Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в мире процессы создают новые виды угроз международной безопасности, а Организация Объединенных Наций создавалась в условиях XX века и ее институциональный дизайн не соответствует изменившемся условиям.
Созданная в качестве структуры для сохранения мира между государствами, ООН не в состоянии эффективно обеспечить миротворческую деятельность в системе локальных войн, когда локальные внутригосударственные конфликты перерастают в региональные конфликтогенные ситуации. Нормативно-правовая база ООН также имеет свои изъяны, которые позволяют двояко трактовать само понятие «миротворческая операция», а действия миротворческих миссий на основе прецедентного права не имеют больше системного характера.
Распад биполярного мира привел к созданию новых государств, появились новые виды угроз международному миру и безопасности, что предопределило необходимость активизации деятельности универсальной международной организации - ООН. Политические процессы, происходящие на данном этапе развития общества, выявляют необходимость в исследовании конфликтов, анализе их причин и последствий.
Хронологические рамки исследования включают период с 1949 года по настоящее время, поскольку именно с момента создания и утверждения принципов деятельности ООН начинается проблема в механизме принятия решений по ключевым вопросам безопасности.
Источниковую базу исследования составляют официальные документы ООН, прежде всего - Устав ООН , в котором содержатся основные принципы международных отношений. Рассмотрены документы Совета Безопасности ООН в рамках Контртеррористического комитета . Также были изучены документы МИД РФ, заявления и материалы пресс-конференций первых лиц государства в части активности Российской Федерации по формированию конструктивных предложений в сфере реформирования институционального дизайна организации.
Научная разработанность темы достаточно широка. В историографии проблемы можно выделить несколько блоков исследований отечественных и зарубежных авторов. Так, концептуальные основы деятельности международных организаций как наднациональных структур изложены в трудах таких авторов, как С. Крокетт, В.М.Шумилов, Дж. Бартон, С.Баркин, М. Футер, В. Риттбергер и др. Следует отметить, что зарубежная историография в части теоретических подходов и концепций к исследованию деятельности международных организаций более обширна на сегодняшний день, а труды отечественных исследователей в основном посвящены конкретной проблематике деятельности ООН. В частности, следует отметить труды таких авторов, как Г.И. Морозов, О.Г. Зайцева, В.Н. Федоров, А.Е. Кутейников, которые достаточно подробно анализируют общие принципы работы и проблемы деятельности ООН.
Нормативно-правовые коллизии между принципами деятельности ООН и реальной практикой применения вооруженных миротворческих контингентов хорошо освещены в работах таких исследователей, как П.Ф.Дейл, М.Смаутс, А.Масахико и др. Следует отметить, что большинство зарубежных и российских ученых считает, что ведущую роль в предотвращении и урегулировании конфликтов должна продолжать играть ООН. В последнее время участились попытки формализации деятельности ООН для одобрения уже принятых кулуарных решений, что не только не способствует процессу управления конфликтом, но и приводит к его дальнейшей эскалации.
Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция); метод системного и структурного анализа, функциональный анализ, позволяющие выявить основные структурные характеристики международных организаций вообще и ООН в частности; метод контент-анализа, применяемый для исследования официальных документов и заявлений на высшем уровне, а также количественный анализ статистических данных.
Цель:рассмотреть перспективы реформирования ООН как миротворческой организации.Задачи исследования:
1. Провести анализ правовой базы и механизмов миротворческой деятельности;
2. Проанализировать процесс урегулирования конфликтов на выбранном примере.
Объектом исследования является деятельность по предотвращению конфликтов на мировом и региональном уровне.Предметом исследования является деятельность международных организаций-гарантов международного мира и безопасности, а также СМИ в конфликтных ситуациях на региональном уровне.
Представленная курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования миротворческой деятельности
1.1.Исторические предпосылки возникновения международных миротворческих операций
Миротворчество имеет богатую историю и практику в международных отношениях, причем коллективные действия государств в данном случае всегда оказываются более продуктивными.
Более того, именно в самом кровавом, двадцатом веке широкое распространение получили идеи создания международных коллективных сил, способных обеспечить общемировую безопасность. Фактически само по себе учреждение Лиги Наций, а затем Организации Объединенных Наций свидетельствовало о признании мировым сообществом необходимости урегулирования международных конфликтов мирными средствами. Как все мы помним, Организация Объединенных Наций, созданная на заключительном этапе второй мировой войны, имела целью стать универсальной международной организацией, обладающей действенным механизмом поддержания мира.
Причем именно Устав ООН является главной правовой основой современных международных отношений. Так, в глава VI Устава Организации Объединенных наций содержит как мирные средства урегулирования конфликтов. Помимо этого глава VII предусматривает применение вооруженных сил в целях поддержания всеобщей безопасности и недопущения эскалации конфликта.
