Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит реформирование определенных отношений в здравоохранении. Многим лечебным учреждениям приходится работать в условиях рынка медицинских услуг, т.к. сокращаются значительные объемы финансирования за счет средств государственного бюджета в условиях ОМС не оплачивается оказываемая медицинская помощь населению, это из-за того, что возникает недостаток денежных средств в территориальных фондах ОМС. В такой ситуации складывается негативное экономическое положение всех лечебных учреждений. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения предоставлены сами себе, они должны самостоятельно разрабатывать многие платные услуги, чтобы обеспечить себе дополнительное финансирование. Несмотря на это различные поликлиники, стационары, медико-санитарные части смогли адоптироваться к рыночным условиям, некоторые не смогли, поэтому в здравоохранении происходит их реорганизация, на основании этого они подлежат закрытию. В новейших рыночных условиях лечебные учреждения, чтобы обеспечить себе выживаемость, начинают переходить на новые механизмы хозяйствования. Новый механизм хозяйствования включает в себя определенное применение рыночных механизмов управления ЛПУ и самого здравоохранения, это прежде всего необходимо, для того чтобы обеспечить рентабельность деятельности ЛПУ. Одним из аспектов новых направлений в деятельности лечебных учреждения, является применение маркетинга, он выполняет определенные функции и совокупность самих процессов создания, которые способствуют продвижению и предоставлению конкретных платных медицинских услуг пациентам, при этом в лечебных учреждениях начинает применяться новое управление по взаимоотношениям с пациентами, это нужно для самого лечебного учреждения. Это поможет лечебному учреждению разобраться в нынешней ситуации и построить свою деятельность в условиях рынка платных медицинских услуг.
Одним из направлений маркетинга является применение ценообразования в здравоохранении. В настоящее время становится вопрос о цене медицинских услуг, но это новый рассматриваемый аспект в лечебном учреждение и для плановой экономики, но это еще не существовало в ЛПУ. ЛПУ в основном оказывали медицинскую помощь населению, так чтобы укладываться в государственный бюджет, который выделял денежные средства для их финансирования. С приходом рынка платных медицинских услуг вопрос о ценах стал остро. При этом ЛПУ приходится на себе опробовать различные методики ценообразования, включая и такие, где цены, не должны быть привязаны к определенным затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). В настоящее время нужно подходить более серьезно к проблемам ценообразования в медицине, т.к. это может повлиять на состояние здравоохранения. Обоснованная методика по установлению конкретных цен и правильная ценовая политика помогут в медицинской учреждении грамотно выстроить условия для эффективного его функционирования в жестких условиях рыночной экономики. Правильное установление цен определяет лицо медицинского учреждения, качество предоставляемых медицинских услуг, платежеспособность и надежность при выполнении взятых на себя определенных обязательств. В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, который подтвержден различными факторами. Через цену реализуются конкретные результаты деятельности медицинского учреждения, при этом цена определяет эффективность этой деятельности.
Цена является основным элементом ценовой политики медицинского учреждения на рынке. Медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, нужно выработать определенную стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящие перед ним цели, задачи.
Актуальность исследования курсовой работы определяется необходимостью повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечения развития учреждений в здравоохранения на основе совершенствования механизмов ценообразования на предоставление медицинских услуг. Это необходимо для того, чтобы ЛПУ смогли уйти от постатейного финансирования медицинской деятельности и переход на государственную систему заказов, узаконивание платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, включение негосударственных учреждений в систему обязательного медицинского страхования, переход на одноканальное финансирование, внедрение принципа свободного выбора врача – это свидетельствует о целенаправленной политике государства на укрепление рынка медицинских услуг и развитие рыночных механизмов управления.Изучение ценообразования и ценовой политики в разделе экономики здравоохранения получило наибольшее отражение в научных трудах: Р.Ф. Галкина, Герасименко Н.Ф., Гришина В.В., Девишева Р.И., Зельковича P.M., Исаковой Л.Е., Кадырова Ф.Н., Корчагина В.П. и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основные направления по совершенствованию ценовой политики в медицинских учреждениях в области рынка платных медицинских услуг.
