Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во многом ХХ век можно считать веком абсурда, начиная с выявления абсурдности бытия в отдельных произведениях литературы и заканчивая его специфическими проявлениями, такими как "театр абсурда" или экзистенциальная эстетика.
Литературно-философская группа ОБЭРИУтов становится связующим звеном между Авангардом и современным постмодернизмом.
Художественный мир представителей объединения отличается особой оригинальностью, неповторимостью и неповторимостью.
Актуальность исследования связана как с изучением творчества литературно-философской группы ОБЭРИУтов, так и путей последующего литературного развития. Абсурд определяет своеобразие творческого метода писателей и является репрезентативным для их художественной картины мира.
1. Сущность абсурда в литературе
1.1. Абсурд как литературоведческое понятие
В литературе к традиции абсурда имеют отношение Э. Ионеско, С. Беккет, А. Адамов, Э. Альбее, Ф. Аррабаль, М. де Педроло, Ж. Жене, Х. Пинтер, Н. Симпсон, Э. д' Эррико, Д. Буззати, М. Фриш, А. Кенан, Э. Лир, Л. Кэрролл, А. Стриндберг, А. Рэмбо, Ш. Бодлер, А. Жид, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Т. Харди, А. Арто, А. Чехов, Н. Гоголь, В. Брюсов, И. Северянин, Х. Беллок, У. Гилберт, В. Буш, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс и другие. Этот впечатляющий список показывает, что если есть исследователь, который хотел бы игнорировать традицию абсурда в искусстве, то ему будет очень трудно это сделать. Особенно если учесть, что к этой традиции также могут присоединиться достижения рок-культуры в музыке, дадаизма в живописи, а также явление, которое в театральном искусстве получило название "театр абсурда".
Некоторые исследователи (В. Клюев) вообще считают, что весь литературный дискурс является абсурдным дискурсом на том основании, что он представляет собой поле "нереферентных и референциальных высказываний (вовсе не относящихся к действительности или относящихся к ней условно)" [4, С. 26]. Однако очевидно, что понимание абсурда, скажем, А. Камю и Д. Хармсом - это разные понимания. Абсурд как составляющая художественного произведения на уровне сюжета, композиции или других составляющих достаточно распространен в современной литературе и поэтому часто становится аспектом исследования в литературоведении. Однако одной из проблем изучения этого феномена является вопрос терминологии. Абсурд, парадокс, нонсенс являются родственными, но не тождественными понятиями, и поэтому требуют более глубокого анализа, чтобы различить их.
Исходя из нескольких определений, данных словарями, можно прийти к выводу, что абсурд - это скрытое логическое противоречие, нонсенс, высказывания, лишенные смысла, возникающие в результате непроизвольного, иногда сознательного, отхода от истины. В этом определении абсурд тождествен бессмыслице, нонсенсу. Эти понятия в первую очередь относятся к терминологии логики, поэтому вспомним, в каком значении они употребляются представителями этой науки.
Таким образом, абсурд рассматривается Н. Кондаковым как чушь, нонсенс, но вместе с тем отмечает, что его необходимо отличать от ситуаций, возникающих в ходе развития науки и которые не могут быть объяснены на определенном уровне развития и поэтому характеризуются как абсурдные". Под абсурдом Ивин понимает противоречивое утверждение, содержащее одновременно и отрицание, и утверждение, из которого можно вывести противоречие. Логик отмечает, что в обыденном языке слово "абсурд" не является однозначным, а потому может быть истолковано как внутренне противоречивое утверждение, поскольку Делез делит абсурд на два типа, один из которых является парадоксом. Эту мысль отталкивает А. Кравец, когда отмечает, что не парадокс равнозначен абсурду, поскольку последний может быть разрешен, а парадокс не имеет выхода из тупика. Противоречие, возникающее в рамках парадокса при столкновении двух противоположных суждений, и есть момент абсурда [6, с. 159]. "Абсурдность, - пишет далее ученый, - возникает в суждениях, которые выводятся из условий, сформулированных в рамках парадокса и софизма" [6, с. 163]. Итак, получается, что парадокс - это некая абсурдность и в то же время тотальность, которая включает абсурд как неотъемлемую часть. На самом деле парадокс и нонсенс не являются типами абсурда в общепринятом смысле, но момент абсурда присутствует в каждом из них, и это можно назвать фактором, который их объединяет. Однако эти понятия – абсурд, чушь, нонсенс, парадокс – функционируют в художественном тексте совершенно по-разному. Литературная бессмыслица, в отличие от обычной, - это игра по правилам, которые четко соответствуют логике. Она оперирует на уровне формы, то есть структуры текста, поэтому не является проблемой содержания, что подчеркивает Е. Клюев [4, С. 26]. Яркий пример – история приключений Алисы Л. Кэрролла: игральные карты, шахматная доска – все действия подчиняются абсурдным правилам, однако абсурден на уровне формы, а не содержания, это бессмыслица, существующая ради бессмыслицы, игра за игрой. Абсурд в литературном пространстве функционирует по-разному, он влияет на уровень содержания, "впечатляет" сюжет, проникает в действия и диалоги персонажей, часто имитируя, преувеличивая в художественных целях и даже отражая реальное (абсурдное) в жизни. Абсурд отражает социальные и политические проблемы, в то время как для абсурда он является второстепенным фактором. Нонсенс в литературоведении рассматривается как бессмыслица, бессмыслица, она находит свою нишу в постмодернизме, для которого игра со смыслами является одной из важных составляющих.
