Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривается проект бесконтактных моек самообслуживания «Alles-good» на территории АЗС «Лукойл» г. Санкт-Петербурга.
Основные аргументы в пользу бесконтактных моек самообслуживания:
низкая конкуренция;
минимальный срок обучения как самого бизнесмена, так и его сотрудников - весь процесс автоматизирован;
минимальный штат обслуживающего персонала;
автомобилисты сами выполняют мойку машины, поэтому здесь отсутствуют претензии к качеству мытья или поломке каких-либо деталей после проведения работы;
абсолютный контроль системы оплаты за счет автоматизации происходящих процессов;
нет нужды в присутствии персонала на мойке.
Основные виды услуг:
1. Мытье с помощью теплой воды и порошка. В этом случае убирается грязь (производится это контактным или бесконтактным способом).
2. Мытье с использованием холодной воды. Смывается образовавшаяся пена.
3. Нанесение воска. Эта процедура придаст автомобилю блеск.
4. Полимеризация. Она не позволит воде оставлять потеки на поверхности авто.
В проекте рассматриваются три альтернативных варианта организации бесконтактных моек самообслуживания «Alles-good». В ходе расчета сделаны упрощающие предположения, которые не изменяют общего взгляда на экономическую ситуацию развития сети. По результатам расчета показателей экономической эффективности проекта обоснован выбор оптимального инвестирования.
1. Анализ рынка
По последним данным доля ручных автомоек на российском рынке подавляющая – 70%. На отставшие 30% приходятся бесконтактные автомойки самообслуживания, туннельные и портальные автоматические и другие мойки. Автомойкам столицы и других крупных городов свойственно наличие большого количества постов, так как строительство многопостового комплекса в мегаполисе оказывается более эффективным с экономической стороны. Затраты на оформление документов для двух- и десятипостовой моек приблизительно равны, в то время как рентабельность последней ввиду растущей популярности намного выше.
Общее количество автомоек в Росси превышает 10 тысяч, но и этого недостаточно для удовлетворения клининговых потребностей в пик сезона.
Дефицит моек в Санкт-Петербурге составляет 50%, несмотря на то, что вдоль дорог и магистралей регулярно появляются новые клининговые комплексы. Следует принимать во внимание тот факт, что одновременно с ростом количества моек растет и количество автомобилей на дорогах. Наиболее остро дефицит ощущается в сегменте самообслуживания. Портальным и туннельным мойкам автомобилисты северной столицы не доверяют по вполне объективным причинам: контактный клининг может повредить лакокрасочное покрытие авто.
Мойки самостоятельного обслуживания появились в данном сегменте относительно недавно. Стоимость подобных услуг несколько ниже, чем на мойке, где всю работу выполняет специальный персонал. Неудобством для многих является необходимость самостоятельно осуществлять удаление загрязнений с кузова. Обычно клиентами таких постов являются жители Санкт-Петербурга с относительно небольшим доходом.
Рынок автомоек самообслуживания в настоящее время пребывает в стадии активного развития. В Европе доля моек в формате самообслуживания составляет 50%, в России – всего 7%. По мнению экспертов, пробел будет восполнен в ближайшие 10 лет, потому как услуга самостоятельного мытья пользуется спросом среди потребителей. Свою лепту в развитие и популяризацию моек самообслуживания вносит и их инвестиционная привлекательность – первоначальные вложения окупаются спустя год-полтора, рентабельность составляет 83% и выше.
С каждым годом общее количество транспортных средств в Санкт-Петербурге увеличивается в среднем на 5%. По подсчетам экспертов, к 2020 году на территории города будет приблизительно 2 400 000 автомобилей. Потому можно с уверенностью говорить о перспективности такого направления бизнеса, как ручная автомобильная мойка, поскольку количество потенциальных клиентов ежегодно будет только возрастать. Именно поэтому вновь открытые посты автомобильных моек для легковых транспортных средств будут прибыльными. Важно лишь правильно выбрать место расположения автомойки, спектр услуг и сегмент клиентов, на которых будет ориентирован бизнес.
Невзирая на обеспеченность рынка автомоечными услугами, в связи с увеличившимся количеством автотранспорта ежегодная потребность в автомобильных мойках возрастет на 110 единиц.
В такие периоды, как март-апрель, октябрь-ноябрь, которые являются пиковыми, нагрузка максимальная – стандартно загруженные мойки могут не справиться с наплывом посетителей.
К тому же, автомобильные мойки редко когда работают по максимальной технической загрузке все 24 часа в сутки и 365 дней в году. Также большую роль играет плотность расположения автомоек – не везде она равномерна. Поэтому ежегодная потребность в строительстве новых автомоечных комплексов для покрытия растущих потребностей будет составлять 200-300 центров по оказанию таких услуг.
Кроме того, для обеспечения потребностей в мытье всего имеющегося автомобильного транспорта требуется порядка 5 тысяч автомоечных сервисов – сегодня данная потребность не обеспечена даже на половину.
Наглядно продемонстрирован дефицит среди автомоечных услуг на примере города Санкт-Петербурга в следующем графике (рисунок 1).
