Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что бесспорен тот факт, что в современных политико-правовых реалиях с присущими им динамизмом и сложностью, проблематика обеспечения функционирования поистине эффективной государственной гражданской службы занимает нишу одной из самых острых, что неслучайно, ведь именно корпус государственных служащих формирует «облик» российского государства. Поэтому вполне закономерны высокие требования к уровню профессионализма кадров, задействованных в сфере осуществления государственной власти. Несмотря на то, что российское законодательство, в частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», часто оперирует понятиями профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, и, что особо значимо для нас, аттестации, вести речь о надлежащем уровне компетентности гражданских служащих в нашей стране преждевременно.
Аттестации отведена особая роль в деле выявления соответствия государственного гражданского служащего занимаемой должности – она воплощает в себе потенциально эффективный рычаг кадровой политики государства.
Цель исследования заключается в анализе проблем аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения.
Задачи исследования
- представить понятие и виды государственной службы, ее предназначение,
- изучить взаимосвязь государственной гражданской службы и другими видами государственных и муниципальных служб РФ;
- проанализировать критерии и методы аттестации государственных служащих;
- рассмотреть актуальные проблемы аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с проблемами аттестации государственной службы в Российской Федерации.
Предметом исследования являются юридические конструкции, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих аттестацию и ее прохождение государственной службы, а также в теоретических исследованиях.
Теоретическая основа исследования: труды таких известных авторов Н.О. Куплеваский, А.В. Куянова, А.В. Лученкова, Д.Б. Миннигулова и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты.
Методологическую основу исследования составляют современные методы познания явлений и процессов правовой действительности. В процессе исследования использовались общенаучные (исторический, системный, материалистической диалектики, логический, целевой), частные (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, социологический) и другие методы исследования. Применение указанных методов позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно, выявить отдельные тенденции и сделать обобщения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список используемых источников.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды государственной службы, ее предназначение
«Государственная служба – это специфическая сфера профессиональной служебной деятельности, в которой существует регулирование правового статуса должностного лица. При этом необходимо учитывать значительное количество законодательных актов, постоянно вносить изменения в существующие документы и принимать новые. Согласно действующему законодательству государственная гражданская служба Российской Федерации – это особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной госслужбы Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации .
«Профессиональная деятельность чиновников направлена на реализацию национальных интересов, укрепление и развитие социально-государственной системы в стране» .
В научной литературе доказано, что государственная гражданская служба имеет ряд характеристик, присущих только ей как особому виду профессиональной служебной деятельности. Учет этих характеристик необходим для определения функционирования мотивационных механизмов на государственной службе. Прежде всего, следует обратить внимание на прозрачную и юридически регулируемую структуру должностей, разделенную на категории и группы. В соответствии с заместительной должностью в группе должностей должностному лицу присваивается классовое звание. Приступая к работе, государственный служащий имеет права и обязанности, установленные в соответствии с действующим законодательством. Наличие таких полномочий, как обеспечение соответствующих организационно-технических условий, регламентированное время отдыха, продвижение по службе на конкурентной основе, медицинское страхование, пенсия, является мотивацией для поступления на государственную службу .
«Должностные обязанности побуждают государственного служащего к качественной работе, тем самым повышая статус государственной службы в целом. Также одной из особенностей приема и перехода на государственную службу является обязательное соблюдение установленных законом ограничений и запретов.
Основным средством материального обеспечения государственного служащего является его денежное обеспечение, состав которого регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Но не считайте денежное содержание чиновников основным стимулом для производительного труда. Главным образом это связано с тем, что оплата труда государственных служащих в некоторых случаях ниже, чем у работников соответствующих отраслей, и не зависит от фактических результатов работы» .
Таким образом, заработная плата государственных служащих в последние годы не только перестала расти, но и уменьшилась в реальном выражении с учетом уровня инфляции.
В целом правовые нормы, направленные на повышение престижа государственной службы, можно разделить на три категории.
1. Акты о необходимости повышения престижа государственной службы в контексте административной реформы (Концепция реформирования системы государственной службы РФ, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 года №ПР-1496, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах»).
2. Акты о государственной службе как социальном институте – для граждан (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 11 августа 2016 года №403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы», Указ Президента РФ от 24 июня 2019 года №288 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»).
3. Акты о привлекательности государственной службы для профессионалов (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2017 года №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»).
