Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – история создания и особенности языка 5
1.1. История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 5
1.2. Язык поэмы «Руслан и Людмила» 7
Глава 2. Фукнционально-стилистические особенности прилагательных в поэме «Руслан и Людмила» 13
2.1. Общая характеристика имени прилагательного как части речи в русском языке 13
2.2. Прилагательные в поэме «Руслан и Людмила» Пушкина 20
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ функционально-стилистических особенностей прилагательных в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть историю создания поэмы «Руслан и Людмила»;
2) Выявить особенности ее языка;
3) Проанализировать функционально-стилистические особенности прилагательных в поэме.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как, не смотря на широкий интерес к поэме «Руслан и Людмила», проявленный критиками и литературоведами при жизни А.С. Пушкина и вплоть до нашего времени, вопросы, связанные с анализом прилагательных в тексте поэмы до сих пор не рассматривались исследователями. В связи с этим выбранная тема не только актуальна, но и достаточно нова.
Объект работы – поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Предмет работы – прилагательные в поэме «Руслан и Людмила».
Творчество А.С. Пушкина – это одна из наиболее исследованных тем в литературоведении, поэтому существует огромное количество источников, в которых рассматриваются вопросы истории, стилистики, особенностей зыка поэмы «Руслан и Людмила». К таким источникам можно отнести исследования Томашевского Б., Антоновой М.В., Пузанковой Е.Н., Зуевой Т.В., Кулешова В.И., Ахметшина Б.Г., Сазоновой З.Н., Зориной Я. А., Шефер Н. И., Шишмаренковой Г.Я. Наиболее близким к нашей теме исследованием непосредственно связанным с частями речи в поэме, является статья Н. Немыкиной «По страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», в которой рассматриваются примеры из текста поэмы и функциональные и стилистические особенности частей речи в поэме.
Методы, использованные в работе: метод анализа теоретических исследований творчества А.С. Пушкина и метод анализа прилагательных в поэме.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – история создания и особенности языка
1.1. История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
«Руслан и Людмила» — написанная в 1818-1820-х годах наиболее ранняя, считающаяся первой из законченных поэма А. С. Пушкина, написанная в жанре волшебной сказки по мотивам русских былин.
Поэма написана после окончания Лицея, хотя начата еще во время учебы в лицее, когда родились основные замыслы и идеи поэмы, а саму работу над поэмой Пушкин начал уже после окончания Лицея, когда много болел.
Согласно замыслу автора, поэма должна была создавать ощущение «богатырского времени» в духе популярной в те годы поэмы Лодовико Ариосто «неистовый Роланд», считавшейся крайне романтичной. Вторым источником вдохновения для Пушкина «Орлеанская девственница» и «Что нравится дамам» Ф. Вольтера. Русскими источниками вдохновения Пушкина стали литературные сказки – лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева. Подтолкнуло к созданию поэмы также и то, что в начале 1818 года вышел в свет первый том «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, откуда Пушкин позаимствовал некоторые подробности былин и сказаний, а также взял имена главных героев- соперников Руслана - Рогдая, Ратмира и Фарлафа .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Антонова М. В., Пузанкова Е. Н. Мифопоэтическая система поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»// https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskaya-sistema-poemy-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila
2) Ахметшин Б. Г. Сказочные и эпические мотивы поэмы А. С. Пушкина «"Руслан и Людмила» // https://cyberleninka.ru/article/n/skazochnye-i-epicheskie-motivy-poemy-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila
3) Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С. 443-459.
4) Енжевская М. В. Имя прилагательное. Разноуровневые развивающие упражнения по русскому языку для 3-4 классов / Енжевская Марина Владимировна. - М.: Ювента, 2011. - 324 c.
5) Зорина Я. А. Отражение славянской культуры и традиций в ономастическом пространстве поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» // https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-slavyanskoy-kultury-i-traditsiy-v-onomasticheskom-prostranstve-poemy-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila
6) Зуева Т. В. Народная волшебная сказка в творческом развитии А.С. Пушкина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов. - М.,1987. - С. 98-117.
7) Кулешов В. И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. - М.,1987.
8) Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень : в двух частях / Ю. В. Лебедев. - 7-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019-. Ч.1. - 367 с.
9) Мальцева И.В. Имя прилагательное. Интерактивная тетрадь по русскому языку для 2 класса / И.В. Мальцева. - М.: Ювента, 2012. - 150 c.
10) Начальная школа. Русский язык. Имя прилагательное. - М.: Попурри, 2015. - 545 c.
11) Немыкина Н. По страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» // https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200500407
12) Петрунина Н.Н. К творческой истории поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» // http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=v1a9MHjYLuA%3d&tabid=10183
13) Пушкин А. С. Руслан и Людмила // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. Т.3. - М.,1975. С. 7-78.
14) Сазонова З. Н. Мотив сна-смерти в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» // https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sna-smerti-v-poeme-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila-1
15) Томашевский Б. В. Пушкин. - 2-е изд. - М. : Худож. лит., 1990. - 367 с.
16) Шефер Н. И. Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в духовно-нравственном развитии младших школьников // https://cyberleninka.ru/article/n/poema-ruslan-i-lyudmila-a-s-pushkina-v-duhovno-nravstvennom-razvitii-mladshih-shkolnikov
17) Шишмаренкова Г.Я. Изучение поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в пятом классе (к новой программе по литературе) // https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-poemy-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila-v-pyatom-klasse-k-novoy-programme-po-literature
18) Шишмаренкова Г.Я. Концепция изучения творчества Пушкина в 5-10 классах школы // https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-izucheniya-tvorchestva-pushkina-v-5-10-klassah-shkoly
19) Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Имя прилагательное / Глагол / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2013. - 149 c.