Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы состоит в том, что средства и методы художественной гимнастики, по – нашему мнению, выполняют ведущую роль в формировании двигательных способностей гимнасток, повышают интерес к виду спорта, способствуют профилактике заболеваний, развивают грацию, эстетичность в движениях. Акцент в художественной гимнастики делается в сторону пластики, гибкости, координации, выразительности, артистичности.
Гипотеза, мы полагаем, что включение в существующие программы оптимальную структуру комплекса упражнений на развитие гибкости у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, значительно повысят их гибкость, если будут проведены следующие мероприятия:
1) проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) разработан комплекс упражнений с элементами художественной гимнастики, направленный на развитие гибкости;
3) проверена эффективность разработанного комплекса упражнений в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: спортсмены, занимающиеся художественной гимнастикой.
Предмет исследования: методика развитие гибкости у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.
Цель исследования:
1. Провести обзор литературы по теме исследования.
2. Определить организацию педагогического эксперимента.
3. Проанализировать результаты эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
1.Анализ научно-методической литературы
2.Педагогическое тестирование.
3.Педагогический эксперимент.
4.Математико-статистическая обработка результатов
Научная новизна исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений, позволит дополнить программный материал построения процесса спортивной тренировки в художественной гимнастике.
Достоверность: Достоверность фактического материала и выводов подтверждается применением комплекса информативных методов исследования, продолжительностью педагогического эксперимента, надежностью статистической обработки информации.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ___________________________, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Гибкость как физическое качество
Для оптимальной жизнедеятельности человеку необходимо не только нормальное функционирование органов и систем организма, но и развитие физических качеств.
Гибкость – способность человека выполнять действия с большой амплитудой. Она является важным физическим качеством, характеризующим состояние опорно-двигательного аппарата. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды, утомления и времени дня. С возрастом гибкость уменьшается вследствие травм, уменьшения эластичности связок, разрастания соединительной ткани, отложения солей и др., что отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений, выполнения трудовых, бытовых и других двигательных действий наибольшая степень подвижности требуется в позвоночнике, тазобедренных и плечевых суставах. Хорошая гибкость уменьшает вероятность травм, а оптимальная подвижность в суставах является средством профилактики ущемления нервно проводящих путей, показателем долголетия. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание: пружинистые, маховые, с самозахватом, с внешней помощью и др.
Гибкость важна для выполнения большинства двигательных действий в любой деятельности, а также в быту.
Уровень гибкости, как правило, обусловливает развитие координационных способностей, быстроты, силы. Крайне сложно переоценить значение подвижности в суставах, если случаются нарушения осанки .
А. П. Матвеев считал, что гибкость применительно к двигательным способностям человека принято называть свойством растягиваемости телесных структур, определяющим пределы амплитуды движений звеньев тела. И в отличие от основных двигательных способностей она является непосредственным фактором двигательных действий .
Ю. Ф. Курамшин определяет гибкость как комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга .
По мнению Ю. В. Менхина в развитии гибкости большую роль играют возрастные особенности детей. К 13 годам у школьника практически завершается формирование суставов (они становятся менее податливыми морфологическим изменениям), прочнее становится связочный аппарат (с каждым годом он все меньше поддается воздействиям на растягивание), теряют эластичность связки, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, у детей младшего школьного возраста гибкость развивается значительно легче, чем у детей старшего возраста, поэтому после 13 лет у школьников надо сохранить её на достигнутом уровне, а не увеличивать .
Выделяют две формы проявления гибкости: активную, которая характеризуется величиной амплитуды движений за счет мышечных усилий, а также пассивную, которая характеризуется максимальной величиной амплитуды движений, которая достигается при воздействии внешних сил.
Амплитуда движений достигается большая в пассивных упражнениях, чем в активных, и разница между показателями данных двух видов гибкости называют резервной растяжимостью .
Также, различаются специальную и общую гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность в каждом суставе тела, позволяя выполнять различные движения в большей амплитудой.
Специальная гибкость – это предельная подвижность в некоторых суставах, которая определяет эффективность спортивной деятельности.
Следовательно, упражнения на гибкость могут выполняться в динамическом и статическом режиме.
В этой связи выделяют следующие виды гибкости:
- статическая пассивная – при выполнении бокового равновесия на одной ноге с захватом другой безопорной ноги за голень (семафор), разновидностей шпагатов
- статическая активная – упор высоким углом, семафор без захвата за голень безопорной ноги
- динамически пассивная – вис сзади на перекладине кольцах
- динамически активная. Эти разновидности гибкости могут комбинироваться в реальных движениях в различных сочетаниях .
