Фрагмент для ознакомления
2
Фельдшер -– это слово немецкого происхождения, в переводе обозначает «полевой врач[9].
Профессия фельдшер («полевой брадобрей, цирюльник, хирург») появилась в средние века в Германии. Тогда так называли человека, оказывающего медицинскую помощь на поле сражения во время войн.
Впервые скорая помощь, как самостоятельное учреждение появилось в 1781 году, после пожара в венском театре комической оперы. Тогда сотни пострадавших лежали перед театром на снегу и больше суток не могли получить никакой медицинской помощи, хотя в то время Вена имела много первоклассных клиник. Вся эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося тогда на месте профессора – хирурга Рамира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы.
На следующий же день доктор приступил к созданию добровольного Венского спасательного общества, и уже в первый год своего существования станция оказала помощь нескольким тысячам человек.
Вскоре, подобно Венской, появились станции в Берлине, Лондоне. Их деятельность была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в целом ряде городов стали возникать подобные станции.
В Москве две первые кареты скорой помощи появились в 1898 году. Первые годы своего существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Только четверть века спустя был организован пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому[8].
В XVIII веке в России не было отечественных лекарей. Но с созданием регулярной армии возникла потребность в лекарях, и по указу Петра I в 1706 г. при Московском военном госпитале была учреждена первая госпитальная школа. В первых медицинских школах России фельдшерское образование было неотделимо от врачебного. Через 2-3 года успевающие ученики получали звание подлекаря, а ещё через 1-2 года – лекаря.
В виду большой нужды армии в фельдшерах правительство разрешило их подготовку при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, и в августе 1741 г. более чем за 100 лет до учреждения первой общины сестёр милосердия, 10 грамотных мальчиков начали обучаться «подлекарскому искусству».
Это событие и стало началом профессиональной подготовки фельдшеров в России. Следует отметить, что подлекарями выпускались только хорошие ученики. Тех же, кто не отличался особыми успехами в учении или был замечен в «буйном» поведении, отчисляли и направляли в полки цирюльниками[12].
По существу, подлекари и были ротными фельдшерами. Платили им весьма плохо, но они получали казенное жилище, бесплатное питание и обмундирование. Обучение длилось 3 года, после чего фельдшеров направляли в помощь лекарям в войска.
Отношение к фельдшерам всегда оставалось неоднозначным: вся история их деятельности – это чередование признания и высокой оценки с резкой критикой, вплоть до отказа от подготовки этих специалистов вообще. Было немало попыток заменить слово «фельдшер» другими названиями, например, «лекпом», «помврача», «медтехник». Но ни одно из них не прижилось, а вот название «фельдшер» оказалось живучим, и здравствует по сей день.
Функциональные обязанности фельдшера многогранны (см. приложение 1) В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации N23 от 22 января 2013 г. "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (в редакции от 23 сентября 2014 г. N 970), Общероссийская общественная организация "Ассоциация медицинских сестёр России" (РАМС) является ответственным разработчиком проекта профессионального стандарта "Специалист в области лечебного дела (фельдшер)".
1.2. Обязанности фельдшера в СПО
Фельдшер, медицинская сестра здравпункта при высшем или средне-специальном учебном заведении непосредственно подчиняется заведующему отделением, а при его отсутствии - заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической службе.
Для выполнения своих функций фельдшер, медицинская сестра здравпункта при высшем или средне-специальном учебном заведении обязаны:
1. Осуществлять руководство работой персонала здравпункта.
2. Рационально организовывать работу сотрудников, внедряя элементы научной организации труда.
3. Проводить амбулаторный приём студентов в соответствии с графиком работы.
4. Обеспечивать своевременную диагностику заболеваний, квалифицированное лечение больных студентов.
5. Оказывать экстренную медицинскую помощь больным при острых состояниях, травмах и отравлениях.
6. Проводить профилактические осмотры студентов в соответствии с Приказами и методическими рекомендациями М3 РФ и УР[22].
Подготовить перед приёмом врача-терапевта рабочее место, контролируя наличие необходимого медицинского инструментария и оборудования. Своевременно обрабатывать инструментарий, менять дезрастворы согласно инструкции. Оформлять статистический талон амбулаторного пациента (ф.025/у-12) и своевременно сдавать их в отдел медицинской статистики.
Измерять пациентам артериальное давление, проводить термометрию и другие медицинские манипуляции.
Объяснять больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным исследованиям и где они проводятся.
Выполнять по назначению врачей-специалистов медицинские манипуляции (инъекции п/к, в/м, в/в), забор материалов для бактериологических и биохимических и клинических исследований[4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Теория и практика сестринского дела [Текст] : учеб. пособие. В 2 т. Т. 2. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. - Москва : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2018. - 889 с. : ил.
