Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 5
1.1 Понятие государственного долга 5
1.2 Дефицит бюджета 6
1.3 Способы сокращения бюджетного дефицита 10
ГЛАВА II ВИДЫ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 12
2.1 Виды государственного долга 12
2.2 Методы управления государственным долгом 15
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 17
3.1 Влияние государственного долга на экономику страны (ситуация в мире) 17
3.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации: структура, проблемы и последствия 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Фрагмент для ознакомления
2
Государственным долгом называется сумма полученных (освоенных) и не погашенных на конкретную дату займов государства. Также государственным долгом называются обязательства долгового характера на конкретную дату, которые отнесены в соответствии с законодательными актами России на долг Правительства России, Центрального Банка России .
Таким образом, государственный долг – это общность дефицита бюджета государства за конкретный период. Базовые причины формирования государственного долга:
1) Бюджетный дефицит;
2) Присутствие свободных денежных средств у физических и юридических лиц .
Также государственным долгом является итог денежных государственных заимствований, которые осуществляются с целью покрыть бюджетный дефицит.
Государственный долг соответствует сумме дефицитов прошлых лет, учитывая вычет излишков бюджета. Государственный долг равен задолженности центрального правительства, региональных и местных властных органов, а также долгов всех корпораций с участием государства, пропорционально государственной доле в акционерном капитале корпораций.
Инициация государственного долга связана с применением займов государства как одним из видов привлечения ресурсов денежного характера для увеличения воспроизводственного уровня и удовлетворения потребностей социума. Фактор причины формирования и увеличения долга государства – это постоянный бюджетный дефицит в государстве.
Существует два подхода к определению роли государственного долга:
1) Небольшая часть теоретиков-экономистов, политиков рассматривают государственный долг как только негативного характера явление и говорят о важности отказа от долгового финансирования бюджетных расходов.
2) Большая часть экономистов говорит о том, что государство не может существовать без применения возможности привлечения в конкретные периоды дополнительных финансовых средств.
Базовая государственная выгода использования привлечения финансовых средств – это возможность привлечения в бюджет заемных ресурсов, сохраняя при этом относительный размер долга – в процентах от ВВП (за конкретный временной период за цикл экономики) .
Величина бюджетного сальдо и объем реального ВВП – эти факторы, на которые ориентируется долговая динамика. Бюджетный дефицит инициирует рост объема государственного долга. Бюджетный профицит дает возможность долг погасить. Рост экономики дает возможность наполнить доходную бюджетную часть, при помощи которой и будут выплачиваться проценты по долгу. Это позволяет денежной массе расти в обращении без роста инфляции. Денежная масса будет расти и приводить к рефинансированию долга.
1.2 Дефицит бюджета
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. С этим финансовым явлением в разные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.
Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска.
В периоды кризиса, депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления снижаются. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита могут являться:
1. Сокращение доходов государства в период кризиса;
2. Не эффективность финансовой системы государства;
3. Несовершенство налоговой политики;
4. Чрезвычайные ситуации (войны, стихийные бедствия, массовые беспорядки, катастрофы);
5. Увеличение затрат на оборону;
6. Рост теневого сектора экономики.
Можно сказать, что из приведенных выше причин особое значение имеют рост теневого сектора экономики и спад производства. В первом случае предприятия действуют нелегально, а, следовательно, не платят налоги государству – от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы. Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов – до 50% ВВП и более . Во втором случае план поступления в бюджет не выполняется, так как происходит сокращение производства, в результате чего уменьшается прибыль, следовательно, сокращаются поступления в бюджет.
Конечно же бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга.
Тем не менее, нельзя отнести бюджетный дефицит к ряду чрезвычайных событий, так как все зависит от причин его возникновения и направления расходов государственных средств. Ведь даже самые экономически развитые страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета. Но если же у правительства не будет четкой программы повышения доходов над расходами, то это конечно же приведет к росту отрицательных моментов в экономике.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1 БК РФ Глава 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ДОЛГ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/87e6d7ec2419437fd711b4fff2dc936c6918e048/#dst5096 (дата обращения 15.12.2020)
Публикации и учебники
2. Алехин Б. И., Государственный долг. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. — 366 с.
3. Брагинская Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. — М.: Университетская книга, 2017. — 127 с.
4. Гладковская Е. Н. Финансы. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 312 с.
5. Грицюк Т. В. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 558 с.
6. Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов/О.Г. Дмитриева//Вопросы экономики. –2017. – N3. –с.20-32.
7. Дьяченко М. В., Стабилизационная финансовая политика как условие обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны // Финансовый бизнес. — 2018. — № 5. — С. 44-51
8. Жукова С.С. Государственный и муниципальный долг/С.С. Жукова, А.В. Абышева. -2-е изд., доп. и перераб. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2019. –164 с.
9. Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 149 с.
10. Лазарова Л. Б., Пути повышения эффективности расходов бюджетных средств // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 6. — С. 117-120
11. Николаева Т. П. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2018. — 237 с.
12. Пороховский А. А. Долговая проблема как феномен XXI века: монография. — М.: Проспект, 2016. — 287 с.
13. Портной М. А., Почему Трампу не страшен государственный долг США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 7. — С. 5-19
14. Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика. — М.: КноРус, 2016. — 255 с.
15. Тобин Д. Денежная политика и экономический рост. — М. ЛИБРОКОМ, 2016. — 267 с.
16. Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2016. - N20. – с.37-42.
17. Хейфец Б.А. Долговая политика России: актуальные проблемы. –М.: Экономика, Научный эксперт, 2016. - 104 с.
18. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – М.: Институт экономики, 2012. - 56 с.
19. Хоминич И.П. Государственный кредит в условиях финансовой глобализации/И.П. Хоминич, О.В. Саввина. – М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2016. – 256 с.
20. Цареградская Ю. К. Государственный долг России в системе финансового права особенности правового регулирования : монография. — М.: Проспект, 2016. — 133 с.
Доклады
21. Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015. — 397 с.
Статистические данные
22. Официальный Сайт Центрального Банка Российской Федерации//https://www.cbr.ru/