Задачи исследования:
• Раскрыть понятие теоретических аспектов развития ценовой политики в медицинской организации и здравоохранения, охарактеризовать понятие, цели, задачи, функции и методы самообразования, платные медицинские услуги в медицинской организации и здравоохранении;
• Изучить ценообразование в медицинских организациях и здравоохранении, классификацию элементов в сфере медицинской организации, выявить какие правовые основы по оказанию платных медицинских услуг оказываются в учреждениях здравоохранения, современную практику ценообразования в сфере медицинской организации и здравоохранения в зарубежном опыте;
• Изучить анализ ценовой политики на рынке платных медицинских услуг, выявить анализ современного состояния на рынке платных медицинских услуг, перспективы развития ценообразования платных медицинских услуг, проблемы ценообразования платных медицинских услуг.
Объектом исследования является рассмотрение ценовой политики медицинской организации на рынке платных медицинских услуг.
Предмет исследования рассмотрение теоретических аспектов ценовой политики в медицинской организации на рынке платных медицинских услуг.
Теоретическая и методологическая основа курсовой работы состоит в том, что данная работа построена на системном подходе анализе публикаций отечественных и зарубежных авторов; изучении методологии и нормативной базы, теоретических основ и практического опыта в области ценовой политики, концептуальном моделировании системы ценообразования в области платных медицинских услуг в организации.
Научная новизна исследования состоит в решении научной задачи по обоснованию направлений совершенствования ценовой политики ценообразования на платные медицинские услуги в современных условиях.
Структура курсовой работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Рыночные механизмы в здравоохранении оказывают значительное влияние на ценообразование в этой сфере. В здравоохранении преобладают фиксированные в течении определенного времени цены, которые выступают в виде регулирования цен, но при этом они составляют только небольшой удельный вес и занимают конкретные свободные рыночные цены. Соотношение между тремя группами постоянно меняется в зависимости от определенного сектора: государственного, частного, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования. В настоящее время в РФ существует определенная система цен, взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Медицинская организация должна для источника финансирования учитывать те затраты, которые будут включены или не включены в их цены и тарифы, по этим затратам. Здравоохранение не только в РФ, но и в зарубежных странах вовлекается в наибольший объем используемых ресурсов, за счет этого происходит, значительный рост издержек производства медицинских услуг. С появлением новейших медицинских технологий по лечебно-оздоровительному процессу усиливается зависимость здравоохранения от современных технологических средств: традиционная система «врач - пациент» все больше заменяется ресурсоемкой системой «врач - техника - пациент». Научные открытия и достижения медицинской науки повышают большой спрос на новые, дорогостоящие и очень редкие медицинские услуги, и сопутствующие товары (например: трансплантация искусственных и живых органов, тканей). Удовлетворение этого спроса требует привлечения дополнительных экономических ресурсов. [1]
Возникновение и массовое распространение новых опасных заболеваний вызывает высокую потребность выделения наиболее значительных денежных средств на масштабные научные исследования и разработку адекватных мер защиты. Невозможность транспортировать и сберегать медицинские услуги создают ситуацию, когда кривая долгосрочных средних издержек достигает минимального значения при объемах, намного больше существующего спроса, т.е. не всегда может быть реализован оптимальный объем производства. Усложнение инфраструктуры, связанной с охраной здоровья населения ведет к значительному росту административных расходов, затрат на содержание различного рода инспекций, информационных блоков, статистических служб и др. Это связано с координацией деятельности различных субъектов и приводит к определенной совокупности трансакционным факторам роста затрат. Бюджетное финансирование медицинских организаций рассчитывает расходы по индивидуальной смете, которая основывается на типовых штатах, нормах расхода медикаментов, перевязочных средств нормах обеспечения электрической и тепловой энергией и др. В некоторых случаях при расчете затрат используются не нормативные, а фактические расходы по оказанию лечебно-профилактической и другой медицинской помощи. Ценообразование участвует в процессе формирования цен, с помощью цены можно определить их уровень и поиск. В ценообразовании важнейшее значение имеет выбор ценовой политики. Под ценовой политикой понимается определение целей, которые организации стремится достигнуть. Существуют три основных цели ценовой политики: обеспечение выживаемости медицинской организации; максимизация прибыли и удержание рынка. Ценовая политика определяет назначение и выбор метода ценообразования. Ценообразование в медицинских организациях, является одним из инструментов по реализации стратегии поставленных рыночных целей.