2. Айзятова, Е. В. Самооценка сестринским персоналом уровня знаний по обеспечению профессиональной безопасности на рабочем месте [Текст] / Е. В. Айзятова, Л. А. Богомолова, Л. А. Карасева // Медсестра. - 2017. - № 2. - С. 14-18.
3. Аттестация фельдшера на квалификационную категорию [Текст] // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 1. - С. 73-74.
4. Ивлева, Н. В. Подготовка фельдшеров: развитие диагностического мышления [Текст] / Н. В. Ивлева // Сестринское дело. - 2017. - № 1. - С. 21-22.
5. Квалификационные требования к фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи [Текст] // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 2. - С. 79-82.
6. Кудрявцева, Л. Г. Водоснабжение ФАПов [Текст] / Л. Г. Кудрявцева // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 1. - С. 77-78.
7. Кузнецов, П. П. Электронное здравоохранение в сельских районах: чем оборудовать ФАПы [Текст] / П. П. Кузнецов, О. В. Симаков // Здравоохранение. - 2016. - № 11. - С. 108-111.
8. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии [Текст] : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под общ. ред. В. В. Морозова. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 734 с. : ил. - (Среднее мед. образование).
9. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Текст] : учебник / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 512 с. : ил.
10. Мухина, С. А.Теоретические основы сестринского дела [Текст] : учебник / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 368 с. : ил.
11. Николаева, Е. В. Изменения номенклатуры медицинских организаций. Куда исчезли ФАПы? [Текст] / Е. В. Николаева // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 8. - С. 6-11.
12. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. З. Кучеренко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 560 с.
13. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Широкова [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
14. Островская, И. В. Основы сестринского дела [Текст] : учебник / И. В. Островская, Н. В. Широкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 320 с.
15. Повышение квалификации старших фельдшеров [Текст] // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 1. - С. 75-76.
16. Подольская М.Н. Профессиональная роль фельдшера в современной России. Волгоград. 2012.
17. Подольская М.Н. Результаты исследования уровня физического и психического здоровья студентов ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 1, Волгоград» / М.В.Дегтяренко, М.Н.Подольская, Г.Е.Генералов // Состояние здоровья студентов медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования, пути его укрепления. Уфа. 2012
18. Подольская М.Н. Социологический мониторинг удовлетворенности населения оказанием фельдшерской помощи. Волгоград. 2013– 1 п.л.
19. Подольская М.Н. Формирование мотивации к профессии фельдшера у студентов специальности «Лечебное дело» // Гуманизациясетсринского дела: наука, образование, практика. Архангельск: Издательство Северного государственного медицинского университета. 2011.
20. Программу "Земский фельдшер" предлагают сделать всероссийской [Текст] // Сестринское дело. - 2017. - № 2. - С. 7.
21. Работодатель обязался выплатить фельдшерам скорой помощи 15 млн. рублей [Текст] // Сестринское дело. - 2016. - № 3. - С. 8.
22. Руководство для средних медицинских работников [Текст] / гл. ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева ; МЗ РФ, АСМОК. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 976 с. : ил. - (Нац. проект "Здоровье").
23. Свешников, К. А. Тактика при физиологических родах на этапе скорой помощи: порядок действий фельдшера [Текст] / К. А. Свешников, Д. Б. Якушев // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 10. - С. 52-57.
24. Севостьянова, Н. Г. Сестринское дело в педиатрии [Текст] : учеб. пособие . В 2 т. Т. 1. / Н. Г. Севостьянова ; Минздравсоцразвития РФ, ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава". - Москва : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2018. - 640 с. : фот.
25. Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст] : учеб. пособие / Э. В. Смолева ; под общ. ред. Б. В. Кабарухина. - изд. 19-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 475 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
26. Современная организация сестринского дела [Текст] : учеб. пособие / под ред. З. Е. Сопиной. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 576 с. : табл.
27. Теория и практика сестринского дела [Текст] : учеб. пособие . В 2 т. Т. 1. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. - Москва : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2018. - 800 с. : ил.
28. Хетагурова, А. К. Роль фельдшерско-акушерских пунктов в организации медицинской помощи женщинам фертильного возраста, проживающим в сельской местности [Текст] / А. К. Хетагурова, И. Х. Байсултанов, А. С. Гараева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2017. - № 5-6. - С. 55-59.
29. Чиж, И. М. Дискуссия о программе подготовки военных фельдшеров в России в последней четверти XIX в. [Текст] / И. М. Чиж, И. В. Карпенко, М. С. Сергеева // Военно-медицинский журнал. - 2017. - № 2. - С. 75-76.
30. Шипова, В. М. Фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты: новые функции и штаты [Текст] / В. М. Шипова // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2016. - № 2. - С. 16-22.
31. Якушев, Д. Б. Дежурство бригады СМП на массовых мероприятиях. Что должен знать фельдшер [Текст] / Д. Б. Якушев, К. А. Свешников // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 7. - С. 51-56.