1.2. Творчество ОБЭРИУтов
ОБЭРИУ – группа писателей и деятелей культуры, возникшая в 1927 в Ленинграде. До нее в 1925 году возникла группа «чинарей», которая была переименована в «Левый фланг», затем в «Академию левых классиков» и только потом в ОБЭРИУ [12].
Состав объединения: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. К обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философ Яков Друскин, художники Казимир Малевич, Павел Филонов.
ОБЭРИУ была последней оригинальной и выдающейся русской поэтической школой. Сокращение ОБЭРИУ расшифровывается как: ОБ – общество, ЭР – реальное, И – искусство. С буквой У, всё было просто. Она была приставлена специально. На вопрос почему, обэриуты отвечали как в детской присказке: «Почему? А потому, что кончается на У». Главным словом здесь являлось слово «реальное». Обэриуты утверждали, что искусство реально как сама жизнь. А само искусство ничего не отражает и живёт лишь замкнутой в самой себе жизнью. И если искусство реально как сама действительность, то оно живёт по своим законам и имеет свою логику. А последняя в творчестве обэриутов крайне необычна и часто противоположна принятым нормам нашего восприятия.
В своей декларации, написанной в 1928 году, участники ОБЭРИУ писали: «Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, – честные работники своего искусства. Мы - поэты нового мировоззрения и нового искусства. Мы не только создатели нового поэтического языка, но и создатели нового смысла жизни и ее объектов. Наша воля к творчеству универсальна: она превосходит все формы искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон… Мы расширяем значение предмета, слова и действия. Эта работа идет в разных направлениях, у каждого из нас есть свое творческое лицо, и этот факт часто смущает некоторых людей. Они говорят о случайной комбинации разных людей. Видимо, они считают, что литературная школа-это что-то вроде монастыря, где монахи выглядят одинаково. Наше объединение свободно и добровольно, оно объединяет мастеров, а не подмастерьев-художников, не живописцев. Каждый знает себя, и каждый знает, как он связан с другими… Взгляните на предмет невооруженным глазом, и вы впервые увидите его очищенным от старой литературной позолоты. Вы бы сказали, что наши истории "не реальны" и "не логичны"? А кто сказал, что" житейская " логика обязательна для искусства? Нас поражает красота нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник повернул лопатку своей героини и отвел ее в сторону. У искусства есть своя логика, и она не разрушает объект, а помогает познать его».
Особенностью этой логики - как пишет исследователь творчества обэриутов А. Лагуновский - были «фантастичность действия и персонажей, условность пространства, а время у обэриутов то двигалось рывками, то скручивалось жгутом. Обэриуты заставляли мертвых говорить, переносили действие с земли на небо, слушали разговор лошадей и Воробьев, жираф ходит по русскому лесу, а молодой человек улетает в небо из-под носа дворника. Обэриуты катили время в противоположном направлении, а когда оно им надоедало, растягивали его, как резиновый шланг. И все это делалось с одной целью - через художественное слово обэриуты стремились выразить свои представления о мире, суть которых, несмотря на столь характерные для обэриутов фарс, гиперболу, гротеск, иронию и пародию, глубоко серьезна. И часто трагично».
Используя открытия, сделанные в области «реального искусства» обэриуты мечтали объединиться с художниками, композиторами, а также театральными и киношными деятелями. Но в целом этому было не суждено осуществиться. Хотя известные художники, К. Малевич и П. Филонов, принимали участие в акциях обэриутов. И была осуществлена постановка пьесы Д. Хармса «Елизавета Бам», в связи с чем можно говорить, что обэриуты на несколько десятилетий опередили возникновение европейского театра абсурда. И даже был осуществлён показ монтажного фильма «Мясорубка», созданного А. Разумовским и К. Минцем из обрезков выброшенной киноплёнки. Но это были лишь эпизоды, и полноценного объединения не вышло. Попытки издания коллективного сборника закончились неудачей.
Открытая деятельность участников ОБЭРИУ занимает небольшой отрезок времени, с 1928 по 1931 годы.
Также вместе с Д. Хармсом и А. Введенским и двумя философами — Леонидом Липавским (1904–1941) и Яковом Друскиным (1902–1980) на протяжении 20–30-х годов существовало содружество обэриутов-чинарей. Где Даниил Хармс звался «чинарь-взиральник», а Введенский — «чинарь-авторитет бессмыслицы» и т.д. К обэриутам были близки писатель Е. Шварц, филолог Н. Харджиев и известные художницы Алиса Порет и Татьяна Глебова. Группа распалась после того, как в 1931 г. Введенский, Хармс, Бахтерев были арестованы. После полугода тюрьмы поэты были высланы в Курск. Ссылка продолжалась недолго.
