Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время большинство отечественных компаний нуждаются в инвестиционном капитале для развития своей деятельности, обновления про-изводственных мощностей, приобретения нового технологичного оборудо-вания и новых технологий которые идут в ногу с развитием экономики. В это же время доступ к банковским заемным ресурсам не всегда является выгод-ным, особенно в период санкций, и одним из наиболее доступных эффектив-ных способов обновления, финансирования и развития производства являет-ся лизинг.
В России лизинг достаточно прочно вошел в коммерческую среду 18 лет назад как обособленный вид деятельности. Многие коммерческие орга-низации нашли для себя такой вид временного привлечения и дальнейшего приобретения объектов основных средств как выгодный источник вложения средств. Так как взятие кредита или приобретение новых основных средств было большим отвлечением средств из хозяйственного оборота. И в случае доступности недорогих кредитных средств для приобретения основных средств все же немаловажным является то, что риски, которые были связаны с предметом лизинга, более гибкие и могут быть отнесены договором лизин-га на любую из сторон соглашения.
На сегодняшний день в ходе инновационного развития экономических отношений в России возрастает потребность предприятий в обновлении ос-новных фондов, и, следовательно, в техническом обновлении перевооруже-нии производства. Для решения этого вопроса и обеспечения дальнейшей конкурентоспособности промышленные предприятия нуждаются в инвести-циях, которых остро не хватает. Возникающие в связи с этим финансовые проблемы приводят к адаптации к российским реалиям все более сложных кредитных инструментов, используемых в странах с развитой рыночной экономикой, и способных обеспечить развитие производства.
Одним из главных финансовых инструментов привлечения инвестиций в промышленный сектор экономики является лизинг. Анализ отечественных и зарубежных авторов показал, что в последние годы лизинг является посто-янным предметом дискуссий и научных исследований. При этом, в россий-ских публикациях в отличие зарубежных, обсуждаются и исследуются от-дельные составляющие лизинга – это возможности инвестиций, организаци-онная сторона лизинговых отношений и варианты финансирования. Недо-статочно внимания уделяется проблемам комплексности этих составляющих, которое позволило бы получить целостный механизм применения лизинга, выступающего в качестве инструмента на рынке финансовых услуг.
Лизинг является важным инструментом обновления основных фондов, в том числе модернизации парка используемого оборудования и создания но-вых мощностей на предприятиях. Популяризация использования лизинга в России для этих целей устойчиво растет, но при этом этот процесс осложня-ется рядом проблем, основной из которых является отсутствие полных га-рантий возврата используемых инвестиций. Данные факты и предопределили актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предмет исследования – экономика.
Объект исследования – лизинг.
Цель курсовой работы заключается в исследовании лизинга как ин-струмента финансирования инвестиционной деятельности организаций.
Задачами курсовой работы является:
-раскрыть понятие и сущность лизинга;
- рассмотреть историю развития лизинга;
-изучить правовое регулирование лизинга в России;
-обосновать роль лизинга в финансировании деятельности организа-ции;
-выявить преимущества и недостатки применения лизинга на современ-ном этапе.
Методами исследования послужили: дедукции, индукции, абстрактно-логические, статистико-экономическая, графическая, сравнения и группиров-ки.
1 Понятие и сущность лизинга как формы рыночных отношений
1.1 Историческая сущность и развитие лизинга
В отечественной экономической и юридической и литературе по-разному оцениваются обстоятельства, способствующие появлению лизинга. В финансовом праве лизинг появился в США в середине ХIХ в., а в странах Запада нашел широкое распространение лишь в середине ХХ в. как право-вой институт, призванный урегулировать новые виды инвестирования фи-нансовых средств в экономику, связанные с использованием такого метода, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных предприятий оборудования и машин с последующей передачей их этим предприятиям в аренду .
Этап первоначального становления лизинга характерен тем, что он не существовал как явление, отдельное от отношений аренды имущества, и только в ХIХ в. произошло его выделение в самостоятельный институт. В экономической и исторической литературе нередко можно встретить утвер-ждение о том, что лизинг имеет довольно таки давнюю историю.
Собственность во все времена признавалась не просто показателем бо-гатства, но и была средством его увеличения (что неоднократно подтвержда-лось в высказываниях знаменитых философов). Возможно, это переклика-лась с практикой древних цивилизаций, в которых были некоторые черты лизинга . Они датируются примерно еще на глиняных табличках, найденных в шумерском городе Ур, содержат первые сведения об аренде земли, сель-скохозяйственных орудий, водных источников, животных и рассказывают о жрецах, заключавших договоры с фермерскими хозяйствами, схожие по со-держанию с современными договорами лизинга .
Экономисты считают, что в эпоху римского права были сформированы отдельные элементы правоотношений, характерных для современного ли-зинга .
