Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
1. Теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ
1.1. Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России. Место ФСИН в системе правоохранительных органов
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[8].
В значительной мере деятельность ФСИН России призвана реализовывать черты политического устройства, закрепленные в законах и подзаконных актах. В этом смысле по отношению к Президенту, Правительству и Совету Федерации она является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако, по отношению к территориальным органам ФСИН России, учреждениям, исполняющим наказания, следственным изоляторам, она сама выступает субъектом уголовной политики, издавая в лице директора приказы по вопросам обеспечения правопорядка и законности, безопасности лиц, находящихся в учреждениях УИС, безопасности объектов УИС, а также органов Минюста России, установленного порядка исполнения наказаний, содержания под стражей и т. д.
Наиболее соответствующим профилю деятельности ФСИН России является уголовно исполнительный сегмент уголовной политики и связанное с ним правоприменительное направление. Тем не менее, принимаемые управленческие решения и программные заявления руководителей государства позволяют сделать вывод о том, что фактически ФСИН России является также субъектом уголовно-правовой политики и соответствующей ему правоприменительной составляющей. Об этом свидетельствует тот факт, что в параграфе 5 раздела III Концепции развития УИС указывается на необходимость расширения перечня наказаний, как субъект уголовно-правовой политики не связанных с изоляцией осужденных от общества, за счет введения новых видов наказаний, расширения оснований применения существующих альтернативных наказаний - исправительных и обязательных работ.
ФСИН России, наделенная определенной самостоятельностью, в структуру Минюста не входит. Минюст России осуществляет контрольные полномочия. Контрольные функции Минюста России в уголовно-исполнительной сфере определены указами Президента РФ и утвержденными Президентом РФ положениями. На основании указанных актов Минюст России осуществляет функции по координации и контролю деятельности подведомственной ему ФСИН, а министр юстиции представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе[7].
Произошедшие преобразования поставили множество практических и теоретических вопросов перед наукой административного права в сфере формирования единой административной политики, определения роли и значения службы в УИС, установления и реализации административно - правового статуса ее сотрудников в системе государственной службы России.
Многие вопросы, принципиально важные для формирования эффективной, внутренне непротиворечивой основы службы в уголовно исполнительной системе и административно-правового статуса сотрудника УИС, остаются пока нерешенными. В частности, ни в законодательстве, ни в доктрине административного права к настоящему времени четко не определены правовая сущность и содержание понятий «служба в уголовно-исполнительной системе» и «административно-правовой статус сотрудника УИС».
Деятельность уголовно-исполнительной системы урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. Ранее сказанное подтверждается тем, что в настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
— международные правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями;
— Конституция РФ;
— решения Конституционного суда РФ;
— уголовно-исполнительное законодательство;
— нормативные правовые акты Президента РФ;
— нормативные правовые акты Правительства РФ.
— межведомственные нормативные правовые акты.
— ведомственные и локальные нормативные правовые акты.
1.2. Уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора
Уголовная ответственность, выступая в качестве одной из разновидностей юридической ответственности, призвана регулировать общественные отношения, связанные с совершением преступлений. Принимая во внимание, что преступные деяния являются наиболее опасной формой отклоняющегося поведения человека, то и вопросы уголовной ответственности, по-прежнему, относятся к группе востребованных и обсуждаемых в обществе.
Действующее российское законодательство предусматривает различные формы реализации уголовной ответственности. Наиболее распространенной в судебной практике формой реализации уголовной ответственности является наказание. Учитывая, что уголовное наказание исполняется, как правило, органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, то данная тема, безусловно, представляет особый интерес для уголовно- исполнительной системы. Обуславливается это, как вопросами достижения целей, поставленных при реализации наказаний, так и теми людскими и финансовыми ресурсами, которые непосредственно затрачиваются в ходе их исполнения.
2. Правовой статус деятельности ФСИН РФ
2.1. Правовой статус сотрудников ФСИН России
Рассмотрение изменения правового статуса, по нашему мнению, необходимо начать с выяснения этимологии понятия «правовой статус». Так, слово «статус» произошло от лат. status состояние, положение. Ряд ученых под «правовым статусом» понимают юридически закрепленное положение субъекта в обществе, т. е. комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности, установленных правовыми нормами.
Н.В. Витрук указывает на то, что в юриспруденции отождествляются понятия правового положения и правового статуса личности. По его мнению, под правовым положением (или статусом) обычно понимают систему прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону [11].
Большинство авторов отмечают, что правовой статус сотрудников ФСИН - это, в первую очередь, правовой статус личности.
Как принято считать, фундаментальной ценностью мировой цивилизации является социальная свобода.
Свобода как важнейший элемент правового статуса человека — это самостоятельность человека, проявляющаяся во всех сферах общественной деятельности, выражающаяся в способности делать выбор по собственному желанию, а не по принуждению, и поступать в соответствии со своими интересами и целями.
Некоторые авторы отмечают, что понятия «правовое положение личности» и «правовой статус личности» равнозначны и попытки о рассмотрении их как разноплановых, делающиеся в юридической литературе, неоправданны, т.е. нет необходимости проводить различия между понятиями «правовое положение личности» и «правовой статус личности», здесь все предельно ясно, даже исходя из перевода с латинского языка на русский, что такое «статус» (от лат. status состояние, положение). Особого внимания требует вопрос относительно элементов, составляющих содержание правового статуса личности. Здесь наблюдается неоднозначное их рассмотрение.
Необходимо отметить, что в некоторых правовых актах установлено нормативное определение статуса. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ.
