Фрагмент для ознакомления
2
Одним из структурных элементов в организации управления территорией государства является местное самоуправление.
Местное самоуправление в Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его традиций, в том числе исторических, которая признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Несмотря на то, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного управления, все же оно не имеет четко определенных понятий. Подтверждением этому является огромное число публикаций, посвященных данной теме. В то же время четкое и юридические верное определение понятия «местное самоуправление» имеет принципиальное значение для всей российской нормативной базы, связанной с вопросами местного значения .
Многие юристы конца 20 века отмечали, что природу местного самоуправления достаточно сложно определить, так как непросто выделить и дела местного значения в системе государственных дел. Иными словами, местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы не только государственного, но и общественного образования.
Для того, чтобы верно определить природу местного самоуправления, следует обратить к нормам международного права.
В 1985 году была принята Европейская хартия местного самоуправления, которая обобщила европейский и мировой опыт, устранила пробелы в нормативах относительного местного самоуправления. Российская Федерация, став членом Совета Европы, в 1996 г. подписала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым признавая ее демократические принципы и необходимость децентрализации власти с целью построения демократического правового государства. С 1 сентября 1998 г. положения Хартии вступили в силу и на территории Российской Федерации.
Нормативные преобразования в части организации местного самоуправления можно представить следующим образом: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его традиций, в том числе исторических, которая признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Несмотря на то, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного управления, все же оно не имеет четко определенных понятий. Подтверждением этому является огромное число публикаций, посвященных данной теме. В то же время четкое и юридические верное определение понятия «местное самоуправление» имеет принципиальное значение для всей российской нормативной базы, связанной с вопросами местного значения .
Европейская хартия местного самоуправления в ст. 2 гласит, что принципы местного самоуправления должны быть признаны в законодательстве страны и, где это осуществимо, в конституции.
П.А. Паулов и О.А. Середкина принципы местного самоуправления характеризуют как обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами .
Исходя из определения, данного в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» И.И. Мозженко называет такие принципы местного самоуправления как: самостоятельность принятия решений по вопросам местного значения населением; организационное обособление органов местного самоуправления во всей совокупности государственных органов; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам .
О.Н. Петрова разделила точку зрения И.И. Мозженко и расширила указанный выше перечень следующими принципами: признание местного самоуправления демократическим институтом, гарантированность местного самоуправления; законность; гласность и учет общественного мнения; сочетание местных и государственных интересов .
П.А. Паулов и О.А. Середкина, анализируя систему органов местного самоуправления, выделили следующие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления: принцип народовластия, принципы территориальные, принципы организационные, принцип финансово-экономических основ, принцип наличия гарантий местного самоуправления и другие . Иными словами, к принципам организации и деятельности органов местного самоуправления авторы относят неограниченный круг принципов, где к «другим» принципам можно отнести все принципы, что присущи государству в целом куда в категорию «и другие вопросы» можно отнести все что угодно – и принципы, присущие государству, и функции местного самоуправления и т. п.
Основываясь на приведенных положениях различных ученых в области муниципального права, можно в общей сложности выделить более полусотни принципов организации и деятельности местного самоуправления. К ним можно отнести помимо названных принципов также такие как принцип коллегиальности, плановости, объективности, дифференциации и фиксации функций, принцип научности, принцип использования местных традиций и обычаев, принцип гарантированности государством судебной защиты, принцип гуманизма, принцип равноправия и другие.
Большое внимание рассмотрению принципов организации и деятельности органов местного самоуправления уделила А.В. Елькина . Она придерживалась точки зрения, согласно которой все рассматриваемые принципы следует группировать в соответствии со структурным построением Конституции Российской Федерации. Перечислим принципы организации и деятельности органов местного самоуправления в России, которые выделила автор:
– принцип сочетания представительной демократии с формами непосредственного выражения власти народа;
– принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;
– принцип организационной автономии органов местного самоуправления от органов государственной власти;
– принцип гарантированности деятельности местного самоуправления;
– принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.
