Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема государственного финансового менеджмента на сегодняшний день в пору развития бюджетных экономических отношений очень актуальна. В настоящее время все большее значение уделяется проблемам совершенствования финансового менеджмента на региональном и местных уровнях. Однако анализ публикаций относительно управления публичных финансов предусматривает лишь методы и процессы управления преимущественно на уровне отдельных предприятий, а на практике должного внимания сектору государственного управления не уделяется, что является особенно проблемным вопросом в современных условиях экономического развития.
В государственном управлении отличительным признаком финансового менеджмента является преимущественно его социальная направленность, которая ориентирована на повышение результативности и эффективности рационального использования финансовых средств государства в интересах всего общества. Как показывает практика менеджмент на уровне отдельных предприятий и транснациональных корпораций во главе и основной целью стоит увеличение прибыли в интересах только определенной узкой части общества (инвесторов, собственников или акционеров).
История развития государственного менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о тенденции использования на практике управления публичными финансами норм, совокупности принципов и правил на примере корпоративного управления.
Кардинально ключевое повышение эффективности и результативности бюджетной области требует на современном этапе формирования современной системы финансового менеджмента в общественном секторе. Цель этих изменений заключается в размывании границ между обществом и государством. Также особую актуальность приобретает развитие и дальнейшее расширении перечня и объемов оказания государственными и муниципальными учреждениями платных услуг, финансировании из бюджетов в рамках выполнения государственного и муниципального задания услуг частных компаний. В то же время в Российской Федерации высокие темпы роста расходов общественного сектора в последние годы не сопровождаются повышением удовлетворенности населения получаемыми государственными и муниципальными услугами.
Объектом исследования является Государственный финансовый менеджмент.
Предмет исследования – финансы.
Цель контрольной работы заключается в исследовании государственного финансового менеджмента.
Задачи контрольной работы:
-рассмотреть основы финансового менеджмента и его институциональные элементы;
-изучить объекты и субъекты государственного финансового менеджмента.
-раскрыть структурные элементы государственного финансового менеджмента
1. Основы финансового менеджмента. Институциональные элементы
Государственный финансовый менеджмент представляет собой управление финансами. Однако выделение государственного финансового менеджмента в самостоятельную область необходимо в силу существенных различий в целях и задачах, стратегии и тактике, способах достижения цели и масштабах финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов всей страны ‒ корпораций, организаций.
Государственный финансовый менеджмент является неотъемлемой частью практически всех сложных организованных систем, независимо от природы их происхождения, и направлено по своей сути на обеспечение, контроль и развитие всех процессов жизненных циклов всей управляемой системы.
Государственное управление является фундаментом и базой публичного института. Эффективное государственное управление способствует экономическому росту, развитию таких секторов как наука, культура, спорт и других областей социальной жизни государства. Государственное управление характерно для многих государственных социально значимых учреждений и организаций .
Государственный финансовый менеджмент играет также значимую роль в формировании политики развития государства и ее публичном управлении, ведущая к повышению качества жизни и уровню доходов населения и обеспечивает экономический рост. Качество управления государственного финансирования имеет центральное значение для определения того, насколько политика развития реально по итогам ее осуществления влияет на национальное благосостояние страны в целом.
Экономически развитые государства имеют эффективный опыт в сфере управления государственных финансами и в рамках международных стандартов господдержки на примере проектов реформирования систем управления развивающихся стран. Создание единых, стандартизированных и эффективных методик государственного финансового менеджмента является также базовой задачей организаций международного сотрудничества, имеющие возможности агрегировать более качественный подход для внедрения в другие страны.
Повышение эффективности государственного финансирования за счет качественного государственного менеджмента возможно следующими мерами:
а) при помощи внедрения и обеспечения поддержки комплексности подхода к управлению государственными расходами;
б) путем установления приоритетов в решения проблемных вопросов, введении изменений и обучения принципу прозрачность при создании проекта государственного менеджмента;
в) стабилизации рабочих ресурсов в проблемных или расширяющихся сферах спроса, к примеру, управление государственными вложениями.
Такие подходы должен основываться: на взаимосвязи и комплексности в ходе исполнения бюджетного цикла; взаимоувязки перекрестных изменений с последующим улучшением в итогах управления общественным сектором и предоставлении им государственных услуг; формировании единых положений на общую систему государственного финансового менеджмента, включая работу органов исполнительной власти и населения .
Практика менеджмента государственного финансирования включает в себя формирования, распределения и контроль над расходами средств бюджета. Существует несколько институциональных элементов государственного финансового управления, которые включают в себя финансовое планирование, контроль и аудит, анализ, отчетная и учетная информация, бюджетирование и последующее управление над расходами.
