Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире деятельность человека очень многообразна. Отдельного внимания среди всех видов человеческой деятельности за¬служивает интеллектуальная деятельность. При этом у создателя науч¬ного, литературного или музыкального произведения всегда возникал вопрос, как закрепить за собой авторские права, как при обнародовании своего произведения не потерять право на неприкосновенность и тем самым защитить себя.
В наше время современных технологий все чаще возникают обра¬щения в суд по интеллектуальным правам. Всемирная сеть «интернет» буквально поглощает в себя большое количество информации, парал¬лельно возникает проблема правового регулирования авторских право¬отношений в её сети. Казалось бы, принятие в 2006 году целого раздела Гражданского кодекса Российской Федерации посвящённый интеллек¬туальным правам, должен был обезопасить авторов и урегулировать споры вытекающие из данной отрасли, но исходя из судебной практи¬ки, видно, что данный раздел требует усовершенствования.
Соглашусь с авторами научных и исследовательских статей, что необходимо продолжать работу по разработке и совершенствованию IV части Гражданского кодекса РФ, ведь не хватает элементарных по¬нятий, как «авторский договор», а также его структурных элементов. Более того необходимо выделение авторского договора, как отдельного вида гражданско-правового договора наряду с такими видами как: до¬говор купли-продажи, договор аренды и т.д. Необходимость выделения авторского договора как отдельного вида договора обусловлена спец¬ификой его предмета и правоотношений, возникающих между сторона¬ми такого договора.
Отсутствие четкого механизма правового регулирования правоот-ношений, возникающих в сфере авторского права способствует нару¬шению прав создателей произведения интеллектуальной собственно¬сти, возникновению правовых споров, препятствует выработке единой правоприменительной практики не только судами, но и прежде всего участниками гражданских правоотношений в обозначенной сфере.
Принимая во внимание вышеизложенное, вопрос о понятии и пра-вового регулирования авторских договоров является наиболее актуаль¬ным в правовой науке.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу правового регулирования авторского договора.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, закрепляющие положения об авторском договоре.
Цель исследования – рассмотрение особенностей правового регулирования авторского договора и его видов.
Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки авторского договора;
- раскрыть виды авторского договора;
- рассмотреть автора как сторону авторского договора;
- проанализировать проблемы договора авторского заказа.
При написании данной работы использовались такие методы как общенаучный диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также следующие общенаучные и частно-научные методы исследования: комплексный, системный, сравнительно-правовой, нормативный, формально-логический. Исследуемые конструкции анализируются в соотношении с близкими правовыми категориями, с учетом как внешних, так и внутренних связей.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКИХ ДОГОВОР
1.1. Понятие и признаки авторского договора
Для определения понятия авторского договора необходимо обратиться к научным исследованиям в этой области, а также рассмотреть нормы зако-нодательства, относящиеся к данному понятию. Прежде всего стоит отме-тить, что в законодательстве не дается раскрытие понятия авторского до-говора, так же, как и понятия литературного произведения. В связи с этим предлагается авторское понятие литературного произведения - это объект авторского права, являющийся результатом творческой деятельности авто¬ра и имеющий выражение в виде объективной формы и включающий в се¬бя все основные правовые элементы, определяющие возникновение право¬вой охраны, а также и неохраняемые элементы. Раскрытие понятия литера-турного произведения необходимо для последующего формирования оп-ределения авторского договора.
Понятие «авторский договор» в настоящее время является собира-тельной категорией, которое не имеет легального определения. При этом следует заметить, что в науке гражданского права не существует единого мнения относительно правовой природы авторского договор.
Следует заметить, что отдельные исследователи называют пробле¬му отсутствия законодательного определения авторского договора упу¬щением . Так, В.А. Хохлов полагает, что понятие «авторский договор» возможно использовать и в настоящее время и это оправдано «логикой генезиса прав в рассматриваемой сфере» . На значимость объекта как основания классификации договоров четвертой части Гражданского ко¬декса Российской Федерации также обращает внимание О. А. Рузакова . Между тем, ряд авторов выступают с критикой употребления термина «авторский договор», так как такое название говорит об общем юриди¬ческом результате договора, а не только об участниках договоров.
Обратимся к позиции В. А. Дозорцева, ученый в своих трудах отмечал, что «по авторскому договору одна сторона (автор) разрешает другой сто-роне (пользователю) использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объёме, а пользова¬тель обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права» . Также стоит отметить, что в части четвертой ГК РФ закреплено несколько видов авторского договора, ими являются: договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285), лицензионного договора (ст.1286), договора авторского заказа (ст.1288) . Безусловно, раскрытие законодателем содержания указанных видов договоров, является положительным и позволяет повысить уровень восприятия правовых норм. Но закрепление общего понятия авторского договора необходимо, так как оно будет являться первостепенной, отправ-ной точкой в формировании норм, и будет применимым практически ко всем результатам интеллектуальной деятельности.
В связи с рассмотренными позициями, можно определить авторский до¬говор на литературное произведение как соглашение сторон по которому автор литературного произведения имеет право разрешать или запрещать использование произведение другой стороне (пользователю), которая в свою очередь обязана законно использовать литературное произведение, соблюдать права автора, нести ответственность за нарушение прав автора и обязуется выплачивать вознаграждение за использование литературного произведения.
