Фрагмент для ознакомления
2
«Простоквашино» – один из крупнейших российских брендов молочной продукции. История молочного бренда «Простоквашино» берет свое начало в 2002 году, когда было подписано соглашение об использовании товарного знака «Простоквашино» между компанией «Юнимилк» и писателем Эдуардом Успенским, придумавшим замечательных героев.
Первым заводом, где компания в 2003 году начала производить молочную продукцию под маркой «Простоквашино», был питерский завод «Петмол». Уже в 2004 году марка стала национальной и производилась на большинстве заводов компании «Юнимилк».
Изначально продукция выпускалась под брендом «Из Простоквашино». Это были йогурты, кефир и сметана.
В 2008 году компания провела рестайлинг марки, что позволило придать ей единый облик.
В 2009 году бренд «Простоквашино» удостоился престижной награды «БРЕНД ГОДА/EFFIE». В 2010 вошел в десятку крупнейших российских потребительских брендов (по мнению журнала «Forbes»). Имеются и другие награды.
Добиться таких результатов удалось благодаря серьезному ребрендингу, что был проведен «Юнимилк» в 2008 году, совместно с брендинговым агентством DEPOT WPF. Решение об этом было принято годом ранее, когда руководство компании приняло решение продвинуть «Простоквашино» на национальном уровне.
Марка сменила логотип – Матроскина выбрали не только как самого очаровательного персонажа, но и по причине того, что он постоянно возился с коровой ради парного молока. Также изменился дизайн упаковки, было кардинально пересмотрено ее позиционирование на рынке.
В рамках нового позиционирования бренда была произведена широкая рекламная компания, ролики для которой создавало украинское агентство «Maxima Kiev». В результате всех этих действий менее чем за год марка вырвалась в лидеры. Продукция под этим брендом продается не только в России, но и некоторых странах СНГ — Украине, Белоруссии, Казахстане.
«Простоквашино» можно назвать крупнейшим российским «мультяшным» брендом в данной категории.
18 июня 2010 года было объявлено о слиянии молочного бизнеса французской компании «Danone» в России и «Юнимилка». В результате, должна быть создана объединенная компания, 57,5 % акций которой будет контролировать «Danone», 42,5 % — акционеры «Юнимилка». В 2022 году французы смогут увеличить свою долю до 100 %. В ходе подготовки сделки «Юнимилк» был оценен в 49 с лишним млрд. руб.
26 октября 2010 года ФАС одобрила слияние «Danone» и «Юнимилк». В ноябре 2010 года слияние молочных бизнесов «Юнимилк» и «Danone» в России, на Украине, в Казахстане и Белоруссии было завершено.
В 2013 году Группа «Danone-ЮНИМИЛК» изменила официальное название на «Группа компаний Danone в России».
§2. Маркетинговые решения в области управления продуктом
На первом этапе исследования маркетинговых решений компании «Простоквашино» в области управления продуктом составим мультиатрибутивную модель:
1. Исходный продукт – удовлетворение потребности населения в качественной молочной продукции.
2. Родовой продукт – экологически чистые, вкусные и полезные молочные продукты.
3. Ожидаемый продукт – свежее, вкусное молоко, без добавления консервантов и антибиотиков.
4. Расширенный продукт – большой ассортимент молочных продуктов, запоминающаяся упаковка.
5. Потенциальный продукт – расширение ассортимента, добавление новых вкусов.
Далее необходимо построить «Дом качества» компании «Простоквашино»:
1. Уточнение требований потребителя: определяется спросом на конкретные виды продукции компании «Простоквашино», измеряется уровень покупаемости того или иного товара.
2. Перевод требований потребителя в параметры качества продукта: требование покупателей о полезности молока и молочных продуктов достигается в «Простоквашино» специальными условиями содержания коров.
3. Цель создания специальных условий содержания коров заключается в том, чтобы они были здоровы и производили полезное и вкусное молоко.
4. Компанией «Простоквашино», по данным опроса потребителей, был составлен рейтинг компонентов качества молока и молочных продуктов. На первом месте – экологичность и безопасность. Второе место – полезность. Третье место – вкус. Четвертое место – оригинальный бренд и широкий ассортимент продукции.