Помимо этого, эффективное управление государственными финансовыми ресурсами необходимо для принятия решений. Детализированная и корректная финансовая информация может используется при выработке механизма поддержки решений и обеспечения контроля и более эффективном распределении ресурсов.
При этом необходимо отметить, что опыт развитых стран наглядно показывает что практика управления государственными финансами часто связано с корпоративным финансовым менеджментом и корпоративными финансами крупных корпораций.
Такие принципы государственного управления финансами рекомендуется использовать и в методиках совершенствования финансового менеджмента. Так, к примеру, в докладе Всемирного банка указано что государственные финансы необходимы для оценки развития, при этом оговаривается, что, кажущиеся простота методик, является эффективной, но не все государства своевременно обращаются за помощью.
Перед тем как давать оценку системе государственного финансового менеджмента, необходимо установить содержание самой категории управления государственными ресурсами, так как в настоящее время в системе права нет законодательного определения как государственного финансового менеджмента или управления публичными финансами, так и ее институциональным элементам.
Министерство финансов Российской Федерации еще 11 лет назад начало проводить мониторинг качества финансового менеджмента, который осуществлялся главными администраторами средств государственного бюджета, что рассматривается как начало совершенствования системы управления государственными финансами в целом .
Для этих целей Министерством финансам принято Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденное Приказом Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. № 34н, а впоследствии взамен принят приказ Минфина РФ от 29 декабря 2017 г. № 264н «О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)» .
При этом такой процесс управления и является комплексным, так как Министерством финансов был разработан и проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», который подразумевает под собой проведение государственного управления для целей проведения внутреннего финансового контроля и аудита, которые осуществляются с учетом необходимости достижения целевых значений показателей качества государственного финансового менеджмента.
Внесение изменений в статью 160.2 Бюджетного кодекса РФ, было декларировано тем, что финансовый менеджмент определяется как осуществление главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств процедур формирования и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, которые необходимы для исполнения бюджетных полномочий, в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации и иными законодательными нормативными актами, которые регулируют бюджетные правоотношения .
Иными словами, с точки зрения права государственные публичные финансы – это исследование роли государства в решения экономических задач и дальнейшее совершенствование государственного управления.
Теоретическим, единым по своей структуре определением государственного финансового менеджмента служит трактовка ученого Д. Норта, который говорит, что управление государственными финансами – это менеджмент, который связан с организацией, законодательным регулирование, единой системой и процедурами исполнения со стороны правительства, цель которого прозрачно и эффективно использовать государственные финансы. В то время как государственный финансовый менеджмент включает в себя не только налоги, но и иные доходы государства, государственные заимствования и управление госдолгом, где его основной фокус будет направлен на управление расходами, особенно в контексте публичного бюджетирования .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике1 в 2018–2020 годах [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332
2. Государственная программа 1 «Управление государственными финансами» [Электронный ресурс]. 1URL: http://www.minfin.ru/ru/
3. Информационно-аналитические материалы по проекту: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами» [Электронный ресурс]. URL: http://eee-region.ru/article/3703/
4. Основные результаты и направления бюджетной политики до 2021года. [Электронный ресурс]. URL: http:www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/12ORNPR_12-14_v8.doc
5. Бланк1 И.А. Финансовый менеджмент: 1Учебник. –Ника, 2019. – 528с. – С. 118.
6. Ермакова Е.А. 1Методология формирования и 1стратегия развития системы государственного финансового менеджмента в России. 1Автореферат диссертации на 1соискание ученой 1степени доктора 1экономических наук. 1Саратов, 2018.
7. Игнатенко В.А. 1Основные направления стабилизации 1экономики России // Современные 1научные исследования и 1инновации. 2020. - № 111 [Электронный ресурс]. URL: 1http://web.snauka.ru/issues/2020/11/595641 (дата обращения: 05.12.2020)
8. Улюкаев 1А.В. Современная государственная 1финансовая политика1: проблемы и 1перспективы / А.В1. Улюкаев. – М.: Дело, 2018. 1С. 200
9. Финансы, 1деньги и кредит / Под ред. О.И. 1Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 463 с.
10. Финансы: 1Учебное пособие / Под ред. 1А.Ю. Архипова, В.В. Шихирева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 352 с.
11. Финансы: учеб. под ред. В. В. Ковалева, - М.: Изд-во Проспект, 12016. 640 с.
12. Официальный сайт 1Министерства финансов РФ 1http://www.minfin.ru