По свидетельствам историков, первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году в Европе, когда Вильгельм Завое-ватель снял в аренду корабли у нормандских судовладельцев для вторжения на Британские острова. А в ХI в. в Венеции были сделки, которые имели от-даленное сходство с лизинговыми операциями, в них венецианцы сдавали в аренду владельцам торговых судов и торговцам очень дорогие по тем вре-менам якоря. По окончанию плавания якоря возвращались владельцам, ко-торые вновь сдавались в аренду. Эта практика не была забыта, и через два века, была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка – кре-стоносцы, готовясь к очередному походу, получили таким образом амуни-цию.
В период Средневековья на базе поземельного закона в Англии допус-калась долгосрочная аренда реальной собственности.
Ввиду очень жесткой системы земельного законодательства во многих ситуациях это было единственное доступное средство приобретения прав на пользование землей. Предметом аренды, выступали фермерское оборудова-ние и лошади. Одним из первых законодательных актов, регулирующих, схожие с лизинговыми, отношения, был принят в 1284 г. Закон (Устав) Уэль-са .
Так, в документах того времени речь шла о некоторых операциях, от-даленно напоминающих лизинг. Отсюда можно сделать вывод о том, что ли-зинг в Англии возник в связи с необходимостью получения прибыли без приобретения имущества в собственность. Часто такая форма арендных от-ношений использовалась для сокрытия истинного положения вещей, как средство скрытой передачи собственности, т.е. для введения в заблуждение кредиторов. Поэтому в 1571 году был принят нормативный акт, запрещаю-щий подобного рода сделки. Легальными признавались отныне арендные договоры, подписанные на разумных основаниях.
Первое официальное употребление термина «лизинг», относится к 1877 году. Тогда телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, устанавливая оборудова-ние в офисе или доме клиентов только на основании арендной платы.
Однако по мнению В.О. Мироненко, экономисты часто видели лизинг во всех исторических документах, где речь шла об имущественном найме (аренде), и, более того, называли лизингом любой комплекс имущественных отношений, который связан с владением вещью на ином праве, нежели право собственности. Представляется, что такие утверждения основаны на непра-вильном понимании сущности договора лизинга и его определяющих при-знаков, выделяющих лизинг в отдельный вид договора аренды .
Эксперты в истории развития лизинга в западных странах отмечают, что толчком к распространению применения лизинга как в США, так и в Ев-ропе, сыграло ускоренное развитие железнодорожного транспорта. Актив-ная заинтересованность предприятий – производителей транспортных средств в продаже произведенной ими продукции и финансовых организа-ций в выгодном вложении капитала привела к тому, что финансовые компа-нии стали приобретать оборудование и транспортные средства, необходимое транспортным компаниям, у определенного производителя по просьбе экс-плуатирующих организаций с передачей их последним в аренду.
В то же время развитие экономических процессов предопределило за-интересованность производителей оборудования и техники в получении не-обходимого финансирования для целей выпуска своей продукции. Это об-стоятельство вызвало в начале ХХ века в США волну новой формы кредито-вания – кредита, погашаемого по частям. Столкнувшись с проблемой реали-зации, американские предприниматели впервые стали применять лизинг для решения этой задачи. Продавцы и изготовители решили, что смогут продать больше, если при продаже необходимого оборудования предложат более привлекательный для клиента график выплат. Отсюда берет начало продав-цы практика лизингового финансирования.
Во время Второй мировой войны США активно использовало контрак-ты с фиксированной рентабельностью (соst-рlus соntrасts). Правительствен-ные подрядчики поняли, что аренда промышленного оборудования на срок, который ограничен договором подряда снижает риски. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само государство должно было выступать перед подрядчиками в роли арендода-теля.
В это же время динамично увеличиваются объемы арендного бизнеса, связанного с транспортными средствами. Основателем автомобильного ли-зингового бизнеса в США считается Золи Фрэнк – чикагский торговый агент, который в начале 1940-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.
В Европе и Азии лизинговый бизнес получил свое развитие в конце 1950-х гг. Так, во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 году. Она называлась «Sepafites» и занималась лизингом промышленного оборудования. В Японии первая лизинговая компания была создана в форме акционерного общества в 1963 году.
Первая английская лизинговая компания была создана в качестве сов-местного предприятия. Ее основали U.S. Leasing и Mercantile Credit Company в 1960 году. Но существенное развитие в Англии лизинг получил только в конце 70-х, после введения налоговых льгот.
Одной из причин быстрого развития лизинга в США также послужили налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная льгота, где из суммы налога вычиталось 10% стоимости новых инвестиций. Право на уста-новленные законодательством налоговые льготы было возможно только при соблюдении участниками сделки определенных условий. Новой веткой раз-вития лизинга стало создание Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции «О международном финансовом ли-зинге» в 1974 году. Окончательно ее согласовали представители 55 госу-дарств в 1988 году на конференции в Оттаве.