Обобщенный портрет престижа государственной службы в Российской Федерации можно описать следующим образом. В целом общественность негативно оценивает государственную службу как социальный институт обслуживания населения. Граждане Российской Федерации не доверяют власти, что является одним из факторов неэффективного функционирования государственной власти.
Социальные рейтинги государственных служащих как носителей ожидаемых черт также являются очень негативными, но интересно, что они в целом выше оценок, которые сами чиновники дают относительно того, что о них думает общественность.
Наконец, потенциальные профессиональные государственные служащие считают государственную службу весьма привлекательной, однако в качестве ключевых стимулов они выделяют материальное поощрение, указывая на то, что планируют не столько служить Родине и обществу, сколько приносить личную выгоду.
В целом можно сказать, что социологический портрет престижа государственной службы в Российской Федерации далек от идеального, и в этом направлении как государству, так и гражданскому обществу предстоит колоссальная работа. Приоритетом здесь является конструктивный диалог представителей власти и общественности. Это позволит, с одной стороны, повысить уровень доверия граждан к государственной службе и государственным служащим, прозрачность и открытость государственной службы, а также позволит будущим специалистам более подробно выяснить, что такое государственная служба заключается в том, на каких принципах строится и реализуется система построения и функционирования системы государственной службы.
До сих пор была необходимость в разработке практических рекомендаций по повышению престижа государственных служащих. Разработка рекомендаций и проверка их эффективности могут использоваться в рамках различных проектов для внедрения новых подходов и методов в систему государственного управления и местного самоуправления.
В качестве основных направлений повышения престижа Госслужбы можно выделить следующие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2019. - №40. – Ст. 5488
3. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (ред. от 31.12.2020) // СЗ РФ. – 2005. – № 6. – Ст. 437.
4. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (ред. от 17.05.2022) // СЗ РФ. – 2012. – №51. – Ст. 7219.
5. Балдина А.С. Правовая основа дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2019. – № 5-6. - С. 172-174.
6. Белова Е.В. Споры, связанные с аттестацией работника // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. – 2019. – № 3. – С. 56-62.
7. Березина Е.С., Игнатьева Я.А., Камышанская А.С. Особенности системы мотивации на государственной службе // В сборнике: Евразийская экономическая конференция сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 670.
8. Вишнепольская И. Топ-7 спорных вопросов об организации аттестации // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2020. – № 5. – С. 11-14.
9. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2020. – 511 с.
10. Государственная и муниципальная служба: учебник / А.В. Кочетков и др. - М.: Юрайт, 2019 – 560 с.
11. Государственная служба и этика государственного служащего / [составители: С.А. Болтунова, Ю.О. Новикова]. - Владимир: Шерлок-пресс, 2018. – 459 с.
12. Государственная служба. Организация управленческой деятельности / В.И. Анненков и др. - М.: КноРус, 2021. – 456 с.
13. Демин А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник / А.А. Демин. - М.: Юрайт, 2019. – 436 с.
14. Евдокимов С.Л., Морозов Д.О., Розин И.В., Голубин Е.А. О механизме регулирования трудовых отношений на предприятии // Управление персоналом. - 2021. - № 17. - С. 57-62.
15. Евдокимов С.Ю. Влияние трудовых отношений на состояние экономической безопасности государства // Экономические науки. - 2019. - № 36. - С. 243-245.
16. Евдокимов С.Ю. Институционализация неформальных экономических отношений на рынке труда как фактор устойчивого развития региона (на примере Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казань, 2018. – 122 с.
17. Зудаева В.В. К вопросу о правовом регулировании льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых государственным гражданским служащим // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 43-1. - С. 28-30.
18. Киут Д.И. Правовое регулирование профессионального развития и ответственности государственных служащих // В сборнике: Право в современном мире Сборник научных статей по итогам работы II международного круглого стола. - Донецк, 2019. - С. 79-85.
19. Крицкая А.А., Кургузкина О.В., Финько Н.С. Стратегический подход к управлению кадрами на государственной службе в России // Синергия Наук. - 2019. - № 41. - С. 636-641.
20. Куракин А.В. Процедура аттестации: регламент прохождения // Государственная служба. – 2021. – №5. – С. 85-89.
21. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы / Министерство труда и социальной защиты РФ. – М., 2016. – URL: http://rk.gov.ru/file/File/Metod_instrumentarii.pdf (дата доступа: 02.09.2022).