Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современное общество можно назвать обществом потребления. Каждый человек потребляет блага, фактически ничего не производя взамен. Люди пользуются природой, технологиями, при этом стараются забрать для себя как можно больше ресурсов, что разрушает не только общество, но и земной шар в целом. Именно из-за философии и психологии потребления часто можно слышать прогнозы на скорый конец света и исчезновение человечества.
В различных социальных классах, естественно, потребление происходит на разных уровнях. Чем богаче человек, чем выше его положение в обществе, тем больше он старается потреблять и меньше отдавать взамен. Это становится в последние годы серьезной социальной, психологической и экономической проблемой, пути решения которой до сих пор не найдены учеными и практиками.
Степень изученности проблемы. Вопрос о потреблении как компоненте социальной структуры современного общества рассматривался рядом ученых и исследователей. Однако надо отметить, что уровень и содержание потребления с каждым годом все более трансформируется, а, значит, необходимо искать новые пути его изучения для предотвращения социальной катастрофы.
Цель исследования – проанализировать потребление в теориях социальной стратификации.
Объект исследования – потребление.
Предмет исследования – потребление в теориях социальной стратификации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие социальной стратификации.
2. Рассмотреть социальные классы современного общества.
3. Изучить сущность и виды потребления.
4. Определить роль изучения потребления в теориях социальной стратификации.
Методы исследования: анализ научной литературы, хронологический, биографический, сравнение, обобщение, моделирование, классификация, синтез, историографический.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в данной курсовой работе подробно рассматриваются теории социальной стратификации с точки зрения анализа процесса потребления. Полученные научные данные могут быть использованы для проведения дальнейших теоретических и практических исследований в данной сфере.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие социальной стратификации
Как показывают научные исследования, социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа .
Так, страта – это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).
При этом под термином «социальная дифференциация» понимается разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение .
Согласно теории стратификации, современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.
Стратификация имеет две существенные характеристики :
1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;
2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
Различные социальные группы занимают разное по¬ложение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества .
Наиболее распространенные подходы к анализу социальной структуры общества – стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Социальная стратификация современного общества: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Алексеенко, И.М., Миротворцева, Т.И., Балакина, Е.Г. Принципы исследования типов и методов исследования социальных классов в научной литературе: психологические, социологическое и экономические теории [Текст] / И.М. Алексеенко, Т.И. Миротворцева, Е.Г. Балакина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы социологии и экономики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 17–29
3. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование социальных классов: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к сущности потребления [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Берестова, И.Т. Исследование потребления в разрезе социологических теорий на современном этапе развития российского общества [Текст] / И.Т. Берестова // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–103
6. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Потребление и проблемы его исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Социологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
7. Гордеенко, А.С., Кутейникова, И.В. Проблемы исследования роли и значения потребления в современном обществе: психологический, социальный и экономический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
8. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности современного процесса потребления [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2019. – С. 97–116
9. Гудыменко, Ю.А., Ястребинская, В.С., Крючкова, И.И. Потребление и его типы [Текст] / Ю.А. Гудыменко, В.С. Ястребинская, И.И. Крючкова // Социологическое обозрение. – 2019. – № 4. – С. 66–79
10. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов социальной стратификации в российской и зарубежной социологической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 124–135
11. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Формирование принципов исследования потребления как социально-экономического процесса [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности социальной и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
12. Колесниченко, М.И., Хвостова, Л.Д., Мирончикова, А.А. Принципы формирования социальных классов в процессе развития общества [Текст] / М.И. Колесниченко, Л.Д. Хвостова, А.А. Мирончикова // Социальные технологии. – 2020. – № 3. – С. 71–80
13. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития социальной структуры на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
14. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования потребления в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
15. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения потребления в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
16. Назарова, Г.В., Чуркин, И.М. Основные концепции социальной стратификации [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
17. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема потребления на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социологии и психологии. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–140
18. Сметанина, Е.В., Корзинин, И.И., Герасименко, О.В. Формирование и развитие социальных классов современного общества: психолого-социальные аспекты [Текст] / Е.В. Сметанина, И.И. Корзинин, О.В. Герасименко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной социологии». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 46–59
19. Смирнов, Р.А., Кручинина, Т.А. Современные принципы классификации общества как перспективное направление социологии в постсоветское время [Текст] / Р.А. Смирнов, Т.А. Кручинина // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и психологические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–26
20. Тихонова, Е.Г., Алексеева, А.П., Свердлова, Е.М. Особенности потребления в современном обществе [Текст] / Е.Г. Тихонова, А.П. Алексеева, Е.М. Свердлова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и социологии в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–59