Фрагмент для ознакомления
2
Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики при монополии предложение сосредоточено в руках одного продавца. До сих пор проблема монополии актуальна для экономистов. Монополии присуще как негативные, так и положительные аспекты. Уникальность монопольной продукции заключается в отсутствии каких-либо заменителей данного товара. По мнению потребителя, нет каких-либо альтернативных товаров, что вынуждает потребителя покупать товар у монополиста или обходится без него в противовес субъекту рынка совершенной конкуренции, соглашающейся с ценой.
К положительным аспектам монопольной продукции относится ее высокое качество, что, в свою очередь, позволяет присутствовать монополиям на рынке. Более того некоторые области отличаются эффективностью и экономией затрат. В отличие от конкурентного сектора, монополисты имеют больше средств для развития научно-технического процесса на производстве, в то время как у малого бизнеса отсутствуют средства на это. Безусловно, монополистам в погоне за прибылью характерен ряд минусов, такие как ограничение производства, самостоятельное установление цен и выпуска товаров, при этом завышение цены на выпускаемую продукцию снижает уровень жизни населения. Таким образом, есть вероятность нарушения рыночного механизма регулирования эффективности экономики, которая действует в условиях конкуренции [7, с. 79].
Благодаря своему монополизму, не испытывая конкуренции, имея высокие прибыли, монополисты могут тормозить научно-технический прогресс, подавлять свободную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес.
«Монополизация явилась закономерным следствием большого скачка в социально-экономическом развитии, перехода к индустриальному этапу, под воздействием научно-технического процесса, концентрации и централизации производства».
Для любого товаропроизводителя целью является монополия на своё производство, потому что позволяет избежать проблем и рисков, связанных с конкуренцией, а именно – занять лучшую позицию на рынке, сосредоточив в своих руках власть, с помощью которой влиять на других участников рынка, навязывая им свои условия. Это обеспечивает полную свободу и в установлении цены в количестве производимого товара, что в конечном итоге дает возможность получить максимальную прибыль. Так предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, количество продукции, объём сбыта и другие параметры своей деятельности.
Монополия устанавливается в отсутствии конкуренции и обладает следующими основными чертами:
– фирма является единственным производителем и продавцом товара;
– товар продавца уникален, на рынке нет ему заменителей;
– продавец самостоятельно устанавливает цену на товар и диктует её рынку;
– продавец самостоятельно регулирует объём производства.
«Для вхождения на монопольный рынок» производства данного продукта для конкурентов также могут существовать барьеры, которые создаются, чтобы новый продавец не проник на данный рынок.
Барьеры бывают:
а) экономические: у конкурентов нет достаточного капитала для организации производства, так как затраты могут быть связаны не только с самим производством, дорогостоящим оборудованием, затратным технологическим процессом, но и рекламой производимого продукта, что тоже может быть очень затратно;
б) юридические: государство само может рождать монополии, выдавая патенты и лицензии на изобретения научно-технические разработки, которые дают исключительное право выпускать данный вид товара;
в) естественные: монополистом может стать фирма, имеющая право собственности на землю, где обнаружены материалы для производства продукта или полезные ископаемые, а так как закон защищает права собственника, то так естественным путем фирма и становится монополистом.
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [9, с. 116].
Выделяют несколько типов монополий, отличающиеся структурой рынка:
Естественную монополию характеризует выгодное дешевое производство любого объема товаров при помощи одной фирмы, нежели производством будут заниматься две и более фирмы.
Спрос на конкретный вид продукции следует удовлетворять одной или несколькими фирмами, при этом конкуренция исключена. И базисом такого типа монополии является экономия на масштабах производства и необходимость экономии от масштаба, то есть с увеличением количества выпускаемой продукции уменьшается её стоимость. В качестве примеров выступают передача электроэнергии, нефти, газа, а это значит, что в основном те монополии, в чьей собственности находятся уникальные природные ресурсы, являются естественными. Это говорит об экономической выгоде, что является основополагающей причиной существования таких монополий. Наиболее выгодно наличие одной монополии, нежели формирование числа конкурентов. Если фирм-поставщиков по поставке конкурентной продукции или услуг, таких как поставка электроэнергии или воды, будет несколько, то предприятиям станет сложно работать в полную силу: использование технического оборудования на полной мощности будет невыгодным для населения, так как возрастут тарифы.
Производство естественных монополий подразумевает постоянное вложение материальных средств и также регулярные капитальные вложения, которые не доступны малому бизнесу. Так, например, транспортировка нефти и газа на федеральном уровне характеризуется использованием теневых структур: железнодорожные пути и линии электропередач. Отсюда и способность естественных монополий экономить на масштабе, вот почему они отличаются низкими предельными издержками и выгодным расширением производства. Региональному уровню характерны монополии по водоснабжению, теплоснабжению и канализации.
Так, на рынке тепло- и электроэнергетике подразумевается обеспечение потребителя определенной надежностью. Электроэнергетике свойственна высокая отдача от масштаба производства, которая сопровождается высоким уровнем фондоемкости, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическим процессом. Естественные монополии в качестве хозяйствующего субъекта находятся в привилегированном положении на рынке, они есть в любой стране, в том числе и в России.
Естественные монополии как хозяйственный субъект занимают явно привилегированное положение на рынке, они существуют во всех странах, включая Россию.
Сферу обеспечения естественных монополий составляют услуги телефонной связи, энергообеспечения, транспорта, транспортировки газа, почтовая и электрическая связь.
Административная монополия возникает и существует на средства органов государственной власти. Так, они возникают посредством передачи исключительного права на занятие конкретным видом деятельности, предприятия, входящие в одну отрасль, объединяются в качестве единого хозяйствующего субъекта и отсюда между ними отсутствует конкуренция. Такими могут быть предприятия, входящие в одну отрасль, но привязанные к различным министерствам или главкомам. Данный вид монополии доминировал во время командно-административной экономики, для которой характерна абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, основывающаяся на государственной собственности на средства производства – экономика СССР до перестройки, а также в качестве примера может выступать современный КНДР. При рассмотрении модели административной монополии, под ней подразумевается управление государством, как конкретными отраслями, так и самой экономикой [4, с. 19].