Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На рубеже ХIХ-XX веков перед русским изобразительным искусством возник ряд проблем, требовавших разрешения как с исторической, так и с эстетической точки зрения. Социальные потрясения начала ХХ века по требовали выработки художественного языка, который смог бы в полной мере отразить поиски нравственных идеалов, тончайшие движения человеческой души в социальном пространстве эпохи.
Эта сложная историческая обстановка во многом определила особенности развития портретного творчества В.А. Серова, особого, неравнодушного отношения к портрету.
Юсуповский цикл дает представление о тех высотах художественного мастерства, которых достиг художник в искусстве портрета. Портреты юсуповского цикла отличает психологическая проницательность, глубина мировоззрения, значительность и тонкость подтекстовой иносказательной характеристики, изящное решение проблем композиции, формы, стиля.
Особое внимание Г.С. Арбузов уделяет художественному образованию Серова, его отношениям с учителями (И. Е. Репиным, П. П. Чистяковым) и с коллегами и друзьями (К.А. Коровиным и М.А. Врубелем).
Нельзя не отметить, как автор акцентирует внимание на воздействии зарубежного искусства на В.А. Серова. Например, говоря о пребывании молодого художника в Мюнхене в 1885 году, автор рассказывает о влиянии пейзажной живописи голландских художников XVII века - «Их реализм, необычайная свежесть, тем и «современность» самого подхода к изображению природы произвели на него сильное впечатление и придали уверенность в самостоятельной работе» . Влияние голландских живописцев проявилось в немногочисленных пейзажах - «Волы» (1885, ГТГ), «Осенний вечер в Домотканово» (1886, ГТГ) и других.
Рассуждая о портретах, Г. С. Арбузов обращается сначала к характерным для русских художников чертам, испытавшим на себе влияние импрессионизма (такой чертой является «увлечение силой и широтой живописного пятна» ). А затем исследователь переходит к выявлению конкретных различий между некоторыми мастерами. Несмотря на внешнюю схожесть живописи Серова и Коровина, существует одно весьма существенное различие. Их творчество отличается различными точками зрения на значение предмета и дальнейшее проецирование его образа. «Предмет для Коровина - по преимуществу цвет, а для Серова – форма, объём и рисунок» .
Г.С. Арбузов считает, что в портрете М.К. Олив (ГРМ), выполненном в 1895 году, Серов «объявил свое кредо, свою установку на световую тональность» .
Художественный мир В.А. Серова впитал в себя поиски и находки своего времени, стал мостиком между культурой XIX и XX веков.
Творческое наследие художника настолько многогранно, что позволяет постоянно обращаться к нему и искать в нем новый смысл, что нашло свое отражение в работах И.Э. Грабаря , Д.В. Сарабьянова , В.А. Леняшина .
Центральной темой творчества художника является концепция личности, на что имеются указания в исследованиях Д.В. Сарабьянова , В.А. Леняшина В.Б. Розенвассера .
В.А. Серов чувствовал необходимость новых идей в искусстве. У художника появляется возможность вложить в портрет свои мысли, чувства,
специфику восприятия. Александр Бенуа писал: «Серов никогда не был профессиональным портретистом, специалистом по портрету. Те, кто считает его за такового, недостаточно внимательно относятся к его творчеству» .
Степень восприятия образа стала во многом зависеть от характера авторского отношения. Именно из-за явно выраженного авторского восприятия моделей портреты В.А. Серова часто не принимались заказчиками .
В.А. Леняшин связывает перемены в творческой манере художника в 1880-1890 гг. с уходом от репинской манеры письма к самостоятельной разработке образов: портреты Антиповой (1890, Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), Чичерина (1903, Тамбовская областная картинная галерея) – это «интерпретация, вывод из репинских живописных принципов на основе полностью самостоятельного подхода к портрету» .
