Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные дети зачастую кажутся невоспитанными, т.к. в каждой семье за основу принимается собственная модель воспитания. Родители сегодня не стремятся применять в воспитании какие-то стандарты или эталоны, они воспитывают своего ребенка в соответствии с собственными потребностями и особенностями каждого дошкольника или младшего школьника.
Единого мнения о правильном воспитании в научной литературе не существует, поэтому можно рассматривать лишь отдельные модели, которые могут использоваться в тех или иных случаях.
Цель исследования – провести анализ типов воспитания дошкольников и младших школьников.
Объект исследования – дошкольники и младшие школьники.
Предмет исследования – типы воспитания дошкольников и младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть проблемы воспитания в трудах отечественных психологов.
2. Охарактеризовать типы воспитания.
3. Определить особенности воспитания дошкольников.
4. Проанализировать специфику воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что воспитание младших школьников включает в себя больше различных аспектов, нежели воспитание дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, историографический, хронологический, сравнение, обобщение, моделирование, проектирование, наблюдение, классификация.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен всесторонний обзор психолого-педагогической литературы, которая посвящена проблемам развития воспитания детей разного возраста. Кроме того, рассмотрен вопрос о сравнении методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Проблемы воспитания в трудах отечественных психологов
Воспитание является тем психолого-педагогическим процессом, который широко освещается в научной литературе, поскольку оно выступает в качестве основного этапа социализации и развития личности. Воспитание несет в себя много противоречий, а для того, чтобы выработать эффективную модель воспитания для каждого ребенка, необходимо изучить его личностные характеристики .
В дидактике выделяют основные принципы воспитания, которые можно назвать максимально эффективными :
– комплексный: воспитание должно включать в себя все компоненты, необходимые для полноценного развития личности на том или ином возрастном этапе;
– последовательный: воспитательное воздействие должно осуществляться поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями психики ребенка;
– систематический: воспитание должно превратиться в систему, а не быть эпизодическим воздействием, которое не принесет должного эффекта;
– личностноцентрированный: выбор модели и метода воспитания должен основываться не только на общих стандартах и возрастных нормах, но и на индивидуальных особенностях каждого ребенка;
– развивающий: любое воспитательное воздействие должно в обязательном порядке приводить к конструктивным изменениям в поведении, характере и других психологических образованиях ребенка вне зависимости от ситуации его развития в данный момент.
Воспитание как психолого-педагогический процесс выполняет ряд важных функций :
1. Социальная: воспитание является процессом активного и эффективного взаимодействия ребенка и значимого взрослого, в результате которого вырабатываются нужные модели поведения.
2. Психологическая: в процессе воспитания у ребенка формируются психологические особенности, которые в более взрослом возрасте определят направленность его личности и устойчивый характер.
3. Педагогическая: на каждом этапе воспитательного процесса должен присутствовать элемент обучения, поскольку эти два процесса связано максимально тесно. При гармоничном сочетании воспитания и обучения ребенок развивается максимально полноценно.
4. Этическая: воспитательный процесс не должен ни в кое мере принижать или ущемлять права ребенка. Наоборот, правильное воспитание должно показать ребенку, что он имеет ценность для общества как и каждый другой человек и может добиться успехов.
5. Моделирующая: каждый стереотип и социальный опыт, который имеет ребенок вплоть на взрослого возраста, является результатов того или иного этапа воспитательного процесса, поэтому важно грамотно организовывать каждую ступень, чтобы сформировать гармоничную и здоровую личность.
Каждый педагог или родитель вправе выбирать собственные методы воспитания ребенка любого возраста в зависимости от его индивидуальных особенностей и социальной ситуации, в которой это воспитание осуществляется .
При этом надо отметить, что существует ряд деструктивных моделей воспитательного процесса, которые часто используются в современных семьях и образовательных учреждениях, что является причиной формирования психологических проблем и асоциального поведения детей и подростков. обесценивания моральных и нравственных ценностей .
1.2. Типы воспитания
В научной литературе существует несколько классификаций типов воспитания, которые основаны на педагогическом опыте и историческом развитии данного понятия.
На рисунке 1.1 представлена классификация типов воспитания по признаку родительской позиции .
Рисунок 1.1. – Классификация типов воспитания по признаку родительской позиции
Рассмотрим указанные типы воспитания более подробно.
При классическом типе воспитания ребенку прививаются стандарты и стереотипы, которые сложились исторически. Любые отклонения от этих стереотипов вызывают у родителей неодобрение, т.к. они хотят, чтобы их дети не вызывали осуждения у общества, были как все .
Эгоцентрированное воспитание направлено на полное удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка. Воспитатель (родитель) не думает об эффективности своего воздействия, самое главное здесь, чтобы ребенок был всегда и все доволен. Такой тип воспитания часто применяется к детям, которые имеют отклонения в здоровье.
Под развивающим типом воспитания понимается педагогический процесс, направленный на постоянную выработку у ребенка новых знаний и умений, его совершенствование и личностное развитие.
Программирующее воспитание – это педагогическое воздействие, при котором взрослый закладывает в ребенка не только актуальную программу его действий, но и специфику его будущего, дает четкие установки на поведение ребенка и его результат .
