Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исследования ведущих педагогов и практиков в последнее время обратились к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это связано с растущим осознанием негативных последствий неблагоприятного социального фона для воспитания детей, интенсивной перестройкой мира детства под влиянием негативных факторов внешней среды, культивированием не самых лучших стратегий семейного воспитания. Поэтому возникла необходимость восстановления подлинного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
В этой связи последние полтора десятилетия стали временем восстановления в нашей стране системы духовно-нравственного воспитания, основанной на традиционных культурных и религиозных ценностях. Это нашло отражение в открытии новых православных учебных заведений, внедрении в образовательную среду традиционных курсов Русской православной культуры, широком использовании православных духовных ценностей в различных учебных дисциплинах, подготовке и переподготовке преподавателей основ православной культуры, функционировании факультетов богословия и религиоведения в светских университетах. Это сделало теоретические исследования в этой области актуальными и востребованными.
В настоящее время духовное наследие святителя Игнатия получило широкое и плодотворное изучение в трудах Н.В. Алексеевой, В. А. Аринина, Б. И. Афанасьева, З. И. Афанасьевой, Н. К. Беловой, Г. Беловолова, А. С. Воскресенского.
Объект исследования: религиозно-педагогическое наследие святителя Игнатия Брянчанинова.
Предмет исследования: понятие «прелесть» в учении св. Игнатий Брянчанинов.
Цель исследования – рассмотреть учение о прелести по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).
Задачи исследования:
- рассмотреть жизненный путь святителя Игнатия Брянчанинова;
- рассмотреть понятие «прелесть», причины, виды;
- рассмотреть учение О духовной прелести;
- рассмотреть внутреннее делание в трудах Игнатия Брянчанинова.
1. Жизненный путь святителя Игнатия Брянчанинова
Игнатий Брянчанинов (5.02.1807-30.04.1867), епископ, в миру Брянчанинов Димитрий Александрович, происходил из славного дворянского рода. С юных лет он мечтал стать монахом, но отец отправил его в военно-инженерное училище, которое юноша успешно окончил. Его литературные опыты были одобрены самим А. С. Пушкиным. Из-за болезни он отошел от мирских дел. В 1827 году Димитрий Александрович стал послушником Троицкого Александро-Свирского монастыря, а в 1831 году принял постриг в Вологде. Через два года он уже архимандрит Троице-Сергиевой обители под Петербургом, которую он буквально вернул к жизни. Здесь был образован хор, советы которого давал М. И. Глинка. В 1857 году святитель был рукоположен во епископа Ставропольского. Из-за крайне слабого здоровья в 1861 году он вышел в отставку и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где и удалился ко Господу. Святой оставил богатое литературное и богословское наследие, которое он сам объединил в восемь томов. Она основана на древнейших традициях Святого Православия.
За последнее десятилетие возрожденная Православная Церковь приняла в свое лоно многих людей, воспитанных во времена государственного атеизма и оторванных от своей традиции. Люди должны ходить в церковь на ходу по книгам, которые они могут достать. Большая часть литературы, заполнявшей полки церковных лавок, - перепечатки прошлого века, сочинения отцов Церкви древности. Слепо и не рассуждая, пытаясь применить советы и опыт древних отцов, многие люди подвергают себя опасности сильно повредить своей душе.
Одна из самых острых проблем современной духовной жизни-послушание. Эта проблема касается как монастырей, так и всего мира. Духовная безграмотность современного церковного общества создала благодатную почву для появления многих пресвитеров (часто вновь рукоположенных), готовых вести свою несчастную паству с полным и беспрекословным послушанием. Священному Синоду даже пришлось принять по этому вопросу особое просвещающее решение.
В прошлом веке эта проблема стояла не так остро - люди были более церковно грамотными. Однако сам вопрос об образе жизни христиан последнего времени (эти времена можно отнести как к прошлому, так и к настоящему векам) не остался без внимания величайшего подвижника и духовного писателя нашей Церкви святителя Игнатия Брянчанинова.
2. Значения понятия «прелесть», причины, виды
Прелесть - это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она заключается в усвоении человеком лжи, которую он принял за истину. Само слово «Прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно стремясь уничтожить род человеческий, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за истину, то попадает в духовное рабство к ним.
«Со всею осмотрительностью должно наблюдать устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех, так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла , чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель».
Причинами прелести являются действия дьявола и человеческие страсти, прежде всего гордыня.
Люди должны знать, что прелесть имеет три основные причины-гордость, зависть к демонам и карательная снисходительность. Причины гордыни-суетное легкомыслие (или тщеславие), зависть бесов - процветание, карательная снисходительность - греховная жизнь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Источником прелести, как и всякого зла, является дьявол, а не добродетель.
Начало прелести-гордость, и плод ее-обильная гордость.