В целом, анализируя современное российское законодательство в области местного самоуправления, можно заключить, что в России в полной мере и на должном уровне уделено внимание нормативному закреплению функционирования местного самоуправления. При этом нормы Европейской хартии местного самоуправления определяют только направление для построения местного самоуправления, оставляя государствам, ратифицировавшим ее, свободу действий при реализации закрепленных в ней норм .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (изм. от 01 июля 2020 г.) // Неофиц. ист.: Справочно-правовая система «Косультант Плюс».
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
4. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 13. – Ст. 1177.
5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 48. – Ст. 5711.
6. Распоряжение Правительства Иркутской области от 24.02.2012 № 66-РП «О мерах по недопущению необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Иркутской области в 2012 году» // Областная. 2012. 29 февр. (№ 21).
7. Борисов А.Н. Комментарии к Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: монография. – М.: Деловой двор, 2018. – 784 с.
8. Вантеева Н.В. Недостатки в системе законодательства о местном самоуправлении // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 61-64.
9. Вахитова Г.Р., Суфянова Е.З. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенция // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: сборник научных статей по итогам работы методологических семинаров и студенческого научного кружка «Проблемы государственной власти и местного самоуправления». Отв. ред. Наталья Николаевна Бойко. – Стерлитамак, 2018. – С. 107-110.
10. Владимирова С.В., Копцев С.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию муниципального образования // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). – С. 27-30.
11. Довлетмурзаева М.А., Касумова З.Р. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ // Финансовая экономика. – 2018. – № 6. – С. 1067-1070.
12. Елькина А.В Органы местного самоуправления – элемент системы местного самоуправления: общая характеристика // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
13. Игнатов В.Г. Местное самоуправление. – М.: Феникс, 2017. – 480 с.
14. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М.: Флинта, Наука, 2017. – 418 с.
15. Карасев А.Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2015. – № 4. – С. 85-88.
16. Крохалев Я.В. Сущность управления региональными электрическими сетями // Научный альманах. – 2019. – № 8-1 (58). – С. 28-32.
17. Лагунов Я.П., Лагунова Т.П. Местное самоуправление: структура органов местного самоуправления, оценка эффективности их деятельности // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2017. – № 4. – С. 84-86.
18. Мозженко И.И. Предложения по систематизации законодательства о местном самоуправлении // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 1. – С. 30.
19. Намханова М.В., Загайная Т.В. Управление комплексным развитием сферы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. – 2018. – С. 485-487.
20. Нерозник В.С., Климовских Н.В. Организация предоставления муниципальных услуг в сфере ЖКХ // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 12 (29). – С. 446-448.
21. Павлов Н.В., Волошин С.С. Система правового регулирования компетенции органов местного самоуправления // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 158-161.
22. Паулов П.А., Середкина О.А. Структурирование местного самоуправления в РФ как субъекта муниципального права // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 35.
23. Петрова О.Н Факторы, влияющие на исполнение законодательства о местном самоуправлении // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 5-6. – С. 269.
24. Пешин Н.Л. Местное самоуправление: реформа ЖКХ и задачи благоустройства территории // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2018. – № 1. – С. 54-73.
25. Родина Ю.Е., Леонова Л.Б., Леонов Р.А. Госудаственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства: понятие, проблемы и перспективы в России // Актуальные вопросы современной науки. сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 70-79.
26. Толстов А.С., Германов А.В., Абросимова М.С. Взаимоотношения местных органов власти с организациями жилищно-коммунального комплекса // Экономика и управление АПК региона: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 190-194.
27. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. – 3-е изд. – М., 1975. – 753 с.
28. В Подмосковье завершился первый этап крупнейшего проекта ГЧП по модернизации системы теплоснабжения - https://news.myseldon.com/ru/news/index/177444890 (дата обращения: 03.12.2020).
29. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области - https://energy.midural.ru/napravleniya-deyatelnosti/zhkh/modernizatsiya-i-reformirovanie-zhkkh/samoregulirovanie-upravlyayushhih-kompanij-v-mo/ (дата обращения: 02.12.2020).
30. Управление жилищного и коммунального хозяйства - https://екатеринбург.рф/официально/власть?item=1178 (дата обращения: 02.12.2020).