Юридическая наука относит статус сотрудника ФСИН к специальным (существуют еще общие и индивидуальные). Существуя на основе общего правового статуса личности, специальные правовые статусы - это нормативно закрепленные статусы, на основе которых у личности как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус. Само собой, данная правовая категория требует особого и однозначного определения и регулирования.
2.2. Регулирование взаимодействия подразделений ФСИН
Важнейший вопрос правового регулирования взаимодействия подразделений ФСИН, регулирования организации взаимодействия как внутри системы, так и с другими субъектами этой деятельности. Исследования в области организации взаимодействия в уголовно-исполнительной системе проводили такие ученые, как А.А. Аксенов, А.Ю. Чайка, С.А. Старостин, Н.П. Барабанов и др.
Обязательным признаком взаимодействия ученые называют совместную деятельность элементов системы, направленную на решение одной задачи. В частности, А.А. Аксенов дает определение взаимодействию в уголовно-исполнительной системе, как совместной деятельности занимающих равноправное положение элементов системы исправительных учреждений, направленная на решение общих задач.
А.Ю. Чайка отмечает, что взаимодействие это основанная на законах и подзаконных нормативных актах и общности задач согласованная совместная деятельность, осуществляемая в пределах своей компетенции правоохранительными органами присущими им средствами и методами и направленная на решение задач уголовного судопроизводства[9].
Н.П. Барабанов определяет взаимодействие в уголовно-исполнительной системе как нормативно установленную функционально-организационную систему, предусматривающую осуществление совместных действий для решения общих, частных и оперативных задач по обеспечению достижения целей исполнения наказания[8].
На основании приведенных определений можно сформулировать понятие взаимодействия в рамках деятельности ФСИН России.
Организация взаимодействия в уголовно-исполнительной системе в рамках деятельности ФСИН это управленческая деятельность, направленная на согласование и объединение усилий и возможностей ее звеньев, использование преимуществ их совместной деятельности в целях осуществления базовых функций и задач ФСИН.
В практической деятельности УИС имеют место конкретные виды организации взаимодействия, каждый из которых, наряду с общими признаками, обладает своими специфическими свойствами, определяющими технологию этой деятельности. В зависимости от того, организуется совместная деятельность элементов, относящихся к одной службе, органу, учреждению или различным, выделяют внутреннее и внешнее взаимодействие.
В рамках рассматриваемого вопроса внешнее взаимодействие во ФСИН России осуществляется со многими государственными организациями, в частности, с Прокуратурой Российской Федерации, МВД России ФМС России, ФНС России.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок взаимодействия можно подразделить условно на две группы:
1) общие правовые акты, определяющие общий порядок (механизм) взаимодействия;
2) специальные правовые акты, которые конкретизируют специфику по направлениям деятельности.
К первой группе можно отнести:
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Следует отметить, что в ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
2.3. Проблемы и пути реформирования ФСИН РФ
Как было отмечено раннее, одна из базовых, основных функций ФСИН РФ функция контроля, мониторинга и надзора в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
На практике же постоянно нарушаются права осужденных, наблюдается довольно удручающая картина. Вопросы, касающиеся соблюдения и реализации прав лиц, осужденных к лишению свободы, представляют, с одной стороны, четко и последовательно регламентируемую сферу деятельности органов уголовно-исполнительной системы, а с другой запущенную правозащитную проблему России.
Практика показывает, что права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, постоянно подвергаются нарушению, и часто просто не поддаются восстановлению.
В таких случаях просто начинает действовать определенный стереотип восприятия пенитенциарной системы, как системы наказания, а не исправления осужденных.
В реальности наблюдается совсем другая картина, как отмечают многие исследователи. В местах лишения свободы к заключенным применяется насилие, грубое отношение, наносятся побои, изувечия и пр. В качестве проблемы реализации прав осужденных следует назвать поведение сотрудников исправительных учреждений, то есть злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, халатность и др .
В ходе отбытия осужденными наказания в виде лишения свободы они в нередко подвергаются противоправному применению к ним физической силы, избиению, унижению человеческого достоинства. Хотя в этой части существует и подлежит обязательному применению международное правило о том, что «никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию» .
В отчетах правозащитных организаций в этой части указывается, что факты применения к заключенным физического воздействия, к сожалению, не представляются единичными, они носят массовый характер и являются систематическими. Они могут выражаться: в зверском избиении заключенных, обливании их холодной водой в зимний период года, изнасиловании, натравливании на них собак, содержании в камере, на полу которой стоит вода (до 20 см) либо компрессором откачен воздух, применении пыток голодом и холодом и др .
Лица, осужденные за совершение преступления к лишению свободы, должны отбывать это наказание в соответствующих учреждениях на территории субъекта России, где они проживают и были признаны виновными в совершении деяния[4].
Есть проблемы и в реализации права осужденного на медицинское обеспечение и охрану его здоровья. Причиной тому является то, что такое обеспечение в исправительные учрежденья «оторвано» от функционирования системы здравоохранения страны в целом.
По данным ФСИН России перечисления из федерального бюджета на приобретение лекарств для осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы, не превышает 20 % от их реальной потребности.
Сама медицинская служба таких исправительных учреждений по своим характеристикам и возможностям не способна оздоровить осужденных и обеспечить эпидемиологическую безопасность страны (лицензию на осуществление медицинской деятельности имеют только 70 % исправительных учреждений). Хотя большая часть осужденных к лишению свободы, страдает серьезными заболеваниями, в том числе инфекционными и хроническими.
Заключение
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.