Замечено что степень проявления гибкости зависит от внешней среды. В утренние часы она снижена, а к вечеру повышается. На гибкость существенно влияет функциональное состояние организма. При утомлении понижаются показатели активной гибкости, а пассивной увеличиваются.
Увеличенная гибкость без достаточной мышечной силы может вызывать шаткость суставных соединений, что может привести к повреждению суставов. Слишком гибкими являются несущие сустав: коленный, голеностопный и тазобедренный, становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам .
Таблица 1.1
Темпы роста активной и пассивной гибкости (%) у детей 5-7 лет (по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)
1.2 Развитие гибкости в художественной гимнастике
Среди физических качеств, которым в художественной гимнастике уделяют особое внимание, авторы выделяют гибкость. Гибкость – это подвижность в суставах, способность выполнять движения с большой амплитудой . Некоторые авторы определяют гибкость как морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев .
Н.Дж. Алтер выделяет такие следующие виды гибкости:
-статическую, что характеризует диапазон движения сустава без акцента на скорость;
-баллистическую, связанная с маховыми и ритмичными движениями;
-динамическую, которую понимают, как способность использовать диапазон движения сустава во время двигательной активности с привычной или с высокой скоростью. При этом автор отмечает, что динамическая гибкость не обязательно означает баллистические или быстрые виды движений, альтернативным является понятие функциональной гибкости .
Кроме статической, динамической и баллистической авторы различают активную и пассивную способность к гибкости суставов. Активная гибкость – максимально возможная амплитуда движений, которую может проявить человек в определенном суставе без посторонней помощи, используя только силу собственных мышц. Пассивная гибкость характеризуется способностью к достижению наивысшего уровня подвижности в суставах под действием внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Оптимальный уровень гибкости в художественной гимнастике обеспечивает качественное и эффективное выполнения соревновательной композиции, влияет на систему подсчета конечного результата, а также позволяет спортсменкам показать легкое, плавное выполнение элементов, проявить высокую координацию и общую свободу движений. Без оптимального развития этого физического качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения гимнастки достаточно ограничены и скованными. Гибкость необходима для выполнения волнообразных, акробатических движений, элементов равновесий, поворотов, для принятия позы в полете при исполнении прыжков, которые входят в состав программы упражнений по художественной гимнастике .
Чтобы выполнять движения экономно, свободно и технически, следует добиваться максимальной, анатомически возможной подвижности во всех суставах. Особое внимание надо уделять развитию подвижности грудного отдела позвоночника, плечевого, а также развития гибкости тазобедренных суставов без чего трудно технически правильно выполнять элементы.
Одним из важных физических качеств в художественной гимнастике, по мнению некоторых авторов, есть скорость, которая определяется как комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающий выполнение двигательных действий с максимально возможной скоростью в минимальный для данных условий отрезок времени .
При развитии гибкости необходимо выполнять следующие методические рекомендации:
1. Вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений.
2. Между сериями упражнений и после них выполнять релаксационные упражнения.
3. Амплитуду упражнений на гибкость необходимо увеличивать постепенно.
4. Использовать психологическую настройку, творческое самовнушение на развитие этого качества.
5. При снижении амплитуды движений дальнейшее развитие гибкости прекращается .
Таким образом, гибкость - это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые определяют степень подвижности его звеньев.
Вывод по главе 1.
Под гибкостью подразумевается, способность исполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что динамика развития определенных физических качеств, гибкости в том числе, во многом зависит от возрастных периодов, которые наиболее чувствительны (сенситивны) и благоприятны для воспитания тех или иных физических качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтер Майкл Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2014. – 420 с.
2. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : автореф. Дис. … д-ра пед. Наук : [спец.] 13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / И. А. Винер-Усманова. – Санкт-Петербург, 2013. – 40 с.
3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека — М.: Академиня, 2015. - 496 с.
4. Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 2014. – 56 с.
5. Дубровский В.М. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.М. Дубровский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018.-480 с.
6. Карпенко Л. А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике : учеб. Пособие / Л. А. Карпенко. – Санкт-Петербург : СПбГАФК, 2015. – 40 с.
7. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2017. – 464 с.
8. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Владос – Пресс, 2015. – 379 с.
9. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст] / Ю. В. Менхин. – М: Физкультура и спорт, 2015. – 190 с.
10. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. М.: Попурри, 2014-159 с.
11. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: [учеб. Тренера высш. квалиф.] / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2014. – 808 с.
12. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования : учеб. Пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. – Москва : Человек, 2014. – 120 с.
13. Холодов Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Академия, 2014. – 480 с.
14. Югова Е. Турова Т. Возрастная физиология и психофизиология. М.: Академия, 2012. – 420 с.
15. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие для образоват. программы по направлению 49.04.01 - "физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.]; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-М. : Человек, 2014. -200 с.