Фрагмент для ознакомления
2
Налоги играют большую роль в жизнедеятельности каждого государства, налоговая система представляет собой один из важных регуляторов, основу государственного регулирования экономики. Результативное функционирование народного хозяйства зависит от того, насколько правильно заведен механизм действия налоговой политики и выстроена система налогообложения. Налоги и сборы определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, определенного города. В истории общества еще ни одно государство не могло обойтись без сборов и налогов, так как, для того, чтобы выполнить собственные функции по удовлетворению коллективных нужд, нужна определенная сумма денежных средств, которые могут собраться лишь при помощи налогообложения. Сборам и налогам отводят важное место среди экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику.
С помощью сборов и налогов регламентируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль организации. Государственная пошлина является сбором, который взимается с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы. Либо к должностным лицам, уполномоченными согласно законодательным актам РФ, законодательным актов субъектов РФ либо нормативным правовым актам местного самоуправления, за то, чтобы совершить в отношении данных лиц значимые действия, предусмотренных НК РФ.
Актуальность заключается в том, что рыночные реформы, которые проводятся в стране, изменения в налоговом праве РФ, привели к повышению роли государственной пошлины в налоговой системе. Изучение экономической сущности, видов и назначения государственной пошлины позволяет понять механизм пошлины и ее действия.
Объект работы - государственная пошлина.
Предмет работы - механизм уплаты и назначение государственной пошлины.
Цель работы - изучить экономическую сущность, виды и назначение государственной пошлины.
Задачи работы:
изучить экономическую сущность государственной пошлины;
рассмотреть виды и размеры государственной пошлины;
раскрыть взимание государственной пошлины;
представить основные направления совершенствования системы государственных пошлин в России.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные обще-логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации
1.1. Экономическая сущность государственной пошлины
Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж, который уплачивается в государственный бюджет за совершение юридически значимых действий. Государственная пошлина является одним из ключевых видов налоговых платежей, регламентирующих поступление денежных средств в бюджет1.
Государственная пошлина как ключевой вид налоговых платежей, соответствует критериям:
безвозмездности – уплаченная государственная пошлина не подлежит возвращению, так как является безвозмездным платежом, уплачиваемым за выполнение государственными органами определённых услуг. Государственная пошлина в данном случае соответствует критерию ограниченной возмездности. Это значит, что государственная пошлина уплачивается за государственные услуги, то есть лицо уплачивает ее за определённые действия несущие правоустанавливающий элемент. Указанные юридические действия, за которые налоговая пошлина уплачивается, обладают правоустанавливающей функций, то есть существенно меняют правовое положение лица. Государственная пошлина закрепляет юридически значимые действия, которые являются невозвратными для лица, и действует независимо от региональной политики. Например, государственная пошлина уплачивается за вступление лиц в официальный брак, изменяя брачно-семейный статус лица, или за открытие лицом бизнеса и начало предпринимательской деятельности, изменяя его статус как индивидуального предпринимателя, или субъекта среднего, либо крупного бизнеса. Государственная пошлина, таким образом, является как бы критерием разграничения положения лица на «до» и «после» уплаты государственной пошлина. Указанные обстоятельства позволяют судить о государственной пошлине как об элементе праворазграничительного характера, полностью меняющего правовое положение лица, что имеет особенное значение для регионов.
Несмотря на то, что государственная пошлина уплачивается в бюджет безвозмездно, в ряде случаев она может быть возвращена, если лицу не были предоставлены государственные услуги, за которые указанная пошлина была уплачена;
критерий платности - согласно критерию платности, лицо уплачивает государственную пошлину за услуги, полученные им со стороны государственных органов за совершение последними юридически значимых действий. Критерий платности связан с понятием превышающей полезности, как правило, государство оказывает услуги, полезность которых во много раз превосходит стоимость пошлины, которая уплачивается физическим лицом. Например, если государственная пошлина уплачивается за разрешение вести предпринимательскую деятельность, то лицо, в перспективе, получит уровень прибыли, значительно превышающий уплаченную пошлину2.
Понятие государственной пошлины связано с налоговыми поступлениями, которые государство получает за осуществление юридически значимых действий. Хотя налоговые поступления от государственных пошлин небольшие по сравнению с налогами, все же они составляют некоторую часть бюджета Российской Федерации, являясь стабильным источником пополнения государственной казны. Приведем некоторую динамику, относительно поступлений налоговой пошлины в государственный бюджет Российской Федерации. Рассмотрим состав доходов федерального бюджета от поступлений государственной пошлины по видам в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Т. Аврамчикова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 174 с.
2. Алехин, Б. И. Государственные финансы: учебник для академического бакалавриата / Б. И. Алехин. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 184 с.
3. Берзон Н. И. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Берзон [и др.]; под общей редакцией Н. И. Берзона. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 498 с.
4. Давыдов, Я. В. Финансы / Я.В. Давыдов. - М.: Приор-издат, 2017. - 284 c.
5. Ключников, И. К. Финансы. Сценарии развития: учебник для вузов / И. К. Ключников, О. А. Молчанова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 206 с.
6. Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 352 c.
7. Романовский М. В. Финансы в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 305 с.
8. Финансы / Под редакцией Н.Ф. Самсонова. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2018. - 592 c.
9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 330 c.
10. Финансы. - М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 2016. - 496 c.
11. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 504 c.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Пособие студентам для подготовки к экзаменам. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 160 c.
13. Янин, О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / О.Е. Янин. - М.: Академия, 2019. - 320 c.
14. https://minfin.gov.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.