Надо отметить, что на сегодняшний день компания «Простоквашино» находится на стадии зрелости и, несмотря на обилие конкурентов, еще далека от стадии спада в связи с высоким качеством продукции и эффективной политикой продвижения.
Далее проведем анализ текущего ассортимента компании «Простоквашино».
Прежде всего, нужно отметить, что компания производит продукцию по среднем ценам, для всех категорий потребителей, начиная от низшего социального класса, заканчивая верхним порогом среднего класса. Компания предлагает любые виды молочной продукции: начиная от молока в чистом виде, заканчивая йогуртами, сметаной, кефирами, творогом, биопродукцией, творожными сырками и т.д. [11].
В последнее время произошел некоторый спад в покупательском спросе обычного молока, при этом спрос на молочные продукты, наоборот, увеличился.
Каждый продукт компании «Простоквашино» имеет достаточно солидный возраст. При этом каждый год компания придумывает 3–4 новых наименования продукции, из которых 35–40% остается на рынке в течение 5 лет.
На рис. 1 представлено распределение долей рынка между различными типами продукции компании «Простоквашино».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбузова Е.Н. Маркетинговые технологии как инструмент эффективного брендирования предприятий // Материалы научно-практической конференции «Технологии продвижения продукта на современном российском рынке». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 71–85
2. Берестова И.Т. Реклама и другие маркетинговые коммуникации в разрезе дестабилизации экономики на современном этапе развития российского общества // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–107
3. Исакова З.А., Крючкова Е.П., Финогентов А.Ю. Принципы формирования визуальных компонентов корпоративного имиджа компании // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–112
4. Курскиева А.А., Бондаренко С.М., Велигодская П.О. Проблемы продвижения продовольственных товаров на современном российском рынке: перспектива развития продуктового бизнеса и тенденции формирования спроса на продукты питания // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум. Социальные и гуманитарные дисциплины». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2020. – С. 103–112
5. Кустова И.В. Маркетинговые технологии в начале XXI века: инновации, проблемы и перспективы применения на потребительском рынке России и стран Таможенного Союза // Сборник трудов Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство БГУ, 2019. – С. 123–140
6. Лаевская Е.Н. Маркетинг. – Воронеж: Слава, 2017. – 390 с.
7. Молотова А.А., Демидова Е.М., Краснова О.А. Позиционирование компании в условиях кризиса. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 288 с.
8. Мясоедова И.К., Фирсова С.В., Николаенкова А.А. Проблемы ребрендинга и формирования нового фирменного стиля: российский и зарубежный опыт // Сборник статей Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Сер. 1. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2017. – С. 56–70
9. Ромашкина А.А., Свиридова С.А., Грановская Е.К. Фирменный стиль как основа эффективности позиционирования // Материалы научно-практической конференции «Позиционирование фирмы на рынке и его проблемы в современной России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2018. – С. 23–34
10. Савенкова Л.Д., Щербакова С.М., Иващенко А.А. Проблема формирования фирменного стиля и бренда современной организации // Вопросы социальной экономики. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–138
11. Смирнов Р.А., Кручинина Т.А. Современный маркетинг как перспективное направление экономической деятельности в постсоветское время // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–23
12. Смирнова О.А., Звягинцева В.А. Позиционирование как маркетинговый ход на современном российском рынке // Маркетинговые исследования. – 2019. – № 4. – С. 16–20
13. Тихонова Е.Г., Алексеева А.П., Свердлова Е.М. Особенности создания и развития фирменного стиля организаций, предоставляющих коммерческие спортивные услуги в России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы маркетинга и рекламы в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–58
14. Харитонова С.М., Жарикова В.В., Кучеренко А.Г. К вопросу о брендинге в современном мире // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. – С. 55–68
15. Чиркова А.А., Полозова Г.Е. Основы исследования функций и признаков фирменного стиля: современный аспект // Материалы научно-практической конференции «Экономика и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–31
16. Простоквашино. Российский бренд молочной продукции. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://company.unipack.ru/14834 (Дата обращения: 25.11.2020)