Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современная система правоотношений развивается под влиянием изменений правовой действительности, развитием и появлением в общественной жизни новых общественных отношений, имеющих экономический, информационный, культурный, психологический, правовой характер. Изменения общественных отношений, находят отражение в определенной системе правовых норм.
Анализ системы права и ее отдельных элементов через призму системы обеспечит не только понимание внутренних свойств и связей права с другими структурными элементами системы, но и более глубокое познание сущности правовых явлений в составе системы права в целом и ее системообразующих факторов.
Степень разработанности темы исследования. Сущности системы муниципального права было посвящено большое количество научных работ в теории государства и права. Указанная тема постоянно комментируется в учебниках и учебных курсах, соответствующие разделы присутствуют в комплексных теоретических монографических исследованиях, таких авторов как: С. С. Алексеев, К. Д. Кавелин, М. Н. Марченко, Л. А. Морозова, И. А. Покровский, Г. Ф. Шершеневич и других правоведов.
Объект исследования – общественные отношения в сфере системы муниципального права.
Предмет исследования – система муниципального права.
Цель исследования – определить текущее положение отрасли муниципального права в отечественной правовой доктрине, затронув проблемные аспекты системы муниципального права.
Задачами исследования являются:
– раскрыть место и роль муниципального права в системе российского права;
– проанализировать специфику предмета и метода муниципального права;
– исследовать понятие системы муниципального права;
– охарактеризовать элементы системы муниципального права.
Методологической основой курсовой работы является система философских воззрений о познаваемости мира и различных явлений, а также комплекс общенаучных и частно-научных методов познания, в том числе формально-логический, системно-структурный методы, анализ и синтез.
Структура работы состоит из введения двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы системы муниципального права
1.1. Место и роль муниципального права в системе российского права
Муниципальное право – достаточно новое понятие для системы отечественного права. Ранее, до революции, оно все же существовало, но затем было упразднено новой властью. На сегодняшний день муниципальное право находится в стадии формирования: предстоит принять новые нормативные акты и устранить множество пробелов в отрасли права.
Результатом инициированной Президентом РФ реформы местного самоуправления стало создание в последние десятилетия действующей, хотя еще и не в полную силу, системы институтов местной власти.
Предмет любой отрасли права, в том числе муниципального, это, прежде всего, правоотношения в определенной сфере. В данном случае – это общественные отношения в сфере деятельности местных органов власти. Указанная деятельность включает порядок образования, особенности функционирования, полномочия, территориальную организацию органов местной власти, которые регламентируются, прежде всего, нормам Основного Закона страны (ст. 72, ст. ст. 131 – 133) и иными законодательными актами .
Осуществление эффективных федеративных отношений между органами различных уровней власти занимает в Российской Федерации одно из главнейших мест. При этом, многие правоведы в юридической литературе высказывают точку зрения, в соответствии с которой взаимодействие федеральных органов и органов субъектов Федерации является достаточно неоднозначным. Такое мнение во многом аргументируется постоянными попытками в последние годы провести реформы по совершенствованию связей между ними.
Система сдержек и противовесов, которая существует в России, способствует сбалансированной политической системе, отвечающей стандартам справедливости и целесообразности. Основным базовым принципом организации деятельности органов власти различных уровней выступает взаимосвязь их полномочий и основных функций. Так, функции определяют основные направления деятельности конкретного субъекта управления, а вот полномочия выражают основные средства, с помощью которых определенный субъект их реализовывает.
Помимо Основного Закона, нормативное регламентирование муниципально-правовых отношений можно состоит из например, Бюджетного кодекса , который регулирует важные положения о местном бюджете, но положения которого относятся помимо муниципального права, к финансовому праву. Еще одним не менее важным документов является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , который регламентирует особенности создания, функционирования ОМС. Нормы этого законодательного документа относятся также к административному праву.
Итак, правовые нормы муниципального права регламентируют, прежде всего, порядок создания, деятельности, ответственность, территориальный принципы ОМС, следовательно, муниципальное право по праву можно назвать комплексной отраслью. Это также обусловлено тем, что нормы муниципального права также соотносятся с нормами административного и финансового права.
Публичная отрасль права представляет собой совокупность норм, которые регулируют однородные общественные отношения, касающиеся защиты всеобщего блага, отношения, связанные с полномочиями и властной деятельностью государства, выполнением общественных целей и задач. Муниципальное право, которое во многом основывается на нормах конституционного права, регулирует общественные отношения в области публичной власти.
Поскольку публичная составляющая превалирует в общественных отношениях, регулируемых муниципальном правом, то его можно отнести к публичной отрасли, однако некоторые момента относятся к частному праву, например, механизм деятельности ОМС.
