спорта;
- низкие темпы строительства, ремонта и реконструкции объектов физической культуры, здоровья и спорта;
- недостаточная пропаганда ценностей физической культуры и спорта как неотъемлемой части здорового образа жизни [2; 4].
Не менее сложная ситуация сложилась в сфере популяризации физической культуры и спорта. Недостаточное количество людей, ведущих здоровый образ жизни, объясняется практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в СМИ, которые должны включать вопросы профилактики заболеваний, продления активного долголетия, борьбы с наркоманией, курением, употреблением алкоголя и др. явления и активная популяризация самозанятости с широким использованием природных факторов.
Без комплексного решения этих проблем программно-целевым методом, как путем изменения основных социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярного физического воспитания, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, будет ухудшаться.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особое самостоятельное направление и одна из сфер общественной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических возможностей человека. В то же время это специфический процесс и результат деятельности человека, средство и метод физического совершенствования человека.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и обучения, на производстве, в быту, структура свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Культура – это творческая творческая деятельность человека. Основой и содержанием культурно-психологического процесса развития «культуры» является, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его морально-эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и вместе с материальной и духовной культурой общества.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становится социальным явлением, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли физической культуры в обществе.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый вид культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
В общественной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневной жизни, здорового отдыха, физическая культура проявляет свое образовательное, воспитательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такой социальной тенденции как движение физической культуры, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Работоспособность определяется наличием профессиональных знаний, соответствующих навыков и умений, совокупностью физических и умственных сил и качеств человека. В совокупности при соответствующем отношении к работе они обеспечивают оптимальный уровень ее продуктивности, то есть работоспособности человека.
Работоспособность, в свою очередь, как бы отражение такого состояния, как утомляемость. Зависимость здесь обратная: чем больше увеличивается утомляемость, тем ниже становится КПД.
Утомление – это нормальный физиологический процесс, который означает снижение функциональных систем организма, вызванное выполнением умственной или физической работы.
Снижение производительности или усталость влияет на количество и качество продукции, производимой в течение определенного периода времени. Увеличение времени, затрачиваемого на конкретную производственную операцию, также может быть показателем усталости. Но главный результат переутомления – всегда снижение производительности труда.
Физическая культура положительно влияет на человека, повышая эффективность его труда. Преимущества такой деятельности косвенно проявляются через ряд составляющих:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология [Текст]: учебник / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психологический практикум [Текст]: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов. – Омск.: Сиб. ГАФК,1996. – 82 с.
3. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации [Текст]: учебник / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск.: Сиб. ГАФК, 2000. – 179 с.
4. Бальсевич В.К. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, 2001. – №1. – С. 50–56.
5. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2012. – 240 с.
6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст]: учебник / Е.П. Ильин. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
7. Кондаков В.Л., Гончарук С.В., Воронин И.Ю. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой [Текст] / В.Л. Кондаков, С.В. Гончарук, И.Ю. Воронин // Теория и практика физической культуры, 2007. – № 9. – С. 15-18.
8. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Сов. спорт, 2004. – 464 с.
9. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
10. Лютина Л.Н. Формирование физической культуры старшеклассников-респондентов [Текст] / Л.Н. Лютина // Теория и практика физической культуры, 2006. – №2. – С. 2-5.
11. Панова Е.О. Некоторые подходы к моделированию приобщения старшеклассников-респондентов педагогического университета к ценностям физической культуры и спорта [Текст] / Е.О. Панова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2010. – №1. – С. 13-14.
12. Уткин В.И. Спортивно-ориентированная направленность в системе физического воспитания старшеклассников-респондентов [Текст] / В.И. Уткин, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2010. – №5. – С. 53-58.
13. Фазлеева Е.В., Рахимов М.И., Двоеносов В.Г., Шалавина А.С., Пасмуров Г.И. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: учеб. пособие под ред. Р.К. Бикмухаметова / Е.В. Фазлеева, М.И. Рахимов, В.Г. Двоеносов, А.С. Шалавина, Г.И. Пасмуров. – Казань: КФУ, 2014. – 349 с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 479 с.
15. Шишенко Г.А. Роль ценностно-мотивационной сферы личности в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [Текст] / Г.А. Шишенко, М.Г. Фарафонтов // Теория и практика физической культуры, 2011. – №2. – С. 18–20.