В Советской России опыт лизинговой деятельности США и Европы не использовался. Первое использование лизинга в СССР было в годы Второй мировой войны. Тогда, в 1941-1945 гг., американцы поставляли своим союз-никам по блоку оружие, продовольствие, автомобильную технику, медика-менты и т.д. Эта операция получила название «ленд-лиз». Тем не менее после войны слово «лизинг» исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия.
После войны советскими внешнеторговыми организациями лизинг ис-пользовался в основном для приобретения (редко для продажи) современ-ных машин и оборудования по международным договорам. Во внешней торговле при заключении договоров лизинга речь шла в основном о сдел-ках, близких к аренде имущества. Этим объясняется тот факт, что при за-ключении договоров лизинга в более позднее время на внутреннем рынке страны участники руководствовались положениями законодательства об аренде.
В России понятие «лизинг» вошло в повсеместное использование после распада СССР, когда государство стало использовать его для стимулирова-ния инвестиционной деятельности. Но начало развития лизинговых отноше-ний на национальном внутреннем рынке пришлось на 1989 год. И связано с внедрением арендных отношений в рамках обеспечения программ перевода отечественной экономики на рыночные отношения. Развитие наличия ком-мерческих структур способствовало внедрению лизинговых операций в бан-ковскую практику.
Таким образом в России лизинговые отношения появились относитель-но недавно по сравнению со странами запада и Америки тем не менее в рос-сийском праве уже были сделаны первые шаги по пути урегулирования и за-конодательного закрепления лизинговых отношений.
1.2 Понятие лизинга в обновлении основных фондов предприятия
Понятие «лизинг» как любая экономическая категория, не имеет одно-значного толкования.
В Законе «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг представляет собой совокупность правовых и экономических отношений, возникающих в связи с обеспечнием договора лизинга, а также приобретением предмета лизинга .
Лизинг в Кембриджском словаре рассматривается как финансовый до-говор, где юридическое или физическое лицо платит за использование авто-мобиля, земли, и пр. в течение установленного периода времени. Междуна-родная финансовая корпорация определяет лизинг как альтернативный спо-соб оплаты за использование оборудования, такие как грузовик, автомобиль, швейная машина или любой изготовленный инструмент или тяжелой техни-ки, за указанный период времени.
А.В. Колышкин под лизингом понимает финансово-экономические и правовые имущественные отношения, которые начинаются с того, что одно юридическое лицо обращается к другому лицу с коммерческим предложени-ем приобрести необходимое оборудование и передать его во временное платное пользование первому лицу.
П.Д. Шимко считает, что лизинг является специфической формой иму-щественных взаимоотношений партнеров, возникающих в результате приоб-ретения в собственность имущества одним из контрагентов (собственник) и последующем предоставлении этого имущества во временное пользование другому контрагенту (пользователю) за определенную компенсацию.
Раскрытие экономической сущности лизинга, при этом, должно осно-вываться на базовых признаках лизинга.
Можно выделись базовые следующие признаки лизинга:
– лизинговые операции по своему характеру являются имущественны-ми;
– лизинговые операции носят договорной характер;
– разделение права пользования и собственности;
– основными участниками договора лизинга выступают лизингополу-чатель, лизингодатель и продавец имущества;
– лизингодатель приобретает имущество только для сдачи его в лизинг, с целью получения прибыли;
– лизингополучатель сам выбирает, какое имущество он возьмет в ли-зинг;
– собственником имущества в период действия договора является ли-зингодатель;
– лизингополучатель несет риск гибели или порчи имущества;
– за качество, сдаваемого в лизинг имущества отвечает продавец;
– в период действия договора лизингополучатель погашает лизинговые платежи.
Суть лизинга помимо всего прочего, определяется и через реализуемые им функции (внешние и внутренние). Внешние функции классифицируются на регулирующую функцию (обеспечение инвестиционной деятельности) и воспроизводственную (соединение участников рынка лизинга в единую эко-номическую систему) функцию. К внутренним функциям относимы: произ-водственная которая состоит в том, что на приобретенном в лизинг оборудо-вания лизингополучатель решает экономические задачи, не приобретая имущество в собственность; финансовая, которая заключается в инвестиро-вании производственной деятельности организации вместе с высвобождением собственных средств для финансирования текущей деятельности; сбытовая, которая означает увеличение круга участников, готовых приобрести имуще-ство в лизинг; ресурсосберегающая, которая означает рационально распре-деление ресурсов, в том числе и финансовых; функция получения амортиза-ционных и иных налоговых льгот, заключающиеся в возможности использо-вания ускоренной амортизации с последующей экономией на уплате нало-гов.
