Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность моей работы состоит в том, что качество продукции имеет многоаспектный характер. В условиях рынка оно является основным фактором конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Продукция, являясь результатом научно-технического прогресса, обладает свойством, позволяющим удовлетворять на определенном научно-техническом уровне потребности перерабатывающих отраслей в машинах и оборудовании. Возрастающее значение стабильности производства и необходимость детальной проработки вопросов, связанных с идентификацией резервов проектирования процессов повышения качества продукции.
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Степень разработанности проблемы. Исследуемые вопросы затрагивались в той или иной степени в ряде научных работ по маркетингу и менеджменту. Это, прежде всего, труды известных зарубежных специалистов: И.М. Лифиц, Дж.Р.Эванс, а также работы отечественных ученых: Р.И. Бунева, А.И. Гаврилова, Н.Б. Клишевич и др.
Объектом исследования является предприятие ООО «Вимм-Билль-Данн».
Предметом данной работы является система качества продукции на предприятии ООО «Вимм-Билль-Данн».
Цель исследования – рассмотреть качество продукции предприятий: управление и пути повышения.
Задачи исследования:
рассмотреть понятия качество продукции и виды качество;
выявить систему качества продукции;
изучить экономическую проблему качества;
определить оценку качества предприятий ООО «Вимм-Билль-Данн»;
определить направление повышение качества продукций на предприятиях.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме; методы статистической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют и развивают научные основы теории поведения потребителей, что создает научную базу для разработки методических положений, касающихся выявления факторов и измерения меры их влияния на восприятие цен потребителями.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Качество как экономическая категория и объект управления
1.1 Понятия качество продукции и виды качество
Качество продукции – это чуть ли не самый важный маркетинговый инструмент. Производитель, который думает задержаться на рынке, должен позаботиться о качестве своей продукции.
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под качеством можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых продукция или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». Автор подчеркивает, что качество продукции или услуги определяет никто иной как потребитель. Некоторые отечественные специалисты качество продукции определяют зеркалом научно - технического прогресса. Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичным показателем продукции, принятой в качестве базовой для сравнения [9, с. 57].
По мнению Дж. Ван Етингера и Дж. Ситтинга, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель будет группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество -величина измеримая и, следовательно, несоответствие товара предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через постоянную меру, которой, конечно, есть деньги [11, с. 20].
Так, В. Яковлева под качеством продукции понимает «соответствие свойств предмета целевому назначению, а также определенному уровню требований, определяемым общим состоянием развития техники и запросами потребителя». Коллектив авторов монографии «Право и качество продукции» под термином «качество продукции» понимает уровень соответствия ее технико-экономических свойств специальным требованиям, получили юридическое оформление в соответствующих правовых актах [23, с. 47].
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества.
Показатель качества – это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке. С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции: использование современных технологий; уровень производства, который обеспечивается компанией; качество применяемого оборудования; характеристики используемых материалов и комплектующих; квалификация сотрудников; организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников); интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы (Рис.1)[12, с. 20].
Рис.1. Показатели и признаки качества промышленной продукции
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные.
Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования (Рис.2):
1. Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
2. Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
3. Обобщенные. Оценивают совокупность объектов [19, с. 147].
Рис.2. Классификация показателей качества
Показатели можно классифицировать по группам:
1. Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
2. Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
3. Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
4. Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
5. Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено [8, с. 138].
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
1. До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
2. После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
3. На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле. Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период. Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство. Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы. На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж. Теперь показатели качества продукции – это предмет точного измерения [4, с. 39].
По потребительским свойствам. Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции. Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные, к этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры. Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья. Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат (Рис.3) [1, с. 200].
Рис.3. Показатели качества продукции
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки. При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение [13, с. 74].
По количеству характеризуемых свойств. При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам [10, с. 235].
Таким образом, при определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные.
1.2 Система качество продукции
Система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качества. Общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а так же осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества , управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управление ими на предприятии осуществляется руководителем предприятия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, М.В. Экономический и маркетинговый анализ в системе обеспечения экономической безопасности предприятия и его совершенствование: Монография. / М.В. Алябьева. - М.: Русайнс, 2018. - 336 c.
2. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография. / Ю.К. Баженов. – М.: Инфра–М, 2015. – 239 с.
3. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. / М.И. Баканов.– М.: Экономика, 2016. – 390 с.
4. Бекетов, Н.В. Формирование маркетинговой стратегии фирмы с учетом поведения потребителей / Н.В. Бекетов // Консультант директора. - 2015. - № 8. – С. 38-44.
5. Беспалов, М.В. Вид деятельности – розничная торговля / М.В. Беспалов // Налоговая политика и практика. – 2015. – № 1. – С. 19–21.
6. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2019. - 368 c.
7. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения. / А.В. Гукова. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 184 c.
8. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2015. – 697 с.
9. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью. / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2015. – 687 с.
10. Денисова, Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли. / Н.И. Денисова.– М.: Магистр, 2015. – 480 с.
11. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.
12. Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей. / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2016. - 176 c.
13. Иванов, Г.Г. Экономика организации (торговля): Уч. / Г.Г. Иванов. - М.: Форум, 2018. - 192 c.
14. Компания ООО «Вим-Билль-Данн» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wbd.ru/contacts/
15. Краснова, Л.Н. Экономика предприятий: Учебное пособие / Л.Н. Краснова, С.Е. Гинзбург, Р.Р. Садыкова. - М.: Инфра-М, 2017. - 176 c.
16. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте. / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 c.
17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2019. - 224 c.
18. Левчаев, П.А. Финансы корпораций и оценка стоимости: Учебное пособие. / П.А. Лавчев. - М.: Инфра-М, 2019. - 157 c.
19. Ляшко, Д.Д. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник. / Д.Д. Ляшко.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015. - 660с.
20. Николаева, Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Т.И. Николаева; под ред. Н.Р. Егорова. - М.: КноРус, 2017. - 224 c.
21. Пустынникова, Е.В. Экономика предприятий общественного питания: Учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
22. Рябков, О.А. Сравнительный маркетинг-менеджмент. / О.А. Рябков. - М.: Русайнс, 2017. - 192 c
23. Самсонов, В.С. Экономика предприятий и отрасли: Учебник / В.С. Самсонов. - М.: Academia, 2018. - 104 c.
24. Савельева, И.П. Маркетинговые факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики компании / И.П. Савельева // Наука без границ. 2017. № 6(11). – С. 5-8.
25. Силин, А.В. Анализ методов оценки конкурентоспособности торговых предприятий / А.В. Силин // Экономика и социум. 2017. № 4. – С. 1239-1248.