Среди таких целей рассматриваются: увеличение охвата населения предоставляемыми медицинскими услугами, с помощью нее разрабатываются различные тарифы на предоставляемые услуги, которые в основном ориентируются на минимальную рентабельность, работу с малообеспеченными слоями населения. Этот подход гарантирует населению всегда получать медицинскую помощь по минимальным тарифам, но при этом она охватывает наибольший диапазон нозологий; получение дохода с единицы медицинской услуги, является для медицинских учреждений источником развития его материальной, интеллектуальной базы и мотивации персонала. В этом случае они должны прибегать к сегментации рынка и более серьезно начинать изучать потребность населения в предоставляемых услуг и есть ли спрос на них. Для того, чтобы в медицинском учреждение начать вводить платные медицинские услуги, нужно изучить и исследовать доходы населения. Задачи ценообразования: покрытие затрат на предоставление медицинских услуг и ее спрос у населения и обеспечение прибыли, для нормального функционирования медицинской организации; учет и формирование цен в медицинской организации; обеспечение выживаемости медицинской организации в условиях рынка; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям доли рынка медицинских услуг; завоевание лидерства по показателям качества предоставляемых медицинских услуг. Ценообразование играет значительную роль в медицинских учреждениях, оно помогает лечебным учреждениям наладить взаимоотношения между пациентами и медицинской организацией по предоставлению услуг, но несмотря на все это, она имеет специфические особенности в этой сфере, все ЛПУ должны всегда подчиняться только основным закономерностям рыночных отношений. Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждения к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию медицинской организации. [1]
1.2 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Методы ценообразования применяются только в медицинском бизнесе, но их условно можно разделить на две основные группы в зависимости от того, на что ориентируется медицинская организация. Если лечебное учреждение в основном ориентируется только на издержки, то эта группа методов с ориентацией на затраты, если на конъюнктуру рынка, то это методы, которые ориентируются на рынок.
Методы ценообразования ориентированные на затраты
Наиболее адекватным подходом к ценообразованию на предоставление медицинских услуг является метод издержки и прибыль. Этот метод рассчитывается из фактических затрат (издержек), который используется при производств услуг заданной эффективности, нужно учитывать ее себестоимость, учет для воспроизводства рентабельности медицинских организаций. Этап определения себестоимости включает в себя определенный расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов на оказание медицинской услуги. Цена включает в себя определенные затраты на производство медицинской услуги (себестоимость и прибыль). Прибыль (доход) являются наиболее важным показателем, с помощью него можно характеризовать эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается при помощи умножения себестоимости на нормативный процент рентабельности. Каждая медицинская организация в зависимости от ценовой стратегии, модели функционирования и типа лечебного учреждения (например: частный медицинский центр), а также наличии информации о затратах и целевом объеме продаж, расчета и экономического обоснования цены осуществляется по следующим показателям: методами полных издержек, при помощи него можно рассчитать цены на основе предоставленных данных о совокупных затратах, нормах прибыли, которую организация планирует получить;
прямых затрат, суть его состоит в том, что цены устанавливаются путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли; но постоянные расходы не распределяются по отдельным услугам, а погашаются путем разницы между ценой и переменными затратами, которая получила название маржинальной прибыли, или вклада на покрытие; целевой рентабельности инвестиций – эта основная задача состоит в том, чтобы выявить полные затраты при разных вариантах оказания медицинских услуг и определить цену и объем продаж, при которых капиталовложения окупятся в установленный срок; надбавки к цене, они базируются на расчете, умноженной цены приобретения услуги на повышающий коэффициент; анализа безубыточности - позволяет медицинскому учреждению определить цену и объем продаж на таком уровне, который обеспечит целевой размер прибыли.
Методы ценообразования с ориентацией на рынок
Использование рыночных методов ценообразования основано на исследовании экономической ценности услуги для потребителя: под экономической ценностью определенной услуги является цена лучшего из доступных клиенту альтернативных предложений, скорректированная на разности свойств, которые отличаются друг от друга; метод следования за рыночными ценами предполагает, то что каждая медицинская организация устанавливает конкретные цены, при этом ориентируется на сложившуюся на рынке формирования тарифов, не нарушая их. Престижное ценообразование устанавливает цены, которые должны производится на уровне и при этом обеспечивать восприятие клиентом престижности получаемой услуги и подчеркивать статус пациентов. Комплексный анализ затрат и потребительских предпочтений, сложившейся рыночной конъюнктуры позволяет определить адекватную