«… дьявол прилагает все усилия, чтобы удержать человека в том же отношении к самому себе или даже привести его в еще большее порабощение. Для этого он использует свое старое и вездесущее оружие-ложь. Он пытается соблазнить и обмануть нас, полагаясь на наше состояние самообмана; он приводит в движение наши страсти-эти болезненные влечения; он облекает их пагубные требования в правдоподобие и пытается убедить нас удовлетворить наши страсти. Тот, кто верен слову Божию, не позволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти и отбивает атаки врага; действуя под руководством Евангелия против своего собственного самообольщения, укрощая страсти и тем самым мало-помалу уничтожая влияние падших духов, он постепенно переходит из состояния прелести в царство истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Те, которые неверны учению Христа, которые следуют своей воле и разуму, подчиняются врагу и переходят из состояния самообмана в состояние бесовского прелести, теряют остаток своей свободы и входят в полное подчинение дьяволу».
Фрагмент для ознакомления
3
I. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Аскетические опыты. М.: Сибирская благозвонница, 2012.
II. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. М.: Сибирская благозвонница, 2012.
III. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 5. Приношение современному монашеству. М.: Сибирская благозвонница, 2012.
Пособия
1. Агафангел (Саввин), архим. Духовность Православия и выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. Сб. 10.
2. Аггеев Константин, свящ. Христианская вера. СПб., 1911.// http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003532088/
3. Булгаков Сергий, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1996.
4. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977.
5. Викторов П., свящ. Святитель-подвижник // Журнал Московской Патриархии. М., 1958, № 1.
6. Ворогов Ливерий, проф.-прот. Православное догматическое богословие. Л., 1976.
7. Воронов Л., проф.-прот. Евхаристия // Богословские труды. М., 1980. Сб. 21.
8. Глаголев А.А., проф.-свящ. Почему нужно постоянно поучаться Слове Божием? К., 1912.// http://glagolev3.narod.ru/index.htm
9. Григорий, митр. С.-Петербургский. День святой жизни, или ответ на вопрос: Как мне жить свято? Петроград, 1916.// http://mission-center.com/orthodox-missionaries/322-19/6793-prav-miss-mitr-grigoriy-postnikov
10. Гусев А., прот. Религиозность, как основа нравственности. Казань,1894.//http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/editor_files/file/F.pdf
11. Дружинин А., прот. Значение молитвы в жизни христианина по учению о. И. Крондштадского. Казань, 1910.// http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003767483/
12. Замятин А. Покаяние и его значение для нравственной жизни христианина. К.,1904.//http://lib.kdais.kiev.ua/index.php?option= fondcat99&id=5410:fondbook5410
13. Здравомыслов К. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, в миру Димитрий Александрович Брянчанинов // Православная богословская энциклопедия. Петроград, 1904. Т. V.//http://rpczsouth.org.ru/propovedi/grex-am-kremlevskij-pravoslavnaya-bogoslovskaya-enciklopediya-t-4-petrograd-1903.html
14. Знаменский Ф., прот. Преосвященный Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский // Церковные ведомости, 1903, № 31.// http://book-old.ru/BookLibrary/00250-TSerkovnyie-vedomosti.html
15. Игнатий (Садковский), иером. В поисках Живаго Бога. М., 1913.// http://www.russer.ru/a/a/ignatiy_sadkovskiy_-_trudyi
16. Игнатий (Садковский), иером. Письма митр. Филарета Московского к архим. И. Брянчанинову // Богословский Вестник, 1912, декабрь.// http://journals.rhga.ru/ukaz/index.php?ELEMENT_ID=44301&SECTION_ID=942
17. Игнатий (Садковский), иером. Письма еп. И. Брянчанинова к разным лицам // Богословский Вестник. 1913, июнь-декабрь; 1914, январь-февраль, февраль-апрель.// http://journals.rhga.ru/ukaz/index.php?ELEMENT_ID=44301&SECTION_ID=1055
18. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. И. Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1.// http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1051
19. Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего И. Златоуста архиеп. Константинопольского, т.2, кн.1. Издание2-е, СПб., 1899.//http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_004492676/
20. Ириней Лионский. Против ересей // Сочинения св. Иринея, еп. Лионского. СПб., 1900.// http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres
21. Киприан (Керн), проф.-архим. Евхаристия. Париж, 1947.// http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/evharistija/
22. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова). Второе издание. СПб., 1881.// http://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_23.htm
23. Купреянова А. Из семейных воспоминаний // Богословский Вестник, 1914, апрель, т. 1.// http://www.bogoslov.ru/bv/text/176079/index.html
24. Марк (Лозинский), доц.-иером. Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968, № 11; 1969, № 2.
25. Марк (Лозинский), доц.-игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова). Автореферат // Богословские труды. М., 1971. Сб. 6.
26. Матвеев А., доц. Православно-христианское учение о нравственности. Книга первая. (Введение и часть первая для студентов III курса). Л., 1964.
27. Матвеев А., доц. Православно-христианское учение о нравственности. Книга вторая. (Часть вторая и третья ля студентов IV курса). Л., 1964.
28. Матфей (Мормыль), игум. Защита диссертации // Журнал Московской Патриархии. М., 1969, № 9.
29. Миропольский А.С., прот. Любовь и самолюбие с религиозной точки зрения. Казань, 1910.// http://makeevdon.in.ua/index.php/2010-05-29-22-07-06/328-2011-03-31-23-02-23?showall=1
30. Митров Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб, 1900.// http://minds.by/academy/trudy/trudy-1/aleksandrijskaya-bogoslovskaya-shkola-kliment-i-origen-v-issledovaniyah-russkih-patrologov#.VlhHJdLhAY0