Концепция личности – это система взглядов художника на человека, которая находит отражение в его творчестве. В.Б. Розенвассер отмечает существование в творчестве В.А. Серова «портрета–«характеристики», в котором индивидуальные качества модели служили основой широкой социально-художественной типизации» . В.А. Леняшин и В.Б. Розенвассер указывают на влияние И.Е. Репина в становлении художественного мира В.А. Серова: «жизнеутверждающее репинское начало очень долго, почти до конца жизни входило важной составной частью в образный строй его искусства» .
В созданных одновременно портретах отражались разные грани таланта художника. По мнению В.А. Леняшина, В.А. Серов каждую свою работу делал очень индивидуальной, не привнося в нее ничего от предыдущих или будущих замыслов. Мотивы, которыми руководствовался художник, носили психологический характер. В книге «Единица хранения» В.А. Леняшин писал: «Перед нами свободное искусство. Не интересом к античности или петровской эпохе одарили Серова мирискусники, а утверждением созвучных ему ценностей – подлинности, красоты, свободы» .
На многих портретах В.А. Серова герои подвижны. По мнению В.А. Леняшина, художник не просто фиксирует тот или иной жест, а делает его основой композиции. Серов «переводит функцию жеста в сферу пластической активности», избавляет «тем самым изображение как форму от стертости и банальности» .
В каждом произведении В.А. Серов пытался отразить художественную правду, отразить ее в своих работах в свете своих представлений, что позволило ему сказать о себе: «Я не портретист. Я – просто художник» .
Сложно в двух словах описать всё значение и влияние портретного творчества В.А. Серова. Портреты юсуповского цикла обнаруживают перед нами мастера, которому открылись новые возможности портрета.
Глава 1. Творческий путь В.А. Серова
Конец XIX-начало XX в. представляет собой эпоху, переломную во всех сферах социальной и духовной жизни. В.А. Серов с самого начала своей творческой деятельности выступает как принципиальный новатор и остаётся им до конца своей жизни. Как сложившийся мастер, он заявляет о себе в 1887 году, когда создаёт «Девочку с персиками» (1887, ГТГ). Это произведение было не только одним из важнейших моментов в творческом пути живописца, но и для всего русского искусства в целом. Этим произведением был ознаменован поворот от критического реализма передвижников к «поэтическому реализму» . Здесь В.А. Серов обратился к тому, что положительно не в силу своего морального превосходства над гнетом жизненных обстоятельств, а в силу своей красоты. Пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет – слагаемые этого произведения, образующие некий новый жанровый синтез, в чем проявляется новая и важная тенденция искусства конца XIX века.
В этом произведении так же, как и в написанной годом позже «Девушке, освещенной солнцем» (1888, ГТГ) дан образец импрессионистической живописи. Импрессионистическими чертами здесь являются динамика свободного мазка, тонкая передача световоздушной среды, обилие фрагментарно изображенных предметов, рождающих впечатление как бы случайно кадрированного пространства. В «Девушке, освещенной солнцем» ещё более очевиден отход от импрессионистической тенденции. Как бы предвидя заложенную в импрессионизме тенденцию к дроблению цветового пятна, художник в противовес этому, сгущает цвет в плотные массы, зрительно утяжеляет фактуру живописи.
На протяжении 90-х годов В.А. Серов в портретном творчестве постоянно обращается к образам писателей, артистов, художников. Его занимает сам феномен творческой индивидуальности. Своеобразной кульминации линия артистического портрета в творчестве Серова достигает в портретах Горького (1905, Мемориальный музей Максима Горького), Ермоловой (1905, ГТГ) и Шаляпина (1904, ГРМ). В.А. Серов продолжает здесь традицию, идущую от В.Г. Перова, И.А. Крамского, И.Е. Репина в создании портретов крупнейших представителей русской творческой интеллигенции. Но в этих работах, в отличие от предшественников, была выстроена новая концепция творческой личности, которые воплощают собой романтическое представление о гордом одиночестве гения: лицо озарено мыслью, в развороте фигуры читается внутренняя энергия и устремлённость к незримому собеседнику.
