Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время российское образование переживает этап модернизации, который характеризуется переходом от традиционной, знаниевой, модели обучения к компетентностной. Ориентация на компетентностный подход в обучении обусловлен в первую очередь социальными преобразованиями, которые предъявляют новые требования к выпускникам школ и вузов: он должен быть человеком, способным самостоятельно адаптироваться к внешним условиям, умеющим вырабатывать стратегию, решать поставленные задачи.
Как отмечает профессор А. В. Баранников, «в отечественной школе происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию [3, стр. 14]. Всё это ведёт к смене образовательной парадигмы, что предполагает поиск таких методов обучения и подходов, когда учащиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
При этом, говоря об обучении иностранному языку, следует отметить, что если в школе закладывается основа знаний иностранного языка, то в вузе происходит развитие полученных навыков в направлении практики с тем, чтобы такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение, говорение и аудирование имели прикладной характер.
Новые информационно-коммуникационные Интернет-технологии, включая социальные сервисы и службы Интернета нового поколения Веб 2.0 создают условия для их использования в обучении иностранному языку. Вместе с тем обучение иностранному языку посредством все более развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, отличающуюся усложнением техники аудиования, которая требует как изучения, так и разработку новых методик обучения аспектам языка и видам речевой деятельности. В связи с этим данная работа, целью которой является анализ особенностей грамматических структур в англоязычных подкастах образовательной тематики, имеет актуальность.
Темой компетентностного подхода за рубежом занимались такие исследователи, как Dewey, J., Spencer, L., McClelland, D., Tatur U., Raven, J., Zeer, E. [18, 20-22] и т. д. Среди отечественных исследователей следует выделить таких, как Зимняя И. А., Хуторской А.В., Баранников А. В., Зайцева О. Б. и др. [3, 12, 13, 17], материалы которых были использованы при проведении данного исследования. В отношении вопросов изучения грамматических структур, в частности, посредством аудио-подкастов, в данном исследовании были использованы материалы работ Н. И. Гез, О. А. Громовой, Н. В. Елухиной, И. А. Зимней, и др. [3, 7, 9, 11]. При этом при изучении, непосредственно, темы подкастов, были использованы результаты исследований Ж. С. Аникиной, А. Г. Соломатиной и др.
Объектом данного исследования является грамматическая структура, а предметом – информационно-коммуникационные технологии англоязычных подкастов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение ИКТ и подкастам, как одному из видов ИКТ;
- исследовать роль подкастов в обучении иностранному языку.
- проанализировать понятие грамматических особенностей в англоязычных подкастах образовательной тематики
- проанализировать роль аудирования при изучении грамматических структур;
-охарактеризовать трудности в обучении аудированию;
- привести обзор механизмов аудирования;
- предложить систему упражнений для обучения грамматическим структурам при аудировании;
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Информационно коммуникационные технологии в обучении иностранному языку.
1.1. Определение ИКТ
Информационно-коммуникационные технологии - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Все средства ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
К аппаратным средства относятся:
- Компьютер
-Принтер
-Телекоммуникационный блок
-Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
-Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
-Устройства регистрации данных
-Управляемые компьютером устройства
-Внутри классная и внутришкольная сети
-Аудио- видео средства
К программным средства относятся:
- Программные средства общего назначения
- Источники информации
-Виртуальные конструкторы
- Тренажеры
-Тестовые среды
-Комплексные обучающие пакеты
-Информационные системы убавления
- Экспертные системы
2.2. Подкасты как один из видов ИКТ
Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) активно используются для целей обучения.
Новая стратегия в образовании подразумевает новые тактические действия. Ученик самостоятельно добывает знания, инструмент-ИКТ. Учитель при этом является менеджером образовательного процесса, медиатор обучения. Цель педагога – создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся.
По данным исследований в памяти остается 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Поэтому формировать ключевые компетенции необходимо через ИКТ, функции которых незаменимы в образовательном процессе (рис.1).
Наглядно- образные компоненты мышления играют ведущую роль в запоминании и воспроизведении информации, они особенно важны в научном образовании (химии, биологии, информатике), когда общее невозможно без частного, а многообразие велико и где можно легко запутаться.
Составляющими ИКТ-компетенции учащихся при этом будут приведенные на рис.2.
При этом надо отметить, что презентации позволяют:
- сочетать научность и доступность;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аникина, Ж.С. Преимущества использования информационнокоммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Ж.С. Аникина // Герценовские чтения. Иностранные языки: материалы межвуз. науч. конф. (28-29 апр. 2010 г.). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 302-304.
2. Арутюнова Н.Д., Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия». 1998. - С. 136.
3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. - №4. - 5-8 c.
5. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.
7. Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — С. 35–41.
8. Глухов, Г. В., Громова Т.В. Личностно-ориентированный подход как доминирующая парадигма современного профессионального образования : на примере обучения аудированию / Г. В. Глухов, Т. В. Громова. — Самара : Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2006. — 140 с.
9. Громова, О. А. Аудио-визуальный метод и практика его применения / О. А. Громова. — М. : Высшая школа, 1977. — 100 с.
10. Дистанционное образование: региональные аспекты : межвуз. сб. науч. ст. / М-во образования Рос. Федерации, Ком. администрации Алт. края по образованию, Междунар. акад. наук пед. образования, Соврем. гуманитар. ин-т, Бийс. фил. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005.
11. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 1. — С. 36–44.
12. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.
13. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения : (в условиях массовой коммуникации). — М. : Наука, 1976. — 263 с.
14. Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку./ М.С. Ильин// –М.: Педагогика, 1975. — 54 c.
15. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
16. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова //- 4-е изд..- Москва : Просвещение, 2006. – 238 с.
17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М., 2002.
18. Dewey, J.(1921). Plan of Organization of the University Primary School . July, 10. ICU: University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library (President's Papers), Box 30. Folder 23. 26 p
19. Khomski N. (1972). Aspects of syntax theory. Moscow: Moscow university publishing house.
20. Raven, J. (2002). Competency in modern society: detection and development , Moscow: Kogito-Centre.
21. Zeer, E. F. (2004). Self-regulating doctrine of the psychological and didactic technology of trainee’s competency forming. Psychological science and education, 2004, pp. 5–11.
22. Spencer, L.M., McClelland, D.C., & Spencer, S.M. Competency assessment methods: History and state of the art . Boston: McBer Research Press, 1994, pp. 113-119.
23. Tatur U.G. (2004). Competence in the structure of training quality model // Higher education today . 3, pp. 27-31.
24. Гальскова, Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.:АРКТИ, 2003. - 192 с
25. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
26. Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко,
Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Азбуковник, 2008. – 1037 с. – Режим доступа: https://slovar.cc/rus/inostr-nov/1420061.html
27. Dictionary by Merriam-Webster: American’s most-trusted. Available at:
https://www.merriam-webster.com/dictionary/
28. Cambridge Dictionary. – Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/dictionary
29. English Lessons with Adam - Learn English (engvid.com) [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/user/EnglishTeacherAdam/videos
30. Learn English with Gill (engvid.com). [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/channel/UCzBGtBze1AIcDmRwD2ZjiAA/videos
31. Canguro English. [Элекронный ресурс] https://english.tulagorod.ru/practice/teaching-grammar-through-listening
32. Learn English with Papa Teach Me. [Электронный ресурс] https://english.tulagorod.ru/practice/teaching-grammar-through-listening
33. English Like A Native. [Электронный ресурс] https://english.tulagorod.ru/practice/teaching-grammar-through-listening