Рисунок 1. Спрос и предложение на мойку авто в Санкт-Петербурге по состоянию на 2016 г.
При существующем дефиците услуг, что было продемонстрировано выше, и в условиях кризиса преимущественным спросом будут пользоваться лишь автомойки с возможностью самообслуживания из-за цены услуги (ниже в 3-4 раза), качества и быстроты получения услуги), поэтому рациональнее было бы уделить внимание именно этому виду бизнеса.
Что касается скорости обслуживания на автомобильных мойках, то изучим такие данные. Они наглядно представлены в таблице 1.
Средняя производительность различных типов автомоек Таблица 1.
Средняя производительность, авто/день Ручные мойки Конвейерные мойки Мойки самообслуживания
20-60 200 400-900
Исходя из этого, становится очевидным, что в кризис самой востребованной услугой, способной покрыть растущую потребность в данном виде сервиса из-за увеличения числа автомобилей, будет именно автомойка на станции самообслуживания. Преимущества визуализированы на рисунке 2.
Рисунок 2. Преимущества автомоек самообслуживания.
С экономической точки зрения постройка и содержание автомоек самообслуживания является более выгодным делом, чем владение и использование традиционных автомоечных комплексов. Это связано с тем, что наблюдается экономия:
На заработной плате, поскольку сокращается численность персонала (мойщики не нужны);
На вводе в эксплуатацию, поскольку это сооружение возводится из легких сборных металлоконструкций, т.е. оно легко монтируется. Также для таких сооружений снижены требования по оформлению земельных участков в собственность или долгосрочную аренду.
Быстрая окупаемость проекта обеспечивается высоким спросом на данный вид услуг среди населения, а также большей производительностью обслуживания. Кроме того, на данный вид автомоек и по сегодня сохраняется низкая конкуренция, поскольку данный вид услуг начал популяризовываться в России лишь 5 лет назад.
В связи с тем, что автомоечные посты оборудованы системой противообледенения, то время простоя в обслуживании из-за очень низких температур воздуха приближено к нулю. Такие автомобильные мойки закрываются, лишь при температуре, которая опускается ниже -30 градусов по Цельсию. А это не более 4-7 дней в году. Это позволяет использовать с выгодой такие комплексы во всех климатических зонах России.
Обычно температура зимой не опускается ниже -10 градусов по Цельсию. При такой температуре мойки авто с самообслуживанием работают бесперебойно – такой режим работы обеспечивается благодаря прокладке в бетонном полу постоянно работающей системы снеготаяния в виде циркулирующего по трубам подогреваемого антифриза.
Таким образом, мойки самообслуживания, хоть и появились недавно, но, судя по всему, имеют хорошие перспективы. Причина этому достаточно простая – экономия. Большинство водителей не привыкли понапрасну тратить деньги, и если есть возможность сэкономить, причем без потери качества, они обязательно этим воспользуются. Именно на них в первую очередь и рассчитаны такие автомойки. Из этого следует логический вывод, что этот способ мойки авто с каждым годом будет все больше развиваться.
Данные по структуре рынка бесконтактных моек в Санкт-Петербурге представлены в таблице 2.
Структура рынка Таблица 2.
Структура рынка
По объектам рынка По пространственному признаку По механизму функционирования По степени насыщенности В соответствии с действующим законодательством
Рынок товаров и услуг (товары потребительского назначения продовольственные товары) Внутрирегиональный Рынок свободной конкуренции Дефицитный рынок Легальный рынок
Конкуренция и другие внешние факторы.
Конкуренция на рынке автомоек достаточно высока. Это объясняется тем, что моечный бизнес в нашей стране далеко не нов.
Вопрос об отсутствии или наличии конкуренции можно рассмотреть двояко. С одной стороны, если поблизости конкурентов нет, весь поток машин устремится именно на данную автомойку, но в этом случае не избежать «толкучки» автомобилей. С другой стороны наличие конкурирующей автомойки неподалеку может и сыграть на руку владельцу бизнеса автомойка - если там будет большая очередь - большинство владельцев автомобилей не поленятся проехать километр-другой до соседней мойки, тем более, если одна из автомоек ориентирована на быстрое обслуживание, а другая на широкий спектр услуг и комфорт. Таким образом, будет иметь место своего рода «разделение клиентуры».
В городе Санкт Петербург рынок автомобильных моек самообслуживания уже перенасыщени и практически невозможно найти гипермаркет, на котором пока нет мойки такого типа и можно строить. Как правило у сетей есть либо свои дочерние компании, которые занимаются строительством подобных моек на их парковках, как например в случае компании «Мой Сам» - дочерняя компания гипермаркета «Окей».
В Приморском районе Санкт-Петербурга на небольшой территории, где находится данная мойка, открыто около 6 подобных моек по следующим адресам:
1) улица Савушкина (парковка гипермаркета «Карусель»)
2) улица Мебельная
3) Богатырский проспект – мойка «Мой Сам» - дочерняя компания гипермаркета Окей, обладающая эксклюзивным пр