Правовая характеристика авторского договора складывается из несколь¬ких аспектов. Специфика определяется предметом, которым в данном слу¬чае являются права на произведение. Авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Авторский договор должен со¬держать перечень определенных прав, подлежащих к передаче по догово¬ру, права на использование произведения. Авторский договор обладает своей спецификой исходя из объекта и субъекта такого договора, однако стоит заострить внимание на том, что, как и любой другой договор, автор¬ский договор подчиняется принципам (основам) гражданского права. В со¬ответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ «стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не проти-воречащих законодательству условий договора». В связи с этим, дальней¬шее действие договора, его правовые свойства, его функции (защиты), бу¬дет прежде всего зависеть от того насколько соблюдены и согласованны сторонами условия, от правовой грамотности составленного договора.
Содержание авторского договора представляет собой права и обязанно¬сти автора и организации. Автор обязуется передать организации, создан¬ное им, произведение для надлежащего использования в соответствии с условиями договора. Ещё одной основной авторской обязанностью являет-ся обязанность не передавать произведение третьем лицам без письменно¬го согласия другой стороны. Интерес автора прежде всего состоит в реали-зации своего права на обнародование произведения, в связи с чем права частично передаются в ведение организации.
Организация в свою очередь обязана обеспечить своевременное соблю-дение всех личных неимущественных авторских прав, сохранения смысла и целостности произведения, а также обязана в полном объёме и своевре¬менно проводить оплату вознаграждения .
Критерием действительности авторского договора является усло¬вие о его предмете . Между тем, в определении предмета авторских договоров отдельных видов законодатель не всегда последователем. Так, например, в пункте 6 статьи 1235 ГК РФ сказано, что предмет лицензионного договора формулируется путем указания на результат интеллектуальной деятельности, в то время как согласно пункта 4 ста¬тьи 129 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности не являются оборотоспособными, в отличие от прав на них. Как справедливо указы¬вает Е.Н. Васильева, «по сути, в этой норме сформулирован не предмет договора, а требования только к одному из элементов договора. Это - требование максимальной индивидуализации результата интеллек¬туальной деятельности..., то есть объекта исключительного права» . В статьях, посвященных другим видам авторских договоров, законо¬датель вообще не поясняет, как должен быть сформулирован предмет (статьи 1234, 1288 ГК РФ).
Мы считаем, чтобы предмет авторского договора был достаточно конкретно определён, необходимо, что авторского или исключительное право было индивидуализировано. Однако в вопросе индивидуализа¬ции авторского договора пока нет единодушия ни среди учёных, ни сре¬ди судебных органов. Это, по нашему мнению, затрудняет определение предмета авторского договора.
Подводя итоги стоит отметить важность авторского догово¬ра в системе гражданских правоотношений, все перечисленные аспекты, являются основой обеспечения прав авторов, как имущественных, так и неимущественных.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
4. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4552.
5. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496.
Материалы судебной практики
6. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 сентября 2017 г. № С01–622/2017 по делу N А60–57091/2016 – Электронный ресурс // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660618/ (дата обращения: 10.02.2020)
7. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.07.2016 № С01–533/2016 по делу № А40–168039/2015. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ (дата обращения: 10.12.2020).
8. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.04.2014 № С01–171/2014 по делу –5 № А46–2582/2013. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ (дата обращения: 10.12.2020).
Научная литература
9. Барышев С. А. Авторский договор в гражданском праве России и зарубежных стран / С. А. Барышев. – Казань: Образцовая типография, 2004. –186 с.
10. Белоусов В. Права и обязанности сторон по возмездному договору авторского заказа / В. Белоусов // ИС. Авторское право и смежные права. – 2017. – № 7. – С. 51–56.
11. Белоусов, В. Права и обязанности сторон по возмездному договору авторского заказа/ В. Белоусов // ИС. Авторское право и смежные права. – 2017. – № 7. – С. 51–56.
12. Бородина Ж.Н. О содержании договора авторского заказа / Ж.Н. Бородина // Право интеллекту¬альной собственности. – 2015. – № 1. – С. 4–8.
13. Васильева Е.Н. Договор об отчуждении исключительного права: понятие и правовая природа / Е.Н. Васильева // Государство и право. – 2009. – №12. – С.56–58.
14. Великомыслов Ю. Я. Авторский договор: порядок заключения и исполнения. Практическое пособие // Allpravo.Ru. – 2005.
15. Витко В.С. Гражданско–правовая природа лицензионного договора / В.С. Витко. – М.: Статут, 2011.
16. Гаврилов Э. Договоры заказа на создание авторских произведений / Э. Гаврилов, К. Гаврилов // Хозяйство и право. – 2013. – № 3. – С. 28–47.
17. Гаврилов Э.П. Предмет договоров о распоряжении исключительными правами/ Э.П. Гаврилов // Патенты и ли¬цензии. – 2012. – № 8. – С.23–25.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к гл. 69—71 / под ред. П. В. Крашенинникова. – М., 2014. – 278 с.
19. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы / В.А. Дозорцев // Социалистическая законность. – 1984. №5.–С. 23.
20. Позднякова Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 234 с.
21. Позднякова Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 243 с.
22. Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами / О.А. Рузакова. – М.: Легиста, 2006. – 216 с.
23. Савельева И.В. Авторский лицензионный договор. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Савельева И.В. – М., 1980. – 213 с.
24. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе, 2011. - № 2. - С.66-70.
25. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория и практика / В.А. Хохлов. – М.: Городец, 2012. – 368 с.
26. Щербак Н. В. Авторское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.