Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня мир представляет собой единую, динамично развивающуюся систему, в которой ни одно государство не может существовать отдельно от мирового сообщества. Это становится с каждым годом так очевидно, даже если недооценивать объективные тенденции глобализации и ее роль в объединении международных отношений и скептические относиться к перспективе установления сбалансированных культурных и цивилизационных коммуникаций в масштабе планеты. Одновременно с этим становится очевидным, что общность всей структуры уже определяется ходом развития самой истории.
Человечество уже в прошлом столетии прошло через две войны, а после – через холодную. Сейчас наблюдается состояние разрозненности, балансирование на грани войны и мира. Причина тому – не только в том, что разных регионах мира периодически и регулярно создаются военные образования, где конфликты то возобновляются, то затихают, и не в том, что в регионах часто идут локальные войны с применением всех видов оружия, за исключением ядерного, химического и бактериологического. Такое положение в мире всегда было и остается практически правилом. Но за последние десятилетия ситуация трансформируется в сторону усиления напряженности внутри государств и между национальными государствами и их объединениями
Для состояния обществ ХХ-XXI вв. характерны ускоряющаяся и усложняющаяся социокультурная динамика, принимающая характер «текучести» , формирование социальных отношений преимущественно по сетевому принципу. В этой новой социальной реальности возникли рефлексивные институциональные структуры. Если в эпоху индустриального модерна структура была «внешней» по отношению к индивиду, социальным фактом, «навязывала» ему «способы мышления и чувствования» определенного поведения , то, как утверждает Э. Гидденс, она и «внешний», и «внутренний» фактор, который «не только принуждает, но и дает возможности» людям, будучи своего рода «отпечатками» в их памяти и проявляясь в социальной практике .
В связи с ростом числа акторов на международной арене, производящих и распространяющих информацию во многих госорганах создают структуры, занимающиеся внешними связями. По мнению У. Бека, начался процесс космополитизации международных отношений, ведущий к радикальной трансформации социального и национального; деинституализации существующих реалий, включая государства и международные отношения, способствуя распространению практик рефлексивности государственных и негосударственных агентов . Дипломатическая служба как политический институт рефлексирует на многие параметры изменений среды посредством технической и структурно-функциональной модернизации.
Целью данной работы является рассмотрение личности Раймона Арона как теоретика дипломатики - стратегического подхода к международным отношениям.
Задачи:
- описать биографию Р. Арона;
- рассмотреть основные положения теории международных отношений Р. Арона;
- проанализировать точку зрения Арона на ведение военных действий;
- изучить политику как явление, с точки зрения Арона;
- проанализировать режимы тоталитаризма и демократии в концепции Арона.
Глава 1 Краткая биография Р. Арона и его основные идеи
1.1 Биография Р. Арона
Р. Арон родился в 1905 г. Рамбервиллере, Лотарингия. Детство его прошло во время первой мировой войны. С 24 по 28 гг. прошлого столетия Арон учился в Высшей нормальной школе. На Арона повлияли труды профессора Алена и Леона Брюнсвик. Брюнсвик являлся научным руководителем диплома Арона по кантовской философии. Брюнсвик являлся представителем критицизма и позитивизма, и оказал огромное влияние на своего подопечного .
Закончив обучение, Арон переехал в Германию. С 30-х годов он начинает преподавать в университете в Кельне. С 33 года – работает преподавателем в Берлинском университете. Параллельно Арон изучает литературу в библиотеках Германии, осуществляет знакомство с философией Германии, наблюдает бурное развитие событий в политической жизни страны.
Арон выступал против нацизма. Это происходило не только потому, что он был евреем. Он выступал против этого режима, который стирал различия между людьми и поведении и мышлении. В этой же стране он знакомится с феноменологией Гуссерля, произведениями Хайдеггера, М. Вебера, читает психоанализ.
В 1939 г. Арон назначается профессором социальной философии в Тулузском университете.
Когда же нацисты оккупировали французскую территорию, Арон переехал в Лондон и стал принимать участие в редактировании журнала «Свободная Франция». Долгие военные годы он публиковал действительное положение дел во Франции – «Французскую хронику». После освобождения страны Арон возвращается во Францию. Теперь он – политический обозреватель влиятельного издания «Фигаро» (1947-1977).
Рисунок 1 – Раймон Арон
В 1955 г. Арон является руководителем кафедры социологии в Сорбонне, до 1967 года. После он управляет Высшей практической школой. С того же времени он исследует социальную сферу .
С конца 70-х г. Арон является сотрудником журнала «Экспресс», а в 1981 году он становится президентом комитета редакции этого журнала.
В 1978 г. Арон вместе со своими единомышленниками создает «Коммантер» - журнал, который являлся специфической социальной лабораторией, где исследовались процессы в обществе и политике. Арон входил в состав Экономического и социального совета Четвертой и Пятой республик.
В 1963 г. Арона избрали членом академии искусств и наук. Арон являлся почетным доктором Гарвардского, Базельского, Брюссельского университетов, почетным членом американской Академии искусств и наук. С 1962 г. он вице-президент Всемирной социологической ассоциации.
Умер он в Париже в 1983 г.
1.2 Основные положения теории международных отношений Р. Арона
Международные отношения, по мнению Арона, представляются отношениями между единицами политики. Этот термин включает в себя греческие полисы, римскую и египетскую империи, монархии Европы, республики буржуазного характера, демократии. Сущность международных отношений – это отношения между странами. Это, к примеру, договоры между ними.
Отношения между государствами выражаются в определенном поведенческом сценарии символических персонажей – дипломата и солдата. По мнению Арона, два, и только два человека действуют не просто как члены, а как представители социумов, к которым они принадлежат. Так, посол при исполнении своих функций – это единица политики, от имени которой он выступает. Солдат на поле битвы – это также единица политики, от имени которой он убивает себе подобного .
Другими словами, международные отношения в своей сути включают альтернативу мира и войны.
Арон описывает эти
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Г. И. Семенова. - Москва: Текст 1993
2) Арон Р. Мир и война между народами.- М: NOTA BENE, 2000.
3) Арон Р. Пристрастный зритель / пер. с фр. под ред. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. 416 с.
4) Арон Р. Мир и война между народами -M.: NOTA BENE Год: 2000
5) Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект, 2003
6) Гуревич П. Философ в социологии, социолог в философии»// Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993.
7) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.:Наука, 1991
8) Ерохов И. А. Человеческое и политическое: философия Ханны Арендт//Алексеева Т. А.(ред.). Политическое как проблема: очерки политической философии XX века. - М.: Идея-Пресс. , 2014
9) Исаев С. А. Алексис Токвиль и Америка его времени / С. А. Исаев. – СПб.: Наука, 1993. – 141 с.Йоас Х., Кнёбль В. Социальная теория. 20 вводных лекций / пер. с нем. К. Г. Тимофеевой. СПб.: Алетейя, 2011. 840 c
10) Трофимов С.В. «Раймон Арон - философ многоликой свободы»// Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике. М., 2002.
11) Федотова В. Г., Федотова Н. Н., Чугров С. В. Культура, институты, политика. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 143-156.
12) Цыганков П.А. Международные отношения М. 2016 г. стр. 33-38
13) Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. - М.: Новое литературное обозрение, 2013
14) Bauman Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press., 2007.
15) Beck U. Cosmopolitan Version. Cambridge: Polity Press., 2007.