Воспитание, направленное на личность ребенка, позволяет эффективно формировать самостоятельность, ответственность, четко сложившееся мировоззрение. Причем результат такого воспитания обычно заметен еще в самом раннем возрасте. У ребенка складываются правильные представления о себе, моральных принципах и возможности выбора своего жизненного пути.
Наконец, эпизодическое воспитание очень популярно в современном мире. Родители, занятые работой, стараются уделять ребенку максимум внимания в свободное время, но при этом не выстраивают четкой линии педагогического воздействия, а потому такой воспитательный процесс редко бывает эффективным .
На рисунке 1.2 представлена классификация типов воспитания по признаку стиля .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Воспитание детей в начальной школе: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Алексеенко, И.М., Миротворцева, Т.И., Балакина, Е.Г. Принципы исследования типов и методов воспитания в научной литературе: психологические, социологическое и педагогические теории [Текст] / И.М. Алексеенко, Т.И. Миротворцева, Е.Г. Балакина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 17–29
3. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование методов воспитания в начальных классах: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и психологические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к воспитанию детей [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Берестова, И.Т. Исследование воспитания в разрезе педагогического процесса на современном этапе развития российского общества [Текст] / И.Т. Берестова // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 90–103
6. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Воспитание и проблемы его исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
7. Гордеенко, А.С., Кутейникова, И.В. Проблемы исследования роли и значения игры в процессе воспитания младших школьников: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
8. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности воспитания младших школьников [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
9. Гудыменко, Ю.А., Ястребинская, В.С., Крючкова, И.И. Воспитание и его типы [Текст] / Ю.А. Гудыменко, В.С. Ястребинская, И.И. Крючкова // Психология и педагогика. – 2019. – № 4. – С. 66–79
10. Ермакова, С.И., Сувалова, Г.А. Исследование типоы воспитания в современной психологии // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 6. – С. 100–112
11. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов воспитания в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
12. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Формирование принципов исследования методов воспитания младших школьников и их роли в педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
13. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Воспитание как объект исследования: проблемы классификации [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы психологии. – 2016. – № 12. – С. 50–62
14. Исакова, З.А., Крючкова, Е.П., Финогентов, А.Ю. Принципы воспитательной работы с младшими школьниками [Текст] / З.А. Исакова, Е.П. Крючкова, А.Ю. Финогентов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1. – С. 99–113
15. Колесниченко, М.И., Хвостова, Л.Д., Мирончикова, А.А. Принципы формирования воспитательной модели младших школьников в процессе обучения [Текст] / М.И. Колесниченко, Л.Д. Хвостова, А.А. Мирончикова // Педагогические технологии. – 2020. – № 3. – С. 71–80
16. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции развития методов воспитания младших школьников на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
17. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования воспитания в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и психологические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
18. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и психологические аспекты изучения воспитания и обучения в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
19. Назарова, Г.В., Чуркин, И.М. Основные концепции воспитания в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
20. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение психолого-педагогического исследования: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
21. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Виды воспитания младших школьников [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
22. Радимова, С.С., Прядченко, М.С., Христосова, А.А. Принципы воспитания детей дошкольного возраста: обзор научной литературы [Текст] / С.С. Радимова, М.С. Прядченко, А.А. Христосова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 40–52
23. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Проблемы воспитания младших школьников: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
24. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема эффективного воспитания дошкольников на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социальной психологии. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. – С. 126–140
25. Сметанина, Е.В., Корзинин, И.И., Герасименко, О.В. Формирование и развитие педагогических принципов воспитания дошкольников: психолого-педагогические аспекты [Текст] / Е.В. Сметанина, И.И. Корзинин, О.В. Герасименко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 46–59
26. Смирнов, Р.А., Кручинина, Т.А. Современные принципы классификации типов воспитания как перспективное направление психологической деятельности в постсоветское время [Текст] / Р.А. Смирнов, Т.А. Кручинина // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и психологические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – С. 15–26
27. Тихонова, Е.Г., Алексеева, А.П., Свердлова, Е.М. Особенности воспитания дошкольников [Текст] / Е.Г. Тихонова, А.П. Алексеева, Е.М. Свердлова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в России: исторический и современный аспект». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 46–59
28. Христенко, А.С., Феклистова, О.А., Пилецкая, Е.Е. Воспитание как объект психолого-педагогического исследования [Текст] / А.С. Христенко, О.А. Феклистова, Е.Е. Пилецкая // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2018. – С. 86–100
29. Широкова, М.И., Градиенко, С.В., Чечевинская, Н.Г. Воспитание ребенка как объект научного исследования [Текст] / М.И. Широкова, С.В. Градиенко, Н.Г. Чечевинская. – Томск: Авантаж, 2020. – 650 с.
30. Чиркова, А.А., Полозова, Г.Е. Основы исследования функций и признаков воспитания: современный аспект [Текст] / А.А. Чиркова, Г.Е. Полозова // Материалы научно-практической конференции «Психология и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–35
31. Явлинская, О.А., Рогатина, С.С., Мануйлова, И.М. Принципы эффективного детей: история и современное состояние [Текст] / О.А. Явлинская, С.С. Рогатина, И.М. Мануйлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 9. – С. 90–98