В то же самое время, Серов развивает и другую линию парадного портрета, характерным примером которого является портрет графини О.К. Орловой (1909-1911, ГРМ). В этом произведении всё поставлено на грани парадокса. Эффектная вычурность позы, подчёркнутая игрой острых угловатых линий силуэта. Нежилая атмосфера интерьера, где редкие вещи словно выставлены напоказ. Орлова – образец модной дамы в стиле модерн и лишь в силу этой «образцовости» она может претендовать на общественное внимание, предполагаемое репрезентативной формой парадного портрета. В вызывающей откровенности картинного позирования, которое не может продолжаться долго, есть ощущение непостоянства маскарадного спектакля.
Портреты Юсуповых являются важным этапом в развитии парадного портрета в творчестве В.А. Серова. Самый знаменитый «юсуповский цикл» в начале XX века создал Валентин Александрович Серов. Первым был написан портрет З. Н. Юсуповой (ГРМ), он создавался в 1900–1902 годах в петербургском дворце на Мойке. Но прежде, чем переходить непосредственно к художественно-стилистическому анализу портрета З.Н. Юсуповой (1902) следует обратиться к личности княгини.
Зинаида Николаевна Юсупова была дочерью последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии - Николая Борисовича Юсупова, внучка графа А. И. Рибопьера по матери, Татьяне Александровне. Согласно юсуповской традиции, девочка имя получила в честь бабки, графини де Шово. Княжна получила прекрасное образование и воспитание благодаря родителям, дом которых был открыт для людей науки и искусства. Зинаида могла уже в семь лет принять гостей и поддержать светский разговор .
4 апреля 1882 года Зинаида Николаевна вышла замуж за сына графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстона и графини Елены Сергеевны Сумароковой графа Феликса Сумарокова-Эльстона, который после свадьбы получил право именоваться двойным титулом – князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.
В предреволюционном светском обществе княгиня Юсупова была довольно значимой фигурой, известной не только своей красотой, но и щедростью гостеприимства. Юсуповы жили широко, устраивали грандиозные балы и приёмы, на которые приглашались члены императорской семьи и представители иностранных домов.
Зинаида Николаевна великолепно исполняла русские танцы, любила посещать балы.
Княгиня Юсупова тратила много времени, сил и средств на благотворительную деятельность. Под её патронажем были больницы, приюты, церкви, гимназии, которые находились не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна на фронте была шефом военно-санитарного поезда, а во дворцах и имениях Юсуповых для раненых были организованы санатории и больницы.
Княгиня Юсупова была членом комитета по устройству в Москве Музея изящных искусств, она пожертвовала на создание греко-римского зала средства и предметы искусства. Великий князь Александр Михайлович характеризовал З.Н. Юсупову как женщину «редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду» .
В начале XX века В.А. Серов создал знаменитый «юсуповский цикл», который включал в себя членов семьи князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстонов, принадлежавших к близкому к императорскому двору высшему аристократическому обществу.
Первым был написан парадный портрет княгини З.Н. Юсуповой (1900-1902), который создавался в роскошных апартаментах петербургского дворца на Мойке. В художественном образе модели современникам престала «настоящая маркиза XVIII века, сошедшая со старинного портрета».
Знакомство художника с Зинаидой Николаевной описано в его письме к жене от 2 июня 1896 года: «1-го июня я отправился … в архангельское <…> Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее». Портрет был написан в петербургском дворце Юсуповых на Мойке в течение 80 сеансов.
Заключение
«Портрет Зинаиды Юсуповой» (1902), безусловно, занимает важное место в творчестве В.А. Серова. Он входит в цикл портретов семьи Юсуповых. Портрет в данной серии произведений можно считать наиболее сложным по замыслу и совершенным по исполнению. «Этот особый взлет мастерства, его утонченность и свобода, это блистательное совершенство дарят нам не менее острое ощущение счастья, захватывают не менее глубоко, нежели то прямое обращение к сердцу, секретом которого обладала “Девочка с персиками”».
Это произведение сообщает нам, что женщина, изображенная на полотне, не была безразлична художнику. Более того, Зинаида Николаевна Юсупова была художнику симпатична.