Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время российское общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система социальных гарантий в государстве, в том числе социальной защиты.
Социальная защита включает в себя:
1) экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни;
2) механизмы, институты, инструменты реализации законодательно закрепленных гарантий, прав граждан на социально приемлемый для них уровень жизни, благосостояния
Также, в настоящее время и мировое сообщество ищет пути преодоления рецессии и медленного экономического роста. В международных докладах [32] обращается особое внимание на то, что достижение данных целей возможно путем повышения роли социальной защиты как одного из главнейших условий для устойчивого государственного развития. При этом акцентируется внимание на том, что право на социальную защиту является одним из основных и естественных прав человека. Эффективные и развитые национальные системы социального обеспечения являются мощными инструментами предоставления гарантированного дохода, предотвращения и сокращения бедности и неравенства и построения инклюзивного общества. Таким образом, они укрепляют социальную сплоченность и способствуют установлению и поддержанию социального мира. Проведенные исследования Международной организации труда (далее - МОТ) показывают, что адекватная социальная защита повышает производительность и развитие человеческого потенциала, позволяет работникам адаптироваться к изменениям и способствует объективным и инклюзивным структурным изменениям. Инвестирование в социальную защиту - это инвестирование в здоровое, продуктивное и равноправное общество [32].
Данные подходы формируют понимание необходимости усиления роли социального обеспечения граждан, особенно определения тех жизненных обстоятельств, которые требуют внимания и участия со стороны государства.
Объектом исследования является система социальной защиты Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы является структура и деятельность органов государственной власти, возникающие в связи с реализацией функции/обеспечением социальной защиты населения РФ.
Целью данной работы ставится анализ структуры и деятельности органов власти по социальной защите населения в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Исследовать нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в РФ;
• Рассмотреть значение социальной защиты и роль государства в ней;
• Изучить права граждан в области социальной защиты;
• Проанализировать проблемные аспекты социальной защиты инвалидов;
• Рассмотреть практические вопросы социальной защиты женщин;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
1.1. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в РФ
На протяжении жизни гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством государством предоставляется социальное обеспечение в связи с состоянием здоровья, трудоспособностью, возрастом, в тяжелых семейных ситуациях и иных случаях [34, с.18].
Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, помимо характеристик, связанных с отраслевой принадлежностью, в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть материальными и процессуальными.
В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, а также ответственность за несоблюдение прав и неисполнение обязанностей. Материальные правоотношения включают в себя, как известно из общей теории права, отношения имущественные и неимущественные. Материальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения, являются главным образом имущественными, поскольку субъективные права, предусматриваемые нормами данной отрасли, имеют определенное имущественное (выраженное в стоимостных показателях) содержание.
Государство, заботясь о благосостоянии населения, постоянно дополняет систему пособий новыми видами, направленными на улучшение демографической ситуации в стране, нивелирование социальных рисков и т.п., поскольку «добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения поощряются». В связи с этим в нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обеспечение, вносятся изменения и дополнения, что приводит к различному толкованию и коллизии закона в данной области права. Все это говорит о необходимости определения направлений развития законодательства в сфере социального обеспечения Российской Федерации, которые помогут определить перспективы совершенствования данного законодательства, что обеспечит гарантию конституционного права граждан на социальное обеспечение [40, с. 46].
Гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 39 определяет, что социальные пособия устанавливаются законом. К их числу относятся:
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регулирующий отношения в области предоставления пособий малообеспеченным семьям и/или одиноким гражданам;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [8], который в целях обеспечения финансовой поддержки семьи определяет правовые основы обеспечения пособиями лиц, у которых есть дети;
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [17], регулирующий отношения, связанные с выплатой пособий по безработице;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [9], который является правовой базой, закрепляющей условия, размеры и порядок предоставления ежемесячных пособий по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [10], определяющий правовые основы назначения социальных выплат на погребение.
Указанный перечень нормативных актов подтверждает разбросанность юридических норм, регулирующих выплату пособий, по правовым актам, не связанным между собой, что затрудняет их применение на практике и вызывает несогласованность данных правовых предписаний.
1.2. Сущность и структура социальной защиты населения Российской Федерации
В Конституции РФ говорится о социальном обеспечении и социальной защите (ч. 2 ст. 7; ст. 39; п. «ж» ч. 1 ст. 72), но не упоминается социальная помощь. Между тем это вовсе не означает, что социальная помощь - некое отдельное явление, не связанное с системой социальной защиты. По смыслу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ [4] социальная защита - общее понятие, объединяющее в себе разные направления, такие как:
- охрана труда граждан с установлением гарантий по минимальному размеру оплаты труда;
- охрана здоровья граждан;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- поддержка инвалидов и пожилых граждан;
- пенсионное обеспечение;
- система социальных служб, пособий и иных гарантий.
- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как видим из приведенного в Конституции РФ перечня, основная задача социальной защиты обеспечить всем гражданам без исключения хотя бы минимально комфортный уровень жизни, достойный социального государства, которым провозглашена Российская Федерация (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).
Таким образом, социальную защиту можно определить как систему мер и государственных гарантий, определяющих государственную политику Российской Федерации по обеспечению достойного уровня жизни человека и гражданина и соблюдению (защите) социальных прав и свобод граждан.
В таком широком смысле социальную защиту, как правило, понимают [47, с. 36] - как ключевое понятие, определяющее социальную функцию
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий». Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. N 44. Ст. 448.
2. Конвенция N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий». Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. N 44. Ст. 448.
3. Рекомендация N 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты». Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.
11. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
12. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
14. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
15. Федеральный закон от 29.12.2017 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 60.
16. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2014. N 49 (ч. VI). Ст. 6928.
17. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
18. Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2018, N 19, ст. 2726.
19. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
20. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2428.
21. Положение о Министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240.
22. Закон Белгородской области от 10 мая 2006 г. N 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».
23. Постановление Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. N 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области».
24. Постановление Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 11, 13.03.2000.
25. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 515 «Об утверждении Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2014. N 9.
26. Приказ Генпрокуратуры России от 23.01.2018 N 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» // Законность, N 3, 2018.
27. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2007 N 748 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом» // Здравоохранение, N 4, 2008.
28. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. N 889-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 996-О // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, N 297, 31.12.2006.
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2014.
32. Доклад о социальной защите в мире 2014/15: Обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость. М.: МОТ, 2015. С. 27.
33. Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2019. N 4. С. 34.
34. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
35. Гашенина Н.В. Перспективы модернизации системы профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. N 3. С. 147.
36. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.
37. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Монография. М.: Фонд НИПИ, 2014. С. 183 - 184.
38. Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 10.
39. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7.
40. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. С. 46.
41. Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4. С. 20.
42. Нацун Л.Н., Шабунова А.А. К вопросу об экономической цене инвалидности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. N 2. С. 171.
43. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. С. 28.
44. Новиков М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика. М.: РООИ «Перспектива», 2008. С. 56.
45. Новиков М.Л. Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах: Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. М.: РООИ «Перспектива», 2008. С. 49.
46. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. N 5. С. 27.
47. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 2. С. 36 - 42.
48. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 34.
49. Всемирный доклад об инвалидности (WHO/NMH/VIP/11.04), 2011 г.: резюме на русском языке // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения: 28.11.2020).
50. Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации (CRPD/C/RUS/CO/1) (приняты Комитетом по правам инвалидов 09.04.2018). URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 28.11.2020).
51. Проект Глобального плана ВОЗ по инвалидности на 2014 - 2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью (EB134/16), 2014 г. URL: https://www.who.int/disabilities/actionplan/ru/ (дата обращения: 28.11.2020).