Так, Н.С. Бондарь и Т.П. Георгиева в своей работе рассмотрели признаки муниципального права, к которым отнесли :
– признак отражения непосредственных интересов местных жителей при осуществлении функций местного самоуправления. Права и свободы граждан муниципального образования не должны нарушаться, также ОМС не должны издавать нормативные акты, противоречащие закону,
– признак законной деятельности ОМС только в границах муниципального образования, поскольку муниципальное право регламентирует общественные отношения только в области функционирования местных органов власти.
В научном сообществе до сих пор ученые спорят о месте муниципального права в системе российского права. Ими, в частности, выделяются две точки зрения:
1) это подотрасль российского права. Так, например, некоторые авторы относят муниципальное право к отрасли конституционного права. При этом, по их мнению, предмет муниципального права уже, чем конституционного, поскольку предмет муниципального права входит в предмет конституционного права. В этой связи можно говорить о подотраслевом характере муниципального права,
2) это комплексная отрасль российского права, так как нормы муниципального права взаимосвязаны, как нами ранее указывалось, с другими нормами отраслей права, в частности, с финансовым правом (в части финансового обеспечения ОМС), конституционным, гражданским и т.д.
Обе точки зрения имеют место быть, поскольку они имеют доказательную основу и четко обоснованы авторами. Особенно это видно при анализе предмета муниципального права .
Одновременно укажем, что нормы муниципального праву соотносятся с нормами других отраслей права .
Таким образом, в заключение параграфа отметим, что муниципальное право тесно взаимодействует со многими другими отраслями права. Муниципальный закон должен действовать в качестве связующего звена для изучения большинства областей права или законодательства.
Муниципальное право относится публичному праву. Взаимосвязь данных компонентов обусловлена социальными, политическими, экономическими и историческими факторами, является выражением современного ей государства и в согласованности и непротиворечивости, что характеризует целостное единство системы. Система права отражает потребность государства упорядочить социально-значимые общественные отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
4. Андреева Л.А. Актуальные регулирования публичных и частных муниципальных правоотношений // Актуальные проблемы частного и публичного права. Материалы межвузовской научно-практической конференции (к юбилею доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника Высшей школы Российской Федерации Игнатьевой Светланы Викторовны). 2018. С. 310-314.
5. Бондарь Н.С., Георгиева Т.П. Муниципальное право в российской правовой системе (в свете конституционных новелл 2020 года) // Спутник высшей школы. 2022. № 2 (7). С. 39-57.
6. Бочарова Д.Д., Паулов П.А. Место муниципального права в системе российского права // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 142-144.
7. Бязрова К.П., Баликоева Л.М. Сущность муниципально-правовых отношений и эволюция их развития // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 45. С. 1518-1522.
8. Бялкина Т.М. О некоторых актуальных вопросах муниципального права как отрасли российского права // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 4 (39). С. 45-63.
9. Вешникова Н.А., Корнеева Д.И. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Студенческая наука – взгляд в будущее. Материалы ХV Всероссийской студенческой научной конференции. 2020. С. 12-15.
10. Гудков К.С. Место и роль муниципального права в системе российского права // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 8 (20). С. 66-71.
11. Забелина Е. П. Муниципальный процесс: монография. М., 2019. 418 с.
12. Забелина Е.П. Механизм правового регулирования муниципального процесса // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 7 (152). С. 36-44.
13. Зырянова Н.В. Современные проблемы и перспективы развития системы государственного, муниципального управления и права // Инновационные подходы в современной науке. Сборник статей по материалам LVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 157-161.
14. Киселева О.А. Муниципальные юридические нормы и муниципальные правоотношения // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов XV научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 67-70.
15. Косенко О.А., Шарафутдинов И.Х. Муниципальное право как наука // Научные исследования, разработки и практические внедрения: материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ставрополь, 2022. С. 305-307.
16. Костюков А.Н. Система муниципального права как отрасли российского права // Местное право. 2002. № 5-6. С. 35-52.
17. Костюков А.Н. Система муниципального права как отрасли российского права // Местное право. 2002. № 5-6. С. 35-52.
18. Максимова В.С. Понятие муниципального права: подходы к определению // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-3 (51). С. 166-170.
19. Минакова И.Н., Канищева Е.М., Михайлова О.В. Правовые основы муниципального управления // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. 2019. С. 253-258.
20. Резер Т.М. Правовое обеспечение государственного и муниципального управленияᱹ Екатеринбург: Издво Уралᱹ н-та, 2019. 116 с.
21. Сергеева А.С. Муниципальное право как отрасль науки и учебная дисциплина // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов XV научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 116-119.