По нормам международного права ООН участвует в миротворческом процессе в качестве арбитра (в случае институционального конфликта сторон), а также выступает в роли модератора (в случае открытых вооруженных столкновений), то есть проводит миротворческие операции по разведению сторон. За время своего существования в ООН разработана четкая система принципов и методов, направленных на предотвращение, сдерживание, ослабление и прекращение вооруженных действий дипломатическими, не силовыми средствами. Предусмотрены и возможности проведения в рамках международного права проведения миротворческих операций по принуждению к миру. Фактически, за всю историю своего существования ООН учредила более 55 подобных операций. Суть их заключалась в том, что в конфликтные зоны предусматривается ввод многонациональных миротворческих сил, а также полицейский и гражданский контингент, главной целью которых является разведение сторон и принуждение к мирным переговорам. Следует также учитывать, что вся теория и практика миротворчества разрабатывалась в условиях «холодной войны», то есть система сдержек и противовесов подразумевала наличие биполярного мира- двух антагонистических по свои интересам центров тяжести- США и СССР.
Миротворчество в основном ограничивалось поддержанием прекращения огня и стабилизацией ситуации на местах. Первоначально миссии ООН состояли из невооруженных военных наблюдателей и справедливо вооруженных войск с функциями мониторинга, отчетности и укрепления доверия, в частности, Организация Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП).
Из вооружённых миссий первой была миссия чрезвычайных сил ООН (ООН I), успешно развернутых в 1956 году для решения Суэцкого кризиса. Для реализации требований Генассамблеи канадский политик Лестер Б. Пирсон предложил создать специальные миротворческие силы ООН. Генеральная Ассамблея поручила Генеральному секретарю ООН Дагу Хаммаршёльду
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Responsibility to Protect. Report of the International Commission on Intervention and State Souvereignty. International Development Research Centre. Ottawa, December 2001. 91 p. URL: http://responsibilitytoprotect.org/ICISS%20Report.pdf
2. Report of the Panel on United Nations Peace Operations (Brahimi Report). UN Document A/55/305-S/2000/809.21 August, 2000. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.un.org%2Fdocuments%2Fga%2Fdocs%2F55%2Fa55305.pdf&name=a55305.pdf&lang=en&c=564342362718 (accessed 20.09.2015).
3. Uniting Our Strengths – Policу, Partnerships, People. Report of the High-Level Independent Panel on Peace Operations. UN Document A/70/95-S/2015/446. 17 June, 2015. URL: http://www.un.org/sg/pdf/HIPPO_Report_1_June_2015.pdf
4. Report of the African Union – United Nations Panel on Modalities for Support to African Union Peacekeeping
5. Operations (Prodi Report). UN Document A/63/666-S/2008/813. 31 December, 2008. URL: http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/RO%20S2008%20813.pdf
6. Report on Review of Arrangements for Funding and Backstopping Special Political Missions. UN Document A/66/340. October, 2011. URL: http://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/SPMStartupGuide_UNDPA2012.pdf
7. Final Report of the Expert Panel on Technology and Innovation in Peacekeeping. 2015. URL: http://performancepeacekeeping.org/
8. ООН. Совет Безопасности. Доклады Генерального секретаря. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/sgreports/
9. Сборники резолюций и решений Совета Безопасности ООН. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/volumes/
10. UN Security Council Resolution 1353, 13 June 2001, S/RES/1353(2001)- Strengthening co-operation with troop-contributing countries to peace-keeping missions.
11. Report of the Secretary –General: Comprehensive report on strengthening the capacity of the United Nations to manage and sustain peace operations , ( A/61/858) 13 April 2007.
12. Доклады миссий Совета Безопасности. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/missions/
13. Резолюции Совета Безопасности. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/
14. Brussels European Council, 19/20 March 2009, Presidency Conclusions, Council of the European Union, Brussels, 29 April 2009, 7880/1/09 REV 1, URL:http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/106809.pdf
15. Алиева Д.С. Отражение в СМИ современных тенденций мировых войн (на примере военного конфликта в Сирии) // ScienceTime. 2015. № 3 (15). С.18-21.
16. Лобанов К.Н., Моисеев В.В. Гражданская война в Сирии и геополитические интересы России в ближневосточном регионе //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 6. Т. 10. С. 103-106.
17. Махнев С.Д. Угрозы конфликта в Сирии для национальной безопасности РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 345-350.
18. Миронец Е.В., Яковлева И.П. Представление молодежи о героизме как факторе формирования гражданственности в современной России // Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России: Материалы IV Тюменского социологического форума. 08-09 октября 2015 г. [электронный ресурс]. Тюмень, 2015. С. 231-234.
19. Степанова Е.А. Вооруженный конфликт в Сирии и политика России //Пути к миру и безопасности. 2012. № 2 (43). С. 7-25.