1.3 Правовое регулирование лизинга в России
Развитие лизинга в нашей стране началось с момента утверждения принятия и вступления в силу Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». К этому времени база экономического и правового ре-гулирования лизинговых отношений уже была заложены. В законе стали бо-лее определены и стали подлежать системности базовые нормы, не регулиру-емые гражданским законодательством, к примеру, объекты и субъекты ли-зинга, государственная поддержка лизинговой деятельности, сублизинг и т.д.. Закон объединил и развил правовые нормы, регулирующие правовые и гражданские аспекты лизинговой деятельности, которые содержались в Кон-венции УНИДРУА, Гражданском Кодексе РФ, и иных законодательных ак-тах Президента РФ, Правительства РФ, ведомств и министерств.
Важным событием на рынке лизинга стало подписание Президентом РФ 8 февраля 1998 года Федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизин-ге». С этого момента РФ присоединилась к Конвенции с оговоркой, что «вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая [Элек-тронный ресурс] принят 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г. N 427-ФЗ) // ИПП Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10164072 (16.12.2020).
2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 16 октября 2017 г. N 295-ФЗ) // ИПП Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12113492/ (16.12.2020).
3. Барышникова, Н.А. Экономика организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.А. Барышникова, Т. А. Мате-уш, М.Г. Миронов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 184 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/466584 (16.12.2020).
4. Воробьева, В. М. Лизинг как форма кредитования организации / В. М. Воробьева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 38-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/205/50056/ (16.12.2020).
5. Галимова, А.Р. Сущность лизинга в современной экономике и его классификация / А.Р. Галимова. – Текст: непосредственный // Молодой уче-ный. – 2017. – № 17 (151). – С. 337-341. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/151/42943/ (16.12.2020).
6. Дорошенко, К.С. Лизинг, его преимущества и недостатки / К.С. Дорошенко // Научный журнал. – 2018. – №5 (28). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lizing-ego-preimuschestva-i-nedostatki-1 (16.12.2020).
7. Зотова, Е.Г. Современные аспекты использования лизинга / Е.Г. Зо-това // Научный журнал. – 2019. – №1 (35). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-ispolzovaniya-lizinga (16.12.2020).
8. Колесникова, Ю.С. Лизинг как форма инвестиционной деятельно-сти / Ю.С. Колесникова, А.Р. Фатхуллин // ВЭПС. – 2018. – №3. – Режим до-ступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lizing-kak-forma-investitsionnoy-deyatelnosti (16.12.2020).
9. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В.В. Коршунов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 347 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/449889 (16.12.2020).
10. Логвиненко, М.И. Лизинг как источник финансирования предприя-тия / М.И. Логвиненко // Вопросы науки и образования. – 2018. – №6 (18). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lizing-kak-istochnik-finansirovaniya-predpriyatiya (16.12.2020).
11. Магомедов, А.М. Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования / А.М. Магомедов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 323 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/454740 (16.12.2020).
12. Мироненко, В.О. Понятие, сущность и виды лизинга / В.О. Миро-ненко. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, де-кабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 69-72. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13300/ (16.12.2020).
1. Мокий, М.С. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.С. Мокий, О.В. Азоева, В.С. Ивановский; под ред. М.С. Мокия. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 297 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/467403 (16.12.2020).
2. Николаева, Т.П. Особенности лизинга на современном этапе разви-тия экономики России / Т.П. Николаева, Т.Н. Николаева // Проблемы эконо-мики и юридической практики. – 2018. – №6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lizinga-na-sovremennom-etape-razvitiya-ekonomiki-rossii (16.12.2020).
3. Ободовский, К.С. Перспективы развития лизинга недвижимости в РФ / К.С. Ободовский // Вестник науки и образования. – 2019. – №8-1 (62). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-lizinga-nedvizhimosti-v-rf (16.12.2020).
4. Оперативный лизинг: вопреки росту рынка [Электронный ресурс] / Официальный сайт Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_1h2021/part2/ (16.12.2020).
5. Тертышник, М. И. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.И. Тертышник. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 631 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/448837 (16.12.2020).
6. Шимко, П.Д. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П.Д. Шимко. – Москва: Изда-тельство Юрайт, 2020. – 240 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/451158 (16.12.2020).
7. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. – 2-е изд., пере-раб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 361 с. – Текст: электрон-ный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450855 (16.12.2020).
8. Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова, Е.С. Дарда; под ред. Е.Н. Клочковой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 382 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/466902 (16.12.2020).
9. Экономика организации: учебник и практикум для среднего про-фессионального образования / А.В. Колышкин [и др.]; под ред. А.В. Колыш-кина, С.А. Смирнова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 498 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/455300 (16.12.2020).
10. Официальный сайт Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 16.12.2020).
11. Официальный сайт Международной финансовой корпорации [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect (16.12.2020).
12. Официальный сайт объединенной лизинговой ассоциации [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.assocleasing.ru (16.12.2020).
13. Официальный сайт Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexpert.ru(16.12.2020).