2. Абсурд на примере творчества Обэриутов
2.1. Поэтика абсурда в пьесе «Елизавета Бам»
Пьеса "Елизавета Бам" была написана специально для вечера ОБЭРИУ 24 января 1928 года и должна была представить программные установки драматического вечера. Обращаясь к поэтике абсурда, Хармс стремился воплотить свое видение действительности, которое оформилось в концепцию реального искусства. Первая строка пьесы "Элизабет Бам" вводит нас в мир непреодолимого страха:
«Сейчас, того и гляди, откроется двери, и они войдут... Они обязательно войдут, чтобы поймать меня и стереть с лица земли. Что я наделала? Если бы я только знала...». Произнесенные слова провоцируют появление Ивана Ивановича и Петра Николаевича, приехавших арестовать Елизавету Бам. Вина, за которую Элизабет Бам должна быть наказана, неизвестна. Нелогичность поведения героев проявляется в их абсурдности, психологической и языковой неустойчивости: они пришли арестовывать "преступника", но в конце концов начали ссориться друг с другом:
ПЕРВЫЙ: Убирайтесь вон! Балда какая! Я еще пошел на ответственное дело. Вам слово сказали, а Вы уж и на стену лезете. Кто же Вы после этого? Просто идиот?
ВТОРОЙ: А Вы шарлатан!
ПЕРВЫЙ: Убирайтесь вон!
ВТОРОЙ: Я Вам этого не прощу!
ПЕРВЫЙ: Я Вас сейчас спущу с лестниеы!
Нарушение причинно-следственной связи в диалогах постепенно начинает преобладать над сюжетом. Автор сознательно вводит элементы, разрушающие основную канву повествования. Когда появляются родители Элизабет, общая память начинает разрушаться, создавая абсурдную ситуацию. Мать забывает о дочери и других обстоятельствах собственной биографии:
Мамаша (входя). Товарищи. Маво сына эта мержавка укокосыла
Головы. Какая? Какая?
Мамаша. Ета вот, с такими вот губами!
Елизавета Бам. Мама, мама, что ты говоришь?
Потеря памяти приводит к безумию матери и смерти коммуникации. Ее последняя строчка уже вышла из языка: "3 х 27 = 81"5. Однако для Д. Хармса художественная задача - не языковая игра, призванная шокировать зрителя, и не эксперимент со словом, призванный перечеркнуть всю предшествующую литературную традицию (хотя разрыв с классикой, с реализмом – главный постулат Авангарда), а попытка разработать поэтику, способную отразить представления драматурга о современной жизни. Работа "Елизавета Бам" основана на проблеме речевой коммуникации.
2.2. Поэтика абсурда в пьесе «Елка у Ивановых»
Важнейший элемент обэриутской поэтики — «бессмыслица», то есть неожиданный, немотивированный разрыв причинно-следственной связи, который может открывать новые, загадочные и бесконечные смысловые глубины. В «Ёлке у Ивановых» (в отличие от, например, «Елизаветы Бам») такие разрывы возникают внутри на первый взгляд рационально развивающегося действия. Каждая сцена, если не каждая реплика, опрокидывает житейскую логику. Среди героев нет ни одного Иванова, все члены большой семьи носят разные фамилии; «детям» от 1 до 82 лет; на суде вместо истории убийства Сони Островой нянькой «для отвода глаз» излагается (в стихах) история ссоры неких Козлова и Ослова; городовой, «чтобы отвлечь убийцу от мрачных мыслей», декламирует гекзаметр про появившихся в городе «греческих всадников», пение Пузырёвой-матери состоит сначала из бессмысленного сочетания гласных, потом из такого же сочетания согласных — и так далее. Происходит теоретически мыслимое — но немыслимым образом, и в конечном итоге «бессмыслица» одерживает победу над житейски представимым сюжетом и поглощает его.
Автор пунктуально указывает время действия каждой картины. Действие начинается в полночь и заканчивается в шесть вечера. За это время происходит много событий, которые действительно не могли бы уместиться в одну ночь и один день (няню допрашивают, судят и так далее). В финале Пузырёв-отец говорит жене: «Говорят, что лесоруб Фёдор выучился и стал учителем латинского языка». Это неожиданное сообщение окончательно демонстрирует условность театрального времени (решение «учиться, учиться и учиться» — легко опознаваемая цитата! — поражённый смертью невесты Фёдор принимает в шесть утра того же дня, то есть его впечатляющая карьера состоялась в течение двенадцати часов) .
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
На формирование поэтического мышления обэриутов во многом повлияло творчество их прямых предшественников - В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, а также сатирические произведения Н. Гоголя и Козьмы Пруткова. Ж. - Ф. Жаккар, И. Васильев, В. Фролов, В. Глоцер, А. Кобринский определяют характерные черты художников ОБЭРИУ: гротескность мировосприятия, алогизм образов, абсурдность позиций и ситуаций, особую остроту и динамику языка. Больше всего обэриутов привлекала "бессмыслица" - то, что "не имело практического смысла", "абстракция" - то, что "выходило за пределы ума, обычного понимания".